"Экспериментирование как эффективный способ обучения детей дошкольного возраста"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов , развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Актуальность
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование -эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения. Более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребёнка. Педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживать воспитанника. Создана соответствующая возрасту и требованиям предметно развивающая среда. Формирование основ целостного мировидения детей в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
Сформированность интереса к элементарному экспериментированию . Умение видеть и выделять проблему. Целеустремленность , целенаправленность, целеполагание. Умение планировать деятельность. Обращение с элементарными приборами. Умение анализировать и делать выводы , умозаключения. Повышение познавательной активности, любознательность. Развитие мыслительных операций ( анализ, синтез, классификация, обобщение ). Инициативность, самостоятельность , саморегуляция деятельности. Осознанность деятельности. Воля (упорство в достижении цели , настойчивость , доведение дела до конца ). Развитие речи: связность, логичность, доказательность. Что дает экспериментальная деятельность для развития личности ребенка
Связь теории с практикой. Развивающий характер воспитания и обучения. Индивидуализация и гуманизация образования. Природосообразность – акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников. Целостность и системность обучающего процесса. Взаимодействие трёх факторов: детский сад, семья, общество. Основные принципы организации детского экспериментирования
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование Развитие речи Изобразительная деятельность труд Чтение худ.литературы фэмп наблюдение музыка Физическое воспитание
Создание условий для самостоятельного экспериментирования
Приборы – помощники: микроскопы, увеличительные стёкла, чашечные весы, песочные часы, компас и магниты. Прозрачные и непрозрачные сосуды, пластиковые бутылки, стаканы, ведёрки, воронки. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупны и мелкий песок, птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть. Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянный, пластмассовые и металлические предметы и деревянные катушки. Разные виды бумаги: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стёкла, формочки, стики , нитки. Оснащение детской лаборатории
Приборы - помощники
Природные материалы
Бросовый материал
Разные виды бумаги
Медицинские материалы
Прочие материалы
Дополнительное оборудование
Литература
Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Проявления познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. Сформированность основ диалектического мышления. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. Сформированность коммуникативных навыков. Предполагаемый результат детского экспериментирования
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на обучение эффективным способам общения детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения на обучение эффективным способам общения детей дошкольного возраста...
Лепбук как современное и эффективное средство обучения детей дошкольного возраста.
Актуальность данного опыта работы состоит в том, что в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности...
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах.
Статья на тему: "Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах." Дети дошкольного возра...
Консультация для воспитателей «Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике»
консультация...
ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возможности песочницы в закрытом помещении....
«Перфокарты, как одно из эффективных средств обучения детей дошкольного возраста ».
В условиях введения ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет инновационные подходы и методы для более эффективной работы с детьми. Педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания путём сам...
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...