Консультация для воспитателей «Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике»
консультация по математике

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»

Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Васильевское, д.42/1

Консультация для воспитателей:

«Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике»

Подготовила: воспитатель 1 категории Антропова М.А.

Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике


Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике

Реализация Концепции математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования. Дошкольное образование является первым уровнем (первой ступенью) в этой общей системе. В связи с этим, необходимо начинать процесс математического образования уже в детском саду. В условиях реализации ФГОС ДО, важно сделать процесс математического развития детей дошкольного возраста привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольниковреализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

Реализуя Концепцию математического образования, я ставлю перед собой следующие задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Из всего многообразия занимательного математического материала я выбрала для своей работы систему раннего развития, созданная советскими педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными.

Методика Никитиных, или система Бориса Никитина, представляет собой комплекс развивающих, творческих, интеллектуальных игр для детей разных возрастов кубики «Сложи узор». Игры Никитина «Сложи узор» не только безумно нравятся детям, но и невероятно полезны для раннего развития.

В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры.

Кроме того, малыш начинает различать понятия «маленький – большой»«низкий – высокий», запоминает основные цвета и многое другое.

Игра учит мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Она также развивает навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами.

Хотелось бы отметить игровой альбом "Маленькие логики" для детей 3-4-х лет и представлен играми, способствующими развитию предпосылок логического мышления. В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:

– представление о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цвете (красный, желтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур;

– расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленькийвыражений: "все красные (синие, желтые)", "все большие (маленькие)", "все квадратные (круглые, прямоугольные, треугольные)", "все круглые синие", "все треугольные красные", "такой же круглый и красный", "такой же прямоугольный и синий" и др.

– умения группировки по одному признаку: форме, понимание смысла выражения "такой же по форме";

– умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения "такой же по цвету и форме";

– внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;

– умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).

Также заслуживает большого внимания Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).

Не менее увлекательны палочки Кюизенера. Знакомя детей с палочками и блоками, я считала, что для моих малышей будет сложно их освоить. Но я ошиблась. Освоение произошло очень быстро. Используя данные палочки в работе, дети не только осваивают цвет, величину, число деталей, учатся ориентироваться на плоскости, но и могут соотносить с образцом на картинке, работают в паре, у них развивается мышление, речь, память. В выкладывании плоскостных изображений дети фантазируют, придумывая новые фигуры.

В работе с детьми старшего возраста мною использовался набор «Занимательная математика» – это целая россыпь счетных материалов и цифр. Эта игра формирует представление о числах, геометрических фигурах, обучению счету, сложению, вычитанию. Как показывает мой опыт, при использовании этого пособия, у детей улучшается мышление, наблюдательность и внимание. Так же в работе с детьми старшего дошкольного возраста применяю традиционные дидактические игры. Среди них достойное место занимает математический планшет. Впервые в литературе этот дидактический материал упоминается названим "Геоборд" (Geobord – геометрическая доска) Калебом Гаттегно (Galeb Gattegno) в 50-е годы XX века. "Геобод", по мнению Гаттегно, дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивать индуктивное и дедуктивное мышление, получить представление о симметрии, трансформации размера и формы.

"Геоборд" как учебное пособие для школьников широко используется за рубежом.

Математический планшет использует такое же поле (25 штырьков) как и "Геоборд". К этому пособию разработана оригинальная методика, для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Новый дизайн пособия ("два в одном") расширяет обучающие возможности планшета (знакомство с часами, деление целого на части). Эти планшеты могут прочно соединяться между собой.

Педагог может использовать 4 соединенных планшета, как демонстрационное поле. Объединённые планшеты удобны для совместных игр детей, а также для игр в семье.

Математические планшеты устойчивы, их можно складывать "стопочкой" сохранив "картинку", что обеспечивает удобство хранения.

При организации развивающих игр я обращаю внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть, заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Применение выше перечисленных игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическимзнаниям важно сотрудничество детского сада и родителей. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Именно поэтому родители моих воспитанников являются активными участниками мастер - классов, открытых показов, совместных мероприятий. Мною проводятся выставки наглядных пособий и дидактических игр, где родители знакомятся с задачами и содержанием (в том числе с вышеназванными); консультации «Математические игры в домашних условиях»; изготовлены буклеты для родителей «Занимательная математика», подготовлен информационный материал «Как развить у ребёнка математические способности»«Математика для всей семьи».

Занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективный метод социализации детей дошкольного возраста

Презентация  воспитателя МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Журавлёвой Евгении Евгеньевны из опыта работы по теме:  «Использование современной технологии «Социальн...

Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Содержит выступление на городском методическом объединении педагогов. В материале представлены  инновационные технологии для развития детской речи...