Проект на тему «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии» в средней группе
проект (средняя группа) по теме

Мягкова Наталья Викторовна

Информационно-практико-ориентировочный проект по ознакомлению детей дошкольного возраста и их родителей с творчеством татарского писателя и поэта Габдуллы Тукая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tukay_6_gr_umensh.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Габдулла Тукай – солнце татарской

поэзии»  в средней группе №6  «Зачарованный лес» воспитателей Миннебаевой Е.Б., Мягковой Н. В.

«Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда»

Минтимер Шаймиев

Введение.

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине,  Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2016  года исполняется 130 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю.

Проект «Габдулла Тукай – солнце  татарской поэзии» направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая. Он рассматривает доступ к культурному наследию великого татарского поэта. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая  ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

  •  Актуальность: Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.     Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие. Проект «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии» направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей.  Он рассматривает доступ  к культурному  наследию татарского  поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
  • Проблема проекта  Большинство современных детей потеряли интерес к книге и чтению литературных произведений,  им тяжело воспринимать художественные образы.
  • Цель проекта Приобщение детей к творческому наследию Габдуллы Тукая, повышение интереса к книге.
  • Задачи проекта 

Продолжать знакомить с произведениями Г. Тукая;

Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду. Воспитывать умение видеть и ценить  красоту родной природы;

Расширять представления родителей о татарской детской литературе;

 Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. 

  • Методы, используемые в проекте 

словесные:

чтение произведений,

 беседа,

 рассказывание,

 консультации;

 заучивание стихотворений;

наглядные:

рассматривание иллюстраций,

просмотр мультфильмов по произведениям  Г. Тукая, рассматривание рисунков и поделок совместного творчества  родителей  и детей по произведениям Тукая,

ширма и папка – передвижка «Габдулла Тукай»,

просмотр презентации «Жизнь и творчество Г. Тукая», организация выставок,

сбор фотоматериала,

информационно-агитационные стенды,

личный пример взрослых,

театрализованные представления,

просмотр видеоинформации

 практические:

анкетирование,

драматизация по произведениям Г. Тукая,

продуктивная деятельность детей по произведениям Г.Тукая (рисование, лепка, аппликация),

дидактические игры, 

театрализованные игры - ситуации

  • Предполагаемые результаты проекта

Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве    татарского поэта Габдуллы Тукая.

Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.

Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности. 

Появится понимание родителей важности семейного чтения.

Родители будут вовлечены в единое пространство «Семья – детский сад».

  • Срок проведения проекта  18- 22 апреля 2016 год
  1. Этапы проекта:
  • Организационный этап:

- анализ первичной диагностики по проблеме проекта; анкетирование родителей «Габдулла Тукай» (приложение №1); 

- обсуждение целей и задач проекта с участниками; 

- выбор форм работы;

- составление перспективного плана работы с детьми по данной теме;

- составление плана работы с родителями;

- определение материала: дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.;

- создание условий в группе для реализации проекта;

- создание » в группе центра «Книги Г. Тукая»;

- привлечение родителей к участию в проекте

  • Продуктивный этап 

      Краткое содержание по направлениям:  

например:

  • Система образовательной деятельности содержала:

Образовательная область «Речевое развитие»

чтение произведений Габдуллы Тукая: стихотворения «Четыре времени года», «Малыш и мотылек»,  «Ласточка», «Озорной котенок» «Забавный ученик», басня «Добром на добро», сказка «Шурале», сказка «Водяная»;

драматизация по стихотворениям «Малыш и мотылёк», «Забавный ученик»;

обогащение словаря: батыр, аул, кров;

слушание аудиозаписи стихотворения «Ласточка» Г. Тукая;

заучивание авторского стихотворения к сказке «Су анасы» («Водяная»);

заучивание стихотворений «Наша семья» Г. Тукай; «Малыш и мотылёк» Г. Тукай; «Забавный ученик» Г. Тукай

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

нравственно – этические беседы по прочитанным произведениям Г. Тукая;

театрализованные игры – ситуации:  «Малыш и мотылёк», «Забавный ученик»

Образовательная область «Познавательное развитие»

рассказ воспитателя «Детство Г. Тукая»;

презентация «Детство Г. Тукая»;

наблюдения за явлениями природы;

загадывание загадок «Четыре времени года»;

Мультимедиа: просмотр мультфильмов на татарском языке по мотивам стихотворений Г. Тукая «Кызыклы шәкерт»(«Забавный ученик»), «Гали белән Кәҗә»(«Гали и коза»), «Бүләк кемгә?» («Чьи подарки?»), «Кырлай», «Бала белән Күбәләк» («Малыш и мотылёк»), «Шаян песи» («Озорной котёнок»)

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

рисование «Озорной котёнок», «Времена года»;

лепка «Озорной котёнок»

слушание аудиозаписи песни “И туган тел, и матур тел...”

Образовательная область «Физическое развитие»

имитация: порхание  мотыльков на лужайке (по стихотворению «Малыш и мотылёк»);

имитация:  игра котёнка с клубочком ниток (по стихотворению «Озорной котёнок»)

  • В ходе проекта были востребованы следующие виды  самостоятельной деятельности детей: рисование, лепка по произведениям Г. Тукая; драматизации по стихотворениям «Малыш и мотылёк», «Забавный ученик»
  • Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы (разработаны) следующие формы игровой деятельности: д/и «Угадай сказку» (по иллюстрациям), «Из какой сказки герой» (Лото), «Угадай произведение по предложению», загадывание загадок;
  • С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй:

оформление папки – передвижки «Г. Тукай»;

показ презентации «Жизнь и творчество Г. Тукая»;

консультация «Как подружить малыша с книгой  Г. Тукая»;

консультация «Воспитываем, советуясь с книгой»:

обновление «Центра краеведения» (иллюстрации девочки и мальчика в татарских национальных костюмах);

изготовление костюма «Су анасы» по сказке «Су анасы»  Г. Тукая для участия в муниципальном мероприятии

“Мин татарча сөйләшәм”  в параде костюмов по произведениям Г. Тукая;

совместное творчество родителей и детей: рисунки и поделки по произведениям Г. Тукая «Мы любим сказки Г. Тукая» (Приложение №2)

  • Презентативный этап: выставка рисунков совместного творчества родителей и детей по произведениям Г. Тукая «Мы любим сказки Г. Тукая» (Приложение №2)
  • Заключительный (итоговый) этап: Освещение мероприятий проекта «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии» на сайте группы; Праздник «Габдулла Тукай»

3. Заключение

В ходе проекта у детей,  родителей, воспитателей  продолжилась формироваться мотивация к получению новых  знаний о татарском поэте Г. Тукае и его произведениям. Также немаловажный результат принес творческий аспект проекта: у детей закрепилось желание созидать, творить по произведениям Г. Тукая, оставившим наиболее эмоциональный отклик, появился интерес к образному слову, укрепились нравственные понятия и положительная эмоциональная сфера.

Ожидаемые результаты проекта реализованы полностью:

- Сформирована целостная система работы по

ознакомлению с жизнью и творчеством татарского поэта;

- Создан интерес у детей,  родителей  и педагогов к его

произведениям;

- Обновление «Центра краеведения и УМК»  в группах;

- Возникновение  желание у детей, родителей и педагогов к поисковой  деятельности в рамках творчества поэта;

- Рефлексия проводимых мероприятий в ходе  реализации проекта.

А также в ходе  совместной работы над проектом   укрепилось и активизировалось сотрудничество педагогов ДОУ и родителей. 

4. Список литературы.

Интернет – ресурсы;

Закирова К. В. «На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей»;

Г. Тукай «Шурале» (в переводе Семёна Липкина)

5.  Приложения

Приложение №1.

Анкета для родителей «Габдулла Тукай».

1. Считаете ли нужным читать детям книги?

2. Читаете ли вы детям книги?

3.Обычно в какое время вы уделяете чтению с детьми?

4. Знаете ли вы кто такой Габдулла Тукай?

5. Когда день рожденье Габдулле Тукаю?

6. Перечислите  произведения  Г. Тукая, написанные для детей.

7. Как вы считаете, носят ли произведения  Г. Тукая воспитывающий  характер?

8. Какие качества воспитывают в детях  произведения  Г. Тукая?

9. Что  бы вы хотели узнать о Г. Тукае?

10. Как вы считаете, необходимо ли знакомить детей дошкольного возраста  с произведениями Г. Тукая?

Спасибо за сотрудничество. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему "В гости к почтальону Печкину" для средней группы

Творческий проект на тему "В гости к почтальону Печкину". для средней группы...

Конспект занятия "Тукай - солнце татарской поэзии" для детей старшего возраста

Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего возраста...

Проект на тему: «Изучение правил дорожного движения» для детей средней группы

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста  отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать чт...

Паспорт проекта по теме: «Безопасность детей в природе» /для детей средней группы/

В данном проекте отражена актуальность, поставлена цель , расписан план реализации проекта...

Проект на тему "Мы встречаем Новый год" для воспитанников средней группы

Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника...

Проект на тему: «Сказка в гости к нам пришла» (Средняя группа).

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства....

Краткосрочный проект По теме: «9 мая — День Победы!» для детей средней группы

Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Актуальность: Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. К сожалению, с каждым днем ...