Конспект занятия "Тукай - солнце татарской поэзии" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekttukay_-_solntse_tatarskoy_poezii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Занятия по развитию речи
на тему: «Тукай – солнце татарской поэзии»
для воспитателей МДОУ №6
на неделе педагогического мастерства
воспитатель: Мягкова Н. В.
май 2011 г
Ход:
Девочка 1: Именины, именины!
Девочка 2: У Володи, Шуры, Нины? У девчонок и мальчишек?
Девочка 1: Нет! У наших книжек (показывает на стенд). У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей.
Воспитатель: Посмотрите сколько сразу собралось у нас гостей! Поздоровайтесь ребята с гостями (дети здороваются и садятся).
Вос: А гости собрались не зря. Много-много лет тому назад, а если быть точнее ровно 125 лет назад, 26 апреля родился Габдулла Тукай (показ портрета). Вы знаете кто это?
(Это татарский поэт)
Г. Тукай – это великий татарский поэт. Ментимер Шаймиев, 1-ый президент РТ, сравнивал Тукая с солнцем, настолько значим Тукай для татарского народа. Послушайте, как красиво сказал он о поэте: «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда!»
И правда, поэзия Габдуллы Тукая как солнышко освещает нам дорогу к добру и учит нас любить родной край.
Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали, учили произведения Г. Тукая, а теперь вот и мы познакомимся с ними. И сегодня я хочу проверить ваши знания. Вы готовы? (Да)
Тогда вам 1-ое задание: «Угадай, чей портрет»
Он похож на человека,
очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом
в палец наш величиной.
У него же в пол аршина
пальцы на руках кривых,
десять пальцев безобразных,
острых, длинных и прямых.
Кто это? (Шурале)
Из какой он сказки? (Шурале)
Чему учит нас эта сказка? (Быть смелым и находчивым)
Кто в этой сказке проявляет смелость и находчивость? (Джигит)
Приведите пример из сказки, подтверждающий находчивость Д. (Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели)
На какого героя из этой сказки вы хотели бы быть похожими? (На Джигита)
Почему? (Он смелый, находчивый, трудолюбивый)
Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам 2-ое задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.
«Золотым блестящем гребнем над зеркальною водой космы ведьма продирает, прядью тешится седой» (Водяная)
Кто скажет, в чём смысл этой сказки? (Чужое брать нельзя)
Вспомните, какими словами поэт преподносит урок: «Есть хозяин или нет ввек чужого не бери» Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.
Габдулла Тукай очень любил детей, не зря он создал для них столько поучительных стихотворений, в которых призывал ребят быть послушными, трудолюбивыми. И следующее наше задание – это игра «Тимербай».
Напомню правила: водящий в кругу загадывает стихотворение Г. Тукая, показывает его движениями, а мы постараемся его отгадать.
Физ. минутка «Тимербай»
5 детей у Тимербая (показывает 5 пальцев на руке)
Вместе весело играют (хлопает в ладоши)
В речке быстро искупались (движение руками, изображающее плавание)
Нашалились, наплескались, (движение руками, изображающее плескание в воде)
Хорошенько все отмылись
И красиво нарядились.
Но ни есть, не пить не стали (движение «ложкой-чашкой», отрицание)
В лес под вечер побежали,
Сделали вот так!
Водящий показывает движение.
Стихи: «Озорной котёнок»
«Забавный ученик»
«Не всё то золото, что блестит»
Одно стих-е угадывают гости.
Молодцы, всё отгадали, садитесь.
Ребята, у нас осталась одна сказка, которую мы хорошо знаем, но ещё не говорили о ней. Назовите её. (Сказка о козе и баране)
Я предлагаю поиграть в эту сказку. Выходите, артисты.
Драматизация «Сказка о козе и баране»
Шли коза с бараном, нашли волчью голову и взяли её с собой.
Идут и вдруг заметили костёр невдалеке.
Баран сказал козе: «У этого костра спокойно мы поспим до самого утра. Пойдём! Боясь огня, к нам волки не придут, не догадаются, что близко наш приют».
Пришёлся по душе козе такой совет: «Согласна я, сосед!»
Вот подошли к огню, увидели очаг. Но почему же свет померк у них в очах? В смятении коза, оторопел баран. Но крикнули они волкам: «Привет вам, господа!»
Волков обрадовал нежданный их приход:
Волк 1: «Отменным кушаньем наполнится живот! Мы всласть насытимся закускою мясной. Приправим кашу мы бараном и козой!»
Коза: «Внимание, господа! У нас имеется обильная еда! Что ты стоишь, баран? Живее ротозей. Нам волчью голову достань-ка, поскорей!»
Стучит, шумит, кричит коза: «Ме-ме, ме, ме. Четырнадцать голов у нас в суме. Ах, до чего, баран, ты глуп и бестолков! Тащи-ка самую большую из голов!»
Испуганным волкам теперь не до еды. У них одна печаль: как выйти из беды!
Волк 2: «Недостаёт воды. Найду ручей в лесу. Я мигом обернусь и воду принесу. Чтоб каша не была невкусной и сухой»
Ушёл он, волки ждут. Проходит час, другой. Поднялся волк второй: «Я по воду пойду – и его найду и приведу»
Поднялся третий волк, за ним четвёртый. И побежали прочь от страшного врага. Остались лишь баран с козой у очага. И оба, поварам оказывая честь, придвинулись к огню и стали кашу есть. Потом, довольные, у тёплого костра заснули сладким сном до самого утра.
В: вот, ребята, находчивость и смелость барана и козы спасли им жизнь.
Спасибо, артисты. В чём смысл этой сказки? (Надо быть смелым и находчивым)
И ещё одно задание: В одной из сказок Г. Тукай ярко описывает природу деревни, где провёл детство. Как называется эта сказка? (Шурале) Как называется эта деревня? (Кырлай)
А сейчас, ребята, я вам расскажу о Тукае.
Г. Тукай родился в деревне Кушлавыч. Но так сложилась судьба, что он рано осиротел. Отец умер, когда Габдулле было всего 4 от роду, а когда ему исполнилось 4 года, не стало и матери.
Габдуллу взяли другие люди. Так он и оказался в деревне Кырлай, где жил у крестьянина Сагди.
Вот этот дом (показ). Он до сих пор стоит в деревне Кырлай.
Теперь в Кырлае есть и дом-музей Тукая, и памятник Тукаю. (показ)
Люди, которые хотят больше узнать о любимом поэте, посещают эти места, ходят на экскурсии.
Памятник и музей Тукаю есть и в городе Казань. Вот он (показ).
В честь Г. Тукая названы улицы в Казани, Васильево, Зеленодолске и других городах и сёлах Р. Татарстан. Люди помнят своего поэта.
Учреждена премия Г. Тукая и знак лауреата государственной премии. Вот он (показ знака).
Премией и знаком награждаются люди-деятели культуры, искусства и литературы, которые так же много сделали для народа, как Тукай.
Тукай навсегда останется в нашей памяти. «Воды текут – берега остаются, листья осыпаются – ветки остаются, люди уходят – песни остаются»
Нет Г. Тукая, но его сказки, стихи, песни продолжают жить. Послушайте песню на слова Габдуллы Тукая «Туган тел» - «Родной язык» (песня).
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.
В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...
Конспект коррекционной логопедической деятельности для детей старшего возраста по теме "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, словосочетаниях"
ТЕМА: Автоматизация звука [С] слогах, словах, словосочетаниях без стечения согласных....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР "Профессии".
Цели:Активизировать словный запас....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»
Сформировать у детей представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть), познакомить с тремя состояниями воды (жидкость, пар, лёд.)...
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. Тема: «Знакомство детей с водой и её свойствами»
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. ...