Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
консультация на тему
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_opytov.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников.
Воспитатель МАДОУ № 5 » МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА
Варлашова Инга Анатольевна
Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся экологической катастрофы , является одной из наиболее актуальных и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать проявлению чувства добра , сочувствия ,заботы ,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе ,сформулировать навыки экологического поведения в природе.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО
Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием ,видя зелёную траву ,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними , причинную зависимость .Умение « видеть» не даётся с рождения , оно постепенно воспитывается. Рассматривая ,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.
« Если хотите научить ребёнка логически мыслить , ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.
Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Н.Н. Кондратьева и другие.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
В результате диагностики детей я выяснила , что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.
Я , поняла , что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами
Истинно развивающей средой является та , в которой ребёнок может самостоятельно действовать.
В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой , дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными , ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт .Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов обьяснения воспитателем) элементарная деятельность. Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы » где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.
В работе я использую элементарные опыты.
Песок и глина
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт . Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького
Магнит
«Притягивает – не притягивает»
Показать простейшие действия с магнитом , как он действует на разные предметы.
Вывод: К магниту притянулись все железные предметы . Значит, магнит притягивает железные предметы.
Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. И т. д.
Оснащение детской лаборатории:
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: пищевые красители, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей «Поможем фиксикам», « Мы исследователи», « Экспедиция в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо , чтобы дети, обсуждая выполненную работу пришли к выводу своих знаний. Знания , полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности , дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так как могут погибнуть корни. На собрании родителей я познакомила с консультацией « Зелёный доктор на окне »» Маленькие хитрости для проведения наблюдений и экспериментов в природе и дома»
Усваивается все опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Наш процесс познания творческий и наша задача – поддержать и развивать ребёнка , так как исследования предоставляет ребёнку самому найти ответы на вопросы « КАК» и удовлетворить свою любознательность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...
Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»...
Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....