Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_prizentsova_e.a.-poslednyaya.pptx | 2.73 МБ |
vystuplenie_k_master-klassu_prizentsova_e.a.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А ктуальность ФГОС ДО п.1.1 «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего…. познавательной и исследовательской деятельности..» п.1.4 «Основные принципы ДО: - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; п.1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач: -создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. п.2.6 «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений… объектах окружающего мира…..» п.2.7. «познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка »
Познавательная и исследовательская деятельности направлены на решение следующих задач: Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, любознательности
«Под экспериментально-опытнической деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. в процессе познания окружающего мира» Виды э кспериментально-опытнической деятельности (организуемой с дошкольниками в ДОУ) Эксперимент Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях . ( Т.А.Серебрякова ) -это процедура выполняемая для опровержения или подтверждения гипотезы или предположения. ( Википепия )
Чем отличается эксперимент от опыта? Эксперимент Опыт -единичное исследование; -призван подтвердить гипотезу; -объект наблюдений преобразуется; -заранее известно что получит ся м ножественное исследование; призван закрепить гипотезу на практике; не изменяет объекты наблюдений и явлений; может получиться что-то не известное
1 .Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); 2 .Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; 3 .Проверка гипотез; 4 .Подведение итогов, вывод; 5 .Фиксация результатов; 6 . Вопросы детей .
Сравнительный анализ опыта и эксперимента: «Вода-растворитель, очищение воды» Цели : выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. « Будет ли резиновый мяч лежать на наклонной поверхности» Цели : выяснить, будет ли круглый предмет (мяч) лежать на наклонной поверхности. Установить свойства предметов.
Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом» Москва, 2001 г; Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Детство-Пресс, Санкт – Петербург 2013 г; Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва, «Просвещение» 2005 г; Тугушева Г.П. , Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста », Детство-Пресс, Санкт – Петербург 20 09 г ; Серебрякова Т.А. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста », Издательский центр “ Академия ” , Москва 2013г ; Методические материалы:
Предварительный просмотр:
Выступление к мастер-классу
«Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития
познавательных способностей старших дошкольников»
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Призенцова Елена Александровна представляю вашему вниманию педагогический мастер-класс по
теме :«Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития
познавательных способностей старших дошкольников»
2 слайд
Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на реализацию
Программы , в формах специфических для дошкольников данной возрастной группы. Такой формой для детей дошкольного является познавательная и исследовательская деятельности. Кроме того в соответствии со Стандартом, Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации, развитие познавательных действий. Нам практикам дошкольного образования хорошо известно , что все это успешно развивается у дошкольника в процессе экспериментально-опытнической деятельности. Вы согласны со мной?
3 слайд
Как вы думаете, уважаемые коллеги, какие задачи дошкольного образования успешно реализуются в процессе познавательной и исследовательской деятельности?
Подведем итоги:
- у дошкольников формируется диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
-развивается познавательный опыт; поисково-познавательная деятельность; - а также мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- кроме того, это форма поддержки детской инициативы, сообразительности, самостоятельности, любознательности и т.п.
Думаю , сейчас мы все еще раз убедились в актуальности и важности использования в работе с дошкольниками такой формы развития познавательных способностей и действий как экспериментально-опытнической деятельности.
4 слайд
Давайте еще раз обозначим и вспомним, что такое экспериментально-опытническая деятельность, что это за вид и форма деятельности, в чем ее особенность? (ответы педагогов).
Серебрякова дает такое определение экспериментально- опытнической деятельности- – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, т.е. в процессе познания окружающего мира.
А теперь давайте уточним, какие виды экспериментально- опытнической деятельности мы организуем с детьми в детском саду?, (ответы педагогов).
Итак подведем итоги:
-в рамках реализации Программы мы организуем с детьми опыты и эксперименты.
-эксперимент-процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории;
-опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
5 слайд
Как вы думаете, эксперимент и опыт имеют ли они отличия друг от друга?
И если отличаются то, чем? (ответы педагогов).
Подведем итоги нашего обсуждения:
-Последовательность (эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт закрепить её на практике)
-Множественность (единичное исследование – эксперимент, множественное - опыт)
-Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно)
- И эксперимент и опыт мы дошкольные работники называем экспериментально-опытнической деятельностью.
6 слайд
А теперь давайте вспомним структуру организации опытнической деятельности, т.е ее этапы. Предлагаю вам назвать их.
-С чего она начинается?
1.Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2.Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3.Проверка гипотез;
4.Подведение итогов, вывод;
5.Фиксация результатов;
6.Вопросы детей.
…..
7 слайд
А теперь я предлагаю вам поучаствовать в экспериментально-опытнической деятельности. Предлагаю вам подойти к столам и занять места.
- Опыт «Вода-растворитель, очищение воды»
(У вас на столах стаканы с водой, соль, сахар, мука, растительное масло. Помогите мне пожалуйста разобраться, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде, какие ваши предположения? )
- Эксперимент «Будет ли резиновый мяч лежать на наклонной поверхности?»
Скажите, что из этого опыт, а что эксперимент ? почему вы так считаете? (ответы педагогов)
8 слайд
В завершении моего мастер-класса, хочу познакомить вас с подборкой методической литературы по теме. Готова выслушать и ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
Презентация Консультация для педагогов на педагогический час «Декоративно – прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Презентация - консультация для педагогов "Декоративно - прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников"...
Мастер - класс «Техника "Пейп-арт" как способ развития творческих способностей у дошкольников».
Повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению новой техники "Пейп – арт"....
Детско-родительский клуб "Скоро в школу". Мастер-класс на тему "Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития старших дошкольников"
Развитие познавательных способностей, активности детей старшего дошкольного возраста....
Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...
Презентация Детские мастер-классы как способ развития и поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Презентация "Детские мастер-классы как способ развития и поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников"...