Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Призенцова Елена Александровна

Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития  познавательных способностей старших дошкольников»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской конкурс профессионального мастерства «Искусство быть в профессии» Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность к ак форма развития познавательных способностей старших дошкольников» Подготовил: воспитатель Высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10» Призенцова Елена Александровна г. Дзержинск Нижегородской области 2023 год

Слайд 2

А ктуальность ФГОС ДО п.1.1 «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего…. познавательной и исследовательской деятельности..» п.1.4 «Основные принципы ДО: - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; п.1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач: -создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. п.2.6 «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений… объектах окружающего мира…..» п.2.7. «познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка »

Слайд 3

Познавательная и исследовательская деятельности направлены на решение следующих задач: Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, любознательности

Слайд 4

«Под экспериментально-опытнической деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. в процессе познания окружающего мира» Виды э кспериментально-опытнической деятельности (организуемой с дошкольниками в ДОУ) Эксперимент Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях . ( Т.А.Серебрякова ) -это процедура выполняемая для опровержения или подтверждения гипотезы или предположения. ( Википепия )

Слайд 5

Чем отличается эксперимент от опыта? Эксперимент Опыт -единичное исследование; -призван подтвердить гипотезу; -объект наблюдений преобразуется; -заранее известно что получит ся м ножественное исследование; призван закрепить гипотезу на практике; не изменяет объекты наблюдений и явлений; может получиться что-то не известное

Слайд 6

1 .Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); 2 .Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; 3 .Проверка гипотез; 4 .Подведение итогов, вывод; 5 .Фиксация результатов; 6 . Вопросы детей .

Слайд 7

Сравнительный анализ опыта и эксперимента: «Вода-растворитель, очищение воды» Цели : выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. « Будет ли резиновый мяч лежать на наклонной поверхности» Цели : выяснить, будет ли круглый предмет (мяч) лежать на наклонной поверхности. Установить свойства предметов.

Слайд 8

Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом» Москва, 2001 г; Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Детство-Пресс, Санкт – Петербург 2013 г; Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва, «Просвещение» 2005 г; Тугушева Г.П. , Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста », Детство-Пресс, Санкт – Петербург 20 09 г ; Серебрякова Т.А. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста », Издательский центр “ Академия ” , Москва 2013г ; Методические материалы:



Предварительный просмотр:

Выступление к мастер-классу

«Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития

познавательных способностей  старших дошкольников»

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Призенцова Елена Александровна представляю вашему вниманию педагогический мастер-класс по

теме :«Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития

познавательных способностей  старших дошкольников»

2 слайд

Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на реализацию

Программы , в формах  специфических для дошкольников данной возрастной группы. Такой формой для детей дошкольного является   познавательная  и исследовательская  деятельности.  Кроме того в соответствии со Стандартом, Познавательное развитие   предполагает  развитие любознательности, познавательной мотивации, развитие познавательных действий. Нам  практикам дошкольного образования хорошо известно , что все это успешно развивается у дошкольника в процессе экспериментально-опытнической деятельности. Вы согласны со мной?

3 слайд

Как вы думаете, уважаемые коллеги, какие задачи дошкольного образования успешно реализуются в процессе познавательной и исследовательской деятельности?

Подведем итоги:

- у дошкольников  формируется диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

-развивается   познавательный опыт; поисково-познавательная деятельность; - а также мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- кроме того, это форма  поддержки  детской инициативы, сообразительности,  самостоятельности, любознательности и т.п.

     Думаю , сейчас мы все еще раз убедились в актуальности и важности использования в работе с дошкольниками  такой  формы развития познавательных способностей и действий  как экспериментально-опытнической деятельности.

4 слайд

Давайте еще раз обозначим и вспомним, что такое экспериментально-опытническая деятельность, что это за вид и форма   деятельности, в чем ее особенность? (ответы педагогов).

  Серебрякова дает такое определение экспериментально- опытнической деятельности-  – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, т.е. в процессе познания окружающего мира.

А теперь давайте уточним, какие виды экспериментально- опытнической деятельности мы организуем с детьми в детском саду?, (ответы педагогов).

Итак подведем итоги:

-в  рамках реализации Программы мы организуем с детьми опыты и эксперименты.

-эксперимент-процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории;

-опыт- это  наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

5 слайд

Как вы думаете, эксперимент и опыт имеют ли они отличия друг от друга?

И если отличаются то, чем? (ответы педагогов).

Подведем итоги нашего обсуждения:

-Последовательность (эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт закрепить её на практике)

-Множественность (единичное исследование – эксперимент, множественное - опыт)

-Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно)

- И эксперимент и опыт мы дошкольные работники называем экспериментально-опытнической деятельностью.

6 слайд

А теперь давайте вспомним  структуру организации опытнической деятельности, т.е ее этапы. Предлагаю вам назвать их.

-С чего  она начинается?

1.Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2.Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3.Проверка гипотез;

4.Подведение итогов, вывод;

5.Фиксация результатов;

6.Вопросы детей.

…..

7 слайд

А теперь я предлагаю вам  поучаствовать  в экспериментально-опытнической деятельности. Предлагаю вам подойти к столам и занять места.

  1. Опыт  «Вода-растворитель, очищение воды»

(У вас на столах стаканы с водой, соль, сахар, мука, растительное масло. Помогите мне пожалуйста разобраться, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде, какие ваши предположения? )

  1. Эксперимент  «Будет ли резиновый мяч лежать на наклонной поверхности?»

 Скажите, что из этого  опыт, а что эксперимент ? почему вы так считаете? (ответы педагогов)

8 слайд

В завершении моего мастер-класса, хочу познакомить вас  с подборкой методической литературы по теме. Готова выслушать и ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Презентация Консультация для педагогов на педагогический час «Декоративно – прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Презентация - консультация для педагогов "Декоративно - прикладное  искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников"...

Мастер - класс «Техника "Пейп-арт" как способ развития творческих способностей у дошкольников».

Повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению новой техники "Пейп – арт"....

Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...

Презентация Детские мастер-классы как способ развития и поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Презентация "Детские мастер-классы как способ развития и поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников"...