Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (младшая группа).
статья (младшая группа) на тему

Основная задача сенсорного развития – накопление опыта, который далее позволит систематизировать знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

« Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»

(младшая группа)

                                                                 

                                                    Подготовила

воспитатель Котрухова А. В.

станица Ирклиевская

2016г.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

 Восприятие происходит при участии органов чувств ( глаз, ушей, кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

 Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Уровень чувствительности зависит от наследственности, состояния органов чувств и их развития.

 Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов, их удалённость и расположение в пространстве, читает, смотрит кино. С помощью слуха ребёнок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку. Осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны, но они не являются доминантными.

 Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

 В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуки, фонематический строй речи, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса ( солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые. Закрепить образы восприятия ребёнку помогают слова.

Задачи сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни.

В этот период ребёнку необходимы богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребёнка.

 В период жизни ребёнка двух лет задачи сенсорного воспитания усложняются. В этом возрасте его нужно познакомить  с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый),  звуками окружающего мира. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать их во время действий с предметами.

 Основная задача таких занятий – накопление опыта, который далее позволит систематизировать знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Способы действий ребёнка с предметами.

Чувственный опыт ребёнок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий: хаотические действия, метод проб и ошибок, зрительное соотнесение.

Особенности занятий с детьми младшей группы.

Внимание детей имеет непроизвольный характер. Поэтому создаются условия для реализации задач сенсорного воспитания.  Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Поэтому следует использовать игры, в процессе которых изучаемый признак становится для них значимым. Это можно добиться подбирая дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки Монтессори и доски Сегена), организуя подвижные игры с использованием игрушек, в которых невозможно достичь цели без учёта определённого признака предмета.

 При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.  В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

 Перед воспитателем была определена следующая цель по развитию  сенсомоторного восприятия малышей: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. 

Также были намечены следующие задачи:

-формировать сенсорные представления о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, умение замечать их форму, цвет, через дидактические игры);

- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

- создать условия для развития цветоразличения, формовосприятия, умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

-учить детей использовать различные способы обследования предметов;

- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел 

- воспитывать внимательность во время игры и умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Предметно – развивающая среда

Свою работу я начала с создания предметно – развивающей среды. Она не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по данному вопросу ,я пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

-Индивидуальные социально-психологические особенности детей.

-Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

-Возрастные особенности.

 Исходя из этих требований, я постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогли бы сформировать у детей сенсорные способности. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

 Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другому.

 Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары,кубы, кольца),предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. Также необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит на узкой короткой грани).

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

  Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры – упражнения по изобразительной деятельности (например:«Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.). В группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал:

-«Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)

-Конструкторы «Лего»

-Пазлы

-Кубики (разного цвета и величины)

-Пирамидки

-Игрушки – вкладыши

-Строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета).

 В работе я наметила следующие условия для выполнения задач: использование дидактических игр, создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Работа должна проводиться поэтапно. Сначала научить детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывать со словом. Развивать у ребят память, внимание, логическое мышление.

Для этого были использованы  дидактические игры: «Кубик с сюрпризом», «Разложи куб», «Где мышкин домик?», «Застёжки», «Зонтики для героев сказок», «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Подбери коврик для матрешки», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Цветные листочки», «Какие разные фигуры», «Геометрические вкладыши», «Крупная и мелкая мозаика», «Собери матрёшку», «Построй башенку из стаканчиков», «Разрезные картинки», «Шнуровка, «Большой и маленький», «Прищепки».

  Была использована презентация «Нарядные костюмы», где при демонстрации материала  воспитанники должны были определить геометрические фигуры, цвет, используемые в праздничных костюмах.

  Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Дети обменивались предметами. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки : «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», «Учись застегивать».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать основные цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Зонтики для героев сказок», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали цвета.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения . Родителями были сшиты платья синего, зеленого, желтого цветов. При одевании их нужно было подобрать бусы такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку. Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей. Для наглядного ознакомления с формой предметов был сшит многофункциональный куб, на одной из сторон изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, так и изображения предметов для выяснения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску. Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись.     Детям, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

  Во время игровых ситуаций дети отдавали предпочтение играм «Геометрические вкладыши», «Подбери по цвету», «Найди такую же». Раздаточный материал был распределён с учётом их желаний  и умений каждого воспитанника.

    Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

-Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

-Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

-Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

-Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Развитие речи

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: «Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью».

 Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания заключается  в частом восприятии художественных образов. Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста:

1.Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Чтобы решить данную проблему, следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

2.Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи расширению круга представлений:

-Организованное наблюдение,

-показы – инсценировки,

-рассказы по картинам,

-беседы,

-поддерживать самостоятельную деятельность детей.

Итак, речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр.

Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические приемы:

- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова-стихов, загадок, считалок, песенок)

- Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…).

–Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей…).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

-Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

 -Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

-Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,карточки, картинки, природный материал);

- Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

-Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;

-Объяснение хода и правил игры;

-Показ игровых действий.

Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Работа с родителями.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Для этого я провела анкетирование среди родителей «Значение сенсорного воспитания в жизни ребёнка»

После этого была проведена консультация на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. В родительском уголке я постоянно помещала материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона.

Работая над проблемой сенсорного развития, я провела консультации на следующие темы:

1.«Дидактические игры в организации детской жизни»

2.«Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

3.«Сенсорные способности малыша»

4. « Воспитание сенсорной культуры ребенка»

5.«Значение сенсорного воспитания»

Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей.

     Самым сложным этапом является формирование  умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности. В решении этого вопроса помогают ежедневные прогулки, экскурсии, где можно встретить буйство красок природы в разное время года, запечатлённые и отображенные в презентации «Сколько красок у природы?».

Подводя итог, можно сказать, что проведенная мною работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы сенсорного развития. В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

« Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»

(младшая группа)

                                                                 

                                                    Подготовила

воспитатель Котрухова А. В.

станица Ирклиевская

2016г.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

 Восприятие происходит при участии органов чувств ( глаз, ушей, кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

 Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Уровень чувствительности зависит от наследственности, состояния органов чувств и их развития.

 Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов, их удалённость и расположение в пространстве, читает, смотрит кино. С помощью слуха ребёнок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку. Осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны, но они не являются доминантными.

 Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

 В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуки, фонематический строй речи, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса ( солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые. Закрепить образы восприятия ребёнку помогают слова.

Задачи сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни.

В этот период ребёнку необходимы богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребёнка.

 В период жизни ребёнка двух лет задачи сенсорного воспитания усложняются. В этом возрасте его нужно познакомить  с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый),  звуками окружающего мира. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать их во время действий с предметами.

 Основная задача таких занятий – накопление опыта, который далее позволит систематизировать знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Способы действий ребёнка с предметами.

Чувственный опыт ребёнок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий: хаотические действия, метод проб и ошибок, зрительное соотнесение.

Особенности занятий с детьми младшей группы.

Внимание детей имеет непроизвольный характер. Поэтому создаются условия для реализации задач сенсорного воспитания.  Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Поэтому следует использовать игры, в процессе которых изучаемый признак становится для них значимым. Это можно добиться подбирая дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки Монтессори и доски Сегена), организуя подвижные игры с использованием игрушек, в которых невозможно достичь цели без учёта определённого признака предмета.

 При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.  В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

 Перед воспитателем была определена следующая цель по развитию  сенсомоторного восприятия малышей: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. 

Также были намечены следующие задачи:

-формировать сенсорные представления о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, умение замечать их форму, цвет, через дидактические игры);

- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

- создать условия для развития цветоразличения, формовосприятия, умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

-учить детей использовать различные способы обследования предметов;

- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел 

- воспитывать внимательность во время игры и умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Предметно – развивающая среда

Свою работу я начала с создания предметно – развивающей среды. Она не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по данному вопросу ,я пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

-Индивидуальные социально-психологические особенности детей.

-Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

-Возрастные особенности.

 Исходя из этих требований, я постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогли бы сформировать у детей сенсорные способности. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

 Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другому.

 Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары,кубы, кольца),предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. Также необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит на узкой короткой грани).

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

  Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры – упражнения по изобразительной деятельности (например:«Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.). В группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал:

-«Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)

-Конструкторы «Лего»

-Пазлы

-Кубики (разного цвета и величины)

-Пирамидки

-Игрушки – вкладыши

-Строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета).

 В работе я наметила следующие условия для выполнения задач: использование дидактических игр, создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Работа должна проводиться поэтапно. Сначала научить детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывать со словом. Развивать у ребят память, внимание, логическое мышление.

Для этого были использованы  дидактические игры: «Кубик с сюрпризом», «Разложи куб», «Где мышкин домик?», «Застёжки», «Зонтики для героев сказок», «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Подбери коврик для матрешки», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Цветные листочки», «Какие разные фигуры», «Геометрические вкладыши», «Крупная и мелкая мозаика», «Собери матрёшку», «Построй башенку из стаканчиков», «Разрезные картинки», «Шнуровка, «Большой и маленький», «Прищепки».

  Была использована презентация «Нарядные костюмы», где при демонстрации материала  воспитанники должны были определить геометрические фигуры, цвет, используемые в праздничных костюмах.

  Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Дети обменивались предметами. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки : «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», «Учись застегивать».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать основные цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Зонтики для героев сказок», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали цвета.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения . Родителями были сшиты платья синего, зеленого, желтого цветов. При одевании их нужно было подобрать бусы такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку. Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей. Для наглядного ознакомления с формой предметов был сшит многофункциональный куб, на одной из сторон изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, так и изображения предметов для выяснения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску. Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись.     Детям, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

  Во время игровых ситуаций дети отдавали предпочтение играм «Геометрические вкладыши», «Подбери по цвету», «Найди такую же». Раздаточный материал был распределён с учётом их желаний  и умений каждого воспитанника.

    Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

-Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

-Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

-Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

-Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Развитие речи

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: «Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью».

 Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания заключается  в частом восприятии художественных образов. Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста:

1.Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Чтобы решить данную проблему, следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

2.Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи расширению круга представлений:

-Организованное наблюдение,

-показы – инсценировки,

-рассказы по картинам,

-беседы,

-поддерживать самостоятельную деятельность детей.

Итак, речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр.

Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические приемы:

- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова-стихов, загадок, считалок, песенок)

- Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…).

–Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей…).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

-Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

 -Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

-Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,карточки, картинки, природный материал);

- Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

-Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;

-Объяснение хода и правил игры;

-Показ игровых действий.

Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Работа с родителями.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Для этого я провела анкетирование среди родителей «Значение сенсорного воспитания в жизни ребёнка»

После этого была проведена консультация на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. В родительском уголке я постоянно помещала материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона.

Работая над проблемой сенсорного развития, я провела консультации на следующие темы:

1.«Дидактические игры в организации детской жизни»

2.«Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

3.«Сенсорные способности малыша»

4. « Воспитание сенсорной культуры ребенка»

5.«Значение сенсорного воспитания»

Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей.

     Самым сложным этапом является формирование  умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности. В решении этого вопроса помогают ежедневные прогулки, экскурсии, где можно встретить буйство красок природы в разное время года, запечатлённые и отображенные в презентации «Сколько красок у природы?».

Подводя итог, можно сказать, что проведенная мною работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы сенсорного развития. В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры для детей младшей группы...

Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)

1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)  2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...

«Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».         Актуальность.  В основной общеобраз...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр"...