Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Клещ Ольга Витальевна

В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию  «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»

(слайд 1) (Титульный лист)

В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

(слайд 2)

Целю моей работы по данной теме, является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

В своей работе я ставила и решала следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».
  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Способствовать формированию у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине).

(слайд 3)

Моя работа по самообразованию включала в себя три этапа:

1 этап подготовительный:

2 этап основной:

3 этап заключительный:

(слайд 4) (подготовительный этап)

Приступая к работе по данной теме, я начала с анализа и изучения литературу.

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада.» -М. Просвещение, 1998-144с.

В книге Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. мне понравилось предложенная в книге разработка в системе дидактических игр и упражнений. Предложенные игры и упражнения в книге, не смотря на систему можно использовать по выбору и заменять другими аналогичными упражнениями. Большое количество игр построены таким образом, что их можно проводить одновременно со всей группой.

2. Четвертакова К.В. «Развитие познавательных видов деятельности у детей дошкольного возраста.»  2005г.

Понравился предложенный демонстрационный – раздаточный материал, подробная методика и инструкция по применению игр быстро и просто.

3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

В данном пособии излагается система дидактических игр и упражнений для детей с трудностями в развитии. Приведены конспекты игр-занятий, способствующих оптимальному развитию детей на каждом этапе обучения.

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-го года жизни

Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 2-го года жизни

Занятия по месяцам с детьми 2-го года жизни

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 3-го года жизни

Особенности формирования действий и т.д.

4. Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста».– М:Просвещение, 1996 – 112с.

5. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

В книге описаны множественные занятия на развитие зрительного восприятия.

Предложены занятия по следующим темам: свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, целостный образ предмета, развитие слухового восприятия, развитие осязания.

6. Калугина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста».– М:Просвещение, 1996 – 112с.

6. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

В сентябре составила план работы на 2014-2015у.г., по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».

(слайд 5)

В октябре я начала составлять картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 1,5 -3 лет.

(слайд 6)

В ноябре я продолжила изучение темы с раздела: Вартан В.П. «Сенсорное развитие дошкольников» – Мн.: БрГУ, 2007.

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983

А также начала подбор материалов для изготовления  игрового оборудования.

(слайд 7) (основной этап)

В декабре я начала изготовление оборудования для игр на тактильное восприятие: «Чудесный мешочек»,        «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару».

(слайд 8)

В январе и феврале я продолжила  изучение литературы по заданной тематике Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.г

(слайд 9)

Продолжила  подбор материалов и изготовление оборудования и игр на тактильное и цветовое восприятие. «Пальчиковый сухой бассейн», «Поиграем с прищепками», «Сенсорная книга»; «Какого цвета предмет?», «Найди для бабочки цветок», «Подбери наряд для кукол Тани и Кати».

В марте продолжила изучение литературы по заданной теме. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указания – М.: Просвещение, 1969.

Продолжила  подбор материалов для изготовления оборудования и игр на восприятие формы. Изготовление оборудования для игр на восприятие формы: «Найди предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Сравни предметы по высоте», «Спрячь мышонка»

Без клеевые аппликации: «Построй башенку», «Гусеница», «Собери бусы» и т. д.

(слайд 10)

В апреле изготовление оборудования для игр на восприятие величины: «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Дальше – ближе»;

(слайд 11) (заключительный этап)

Мною было проведено итоговое открытое занятие для педагогов детского сада по сенсорному развитию детей раннего возраста  «Домик для бабочки»;

Отчет по теме самообразования на РМО «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»

В мае отчет по теме самообразования на итоговом педагогическом совете «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».

(слайд 12)

Вывод:  За время работы по теме самообразования мне удалось: повысить свой теоретический уровень по данной теме, частично обогатить среду группы игровым оборудованием по сенсорному развитию детей. Я пришла к выводу, что обогащение условий среды по сенсорному развитию детей  должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

(слайд 13)

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по обогащению пространственно игровой среды группы и разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье»

Консультация для родителей посвящена сенсорному развитию детей группы раннего развития...

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическо...

Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»

Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»...