Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в нашем современном мире развитых технологий дети замещают сенсорный опыт визуальными и виртуальными образами. Современные дети с раннего возраста проводят время перед экраном телевизора, компьютера или телефона, на улице им не разрешают «копаться в грязи», чтобы не запачкать красивую одежду, подходить близко к воде, трогать «подозрительные» вещи. Дома занятым родителям трудно выбрать время для организации сенсорных игр со своим ребенком.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическое развитие. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Вот почему одной из главных задач, которую ставит перед нами ФГОС ДОУ является создание пространства, способствующего развитию всех сенсорных систем ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад к презентации | 31.01 КБ |
картотека игр | 40.87 КБ |
презентация сенсорное развитие | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Слайд 1. Значение сенсорного воспитания
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в нашем современном мире развитых технологий дети замещают сенсорный опыт визуальными и виртуальными образами. Современные дети с раннего возраста проводят время перед экраном телевизора, компьютера или телефона, на улице им не разрешают «копаться в грязи», чтобы не запачкать красивую одежду, подходить близко к воде, трогать «подозрительные» вещи. Дома занятым родителям трудно выбрать время для организации сенсорных игр со своим ребенком.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическое развитие. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Вот почему одной из главных задач, которую ставит перед нами ФГОС ДОУ является создание пространства, способствующего развитию всех сенсорных систем ребенка.
Слайд 2 Организация пространства.
В связи с чем и перед воспитателями первой младшей разновозрастной группы была поставлена задача создать среду, которая будет:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, моторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Решение первых трех задач зависело от успешного выполнения последней. Поэтому мы объединились в творческую группу. Это педагоги младшей группы, музыкальный руководитель старший воспитатель и педагог - психолог. Педагоги самостоятельно изучали работы специалистов в этой области, таких как Тихеева Елизавета Ивановны, Венгер Л. А, Ирина Сергеевна Погудкиной, Эмма Георгиевна Пилюгина и других. Так же для воспитателей был организован семинар-практикум «Эффективные приемы развития тактильной памяти у детей младшего и старшего дошкольного возраста"; и проводились консультации по запросу.
Не остались в стороне и родители. Для них воспитатели организовали консультацию "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома", создали памятки «Сенсорные игры для детей раннего возраста»
На самом деле, всему коллективу потребовалось много сил, необычных находок, чтобы детям было интересно исследовать и действовать в созданной предметно-пространственной среде. Основным препятствием в реализации планов стало проведение ремонтных работ, но это лишь на некоторое время отсрочило реализацию поставленных задач
В дальнейшем, формируя развивающую среду в группе, мы постараемся учесть и цветовую гамму, и оформление стен, окон, ведь это тоже служит накоплением сенсорного опыта ребенка. Для развития зрительного восприятия детей мы уделяем особое внимание эстетической стороне создаваемого педагогами и родителями дидактического материала. При этом учитываем, что необходимым условием активности познавательной деятельности ребенка является разнообразие и сменяемость предметной среды.
Так как сенсорное развитие ребенка должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, мы организовали пространство таким образом, чтобы задействовать все центры активности детей и работа по сенсорному развитию могла осуществляться воспитателем во всех видах организованной и самостоятельной детской деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой, а так же в режимных моментах.
Слайд 3. Познавательно – исследовательский центр
Здесь подобраны дидактические игры и пособия на любой вкус: пирамидки, вкладыши, втулочки, шнуровки. Все это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта. В руководстве дидактическими играми важен индивидуальный подход; одному дать задание полегче, другому - усложнить задачу, первому оказать помощь, второму предоставить самостоятельность.
Многие дидактические игры сделаны своими руками: «Подбери по цвету», «Веселые прищепки», «Геометрическое лото», «Сенсорная клавиатура» и т.д
На слайде фото игр
Слайд 4. Сенсорная коробка
Не заменимый атрибут в любой возрастной группе.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
В нашем случае это деревянный ящик, с отделами для хранения игрушек и инструментов, основного отдела для заполнения наполнителем и стекло, которое служит поверхностью для рисования.
Мы используем наполнители: цветной рис, сухие макаронные изделия, горох, помпоны, байкальский песок, кинетический песок.
Инструментами служат совочки лопаточки, ведерки, груша для воды, ложки разных размеров и видов, половник, шумовка; щипцы, пинцет; пластиковые стаканчики; формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.
Игры проводим на первом этапе индивидуально, позже можно приглашать двоих детей. В процессе игр с сенсорной коробкой воспитатель всегда находиться рядом с ребенком, показывая ребенку, как правильно играть, приучает убирать игрушки и инструменты после игры по местам. При работе с детьми до 3 лет не используем мелкие детали, которые ребенок мог бы проглотить.
Слайд 5. Как мы играем:
Все зависит от возможностей ребенка. Начинаем со знакомства с крупой, показываем, что крупа разная, она пересыпается с разным звуком. Просим ребенка спрятать ручки сформировать горку, разравнять наполнитель руками. Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки. Усложняя, даем малышу задание рассортировать игрушки по цвету, размеру, фактуре или форме в две емкости (ведерки, тарелочки, баночки). Когда ребенок хорошо справляется с задачей, предлагаем попытаться достать игрушки используя ложку или шумовкую. Самым ловким даем пластиковые щипцы, отлично тренирующие мелкую моторику. Даем задание рассортировать крупу (крупную из мелкой) – отлично тренирует моторику.
Ближе к 2 годам дети уже могут играть в простейшие игры: покатать по проложенной в крупе дорожке машинку, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения. Добавляя в коробку игрушки, воспитатель показывает и объясняет ребенку, как можно играть с данным предметом.
На слайде фото игр
Слайд 6. Тематические игры в сенсорной коробке
С детьми старше (ближе к 3 годам) мы организуем простейшие тематические игры в сенсорной коробке. Игровые сюжеты придумываем, исходя из возможностей, предпочтений ребенка и собственной фантазии.
Например
«Стройка» Использовали песок, и машины, которые всё это перекапывают и возят. Можно добавить фигурки рабочих, совок, грабли.
«Лесная полянка» - рис зеленого или коричневого цвета, природные материалы, фигурки животных
«Море» рис голубого цвета, морские обитатели, ведерки, совочек, сачок
На слайде варианты игр в группе
Слайд 7. Дидактические пособия для формирования представлений о запахе, текстуре
«Баночки с запахами» (методика монтессори)
В баночки от «киндер – сюрпризов» мы положили различные ароматные наполнители (кофе, кусочек мыла, ватку, пропитанную духами, апельсиновую кожуру и др.). Даем ребенку понюхать баночки, воспитатель показывает, как это делать правильно. акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас – ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки.
На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник. Можно сделать баночки парными и тогда просим ребенка найти такой-же аромат
«Что внутри»?" ( демонстрация)
Прячем в коробку предметы и просим ребенка наощупь достать нужный. (расческа, машинка, карандаш.
Вариант с резиновыми шариками: найди пару, или покажи, что внутри наполнители заранее раскладываются по тарелочкам
«Сенсорная перчатка» ( демонстрация)
Для ее изготовления потребовалась шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей, различающихся на ощупь. (В нашем случае это – пуговица, натуральный мех, искусственная кожа, кусочек шершавой губки для мытья посуды и перо). Все это мы пришили на кончики пальцев перчатки. А на ладонь лоскут массажного материала из синтетической ткани.
Надеваем перчатку на руку и предлагаем малышу «познакомится» со всеми пальчиками – пусть ощупывает каждый. Комментируем: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т.д. После этого просим закрыть глазки, а сами гладим его по ручке или по ножке разными пальчиками. Малыш должен угадать – какой пальчик его коснулся. Напоследок можно делаем массаж жесткой махровой ладошкой.
На слайде фото с ребенком
Слайд 8. Центр игр и конструирования
Здесь в игровой формируем у детей умение подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомится с названиями цветов.
Например:
Усаживаем кукол за стол и просим ребят принести куклам чашки и тарелочки по цвету платья.
Просим подобрать им одежду так, чтобы юбочки, шапочки, носочки совпадали по цвету. Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая шапочки, юбочки, носочки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверяем вместе с ними правильность выполнения задания.
Или просим построить для машинок разных цветов соответствующие им дорожки.
На слайде фото игровой
Слайд 9. Центр уединения
В уголке уединения у нас расположились мягкие сенсорные подушки, изготовленные руками мам, которые располагают к отдыху и спокойным играм, тренируют моторику, способствуют адаптации детей.
На слайде фото
Слайд 10. Центр двигательной активности
Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.
Примерный перечень игр и игровых упражнений:
в сухом бассейне:
«Брось шарики», «Кто дальше бросит шарик», «Найди мишку в море шариков», «Погреем ножки», «Поплаваем – поползаем», «Спрячем ручки», «Спрячь зайку от волка», «Схвати шарик» и др.;
на коврике со следочками:
«Гуси», «Кошечки», «На носочках – на коленках», «Необычная прогулка», «Пальчики приклеились – пальчики отклеились», «Цапля», и др.;
сенсорная дорожка: может использоваться как в познавательной деятельности, так и в режимных моментах, например побудка после дневного сна.
Набивные игрушки: «Кто дальше бросит», «Катни ко мне» и т.д
на слайде фото игр
Слайд 11 Центр музыкально- художественной деятельности
Здесь сосредоточены игры, целью которых является развитие фонематического слуха и эстетического восприятия. Кроме традиционных игр, мы изготовили кастаньеты, сенсорные палочки, (демонстрация) и др. Так же активно используем фонотеку звуков.
Д/И «Звуковые коробочки» (демонстрация)
Непрозрачные коробочки (у нас контейнеры от киндер-сюрпризов и емкости от чипсов) в двух экземплярах заполнили на 1/3 различным содержимым: солью, рисом, горохом, скрепками и т.д. Познакомив ребенка с различным (резко отличающимся ) звучанием коробочек и предлагаем найти пару к каждой из них. Сначала предлагаем послушать звучание и найти одну пару, затем две – в зависимости от возможностей ребенка.
Пример игры с фонотекой: «Кто там?»
В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит
игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.
За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го- го, му-му, ква-ква и др.). Предлагаем детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного, игрушку или назвать его словом. Открываем дверь и берем игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью». Игру продолжаем с другими игрушками.
В нашем центре художественного творчества удобно организовать игры с карандашами (разложи по стаканчикам), бумагой.
На слайде фото с детьми
Слайд 13 Центр книги и развития речи
Для формирования цветового восприятия мы изготовили набор сенсорных книжек. Целью является формирование цветовосприятия ребенка. Планируем провести конкурс среди мам на создание сенсорных книг
Слайд 14 Режимные моменты
Сенсорное развитие детей осуществляется и в режимных моментах.
Утреннюю разминку мы проводим в виде игр «Игрушки-веселушки",
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагаются различные игровые ситуации: покачаем игрушку, тянемся с игрушкой к солнышку, улыбнёмся игрушке, пожалеем игрушку, погладим игрушку по головке. Игра может проводиться как за столами, так и в кругу. В последнем случае детям предлагается с игрушками покружится: "Я кружусь, кружусь, кружусь, еле-еле покружусь, быстро-быстро покружусь и остановлюсь"; спрятать игрушки за спинку: "Где наши игрушки?" - "Вот они!". Каждая игрушка набита своей крупой: греча, горох, рис, фасоль.
Во время кормления. Используем столики, накрытые с учетом цветовой гаммы (Цветы, салфетки, маркеры на стульчиках), перед завтраком детям предлагается рассмотреть, потрогать крупу, из которой будет приготовлена каша, дети постарше могут угадывать из какого фрукта сделан сок.
Предварительно договорившись с родителями можно устроить неделю сенсорики: понедельник – красный день (все дети одевают красные вещи), вторник – зеленый и т.д.
На слайде фото детей за столом
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по развитию сенсорных способностей
детей раннего возраста
"Большая и маленькая куклы"
Цель: различать и называть предметы по величине.
Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.
Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.
«Круг, квадрат»
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это?» (Круг) «А это?» (Квадрат) и т. д.
«Потрогай и угадай»
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины
Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .
Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается.
«Платочек для куклы»
Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Из каких фигур состоит машина?»
Цель: определение предметов по форме.
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Зажги фонарик»
Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.
В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!» - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом – цветные.
«Сравни предметы по высоте»
Цель: Определять предметы по высоте.
Материал: деревья разной высоты.
Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Узнай фигуру»
Цель: развивать тактильные ощущения.
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Что и где слышно»
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.
Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?» Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан?» и т. д.
«Самая длинная, самая короткая»
Цель: определять предметы по величине.
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Поставь букет цветов в вазу»
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов.
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
«Весёлые человечки»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – весёлые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких ещё человечков зовут круг?» Дети показывают круги. Также дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладёт человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладёт человечка на большой квадрат) и т. д.
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем трёх-четырёх.
«Узнай, кто в домике живёт»
Цель: учить детей иметь представление о голосах животных.
Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.
«Пирамидка»
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности.
Материал: пирамидка.
Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.
На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.
«Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
«Варежки»
Цель: соотносить предметы по цвету.
Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты).
«Воздушные шары»
Цель: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать их в речи. Развивать мелкую моторику рук.
«Оденем куклу Катю»
Цель: учить детей узнавать три цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель.
«Спрячь мышку»
Цель: закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету.
«Вагончики для паровозика»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление
«Собери фигуру»
ЦЕЛЬ: формировать у детей действия с фигурами, учить различать между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей.
«Собери ягоды в корзину»
ЦЕЛЬ: учить детей развивать глазомер при выборе по образцу
предметов определенной формы.
«Найди пару»
ЦЕЛЬ: учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки. Развивать внимание, память, мелкую моторику.
«Чей домик?»
ЦЕЛЬ: формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животного. Развивать речь, мышление, воображение.
«Весёлый Петушок»
ЦЕЛЬ: учить детей из геометрических фигур выкладывать петушка. Закрепить цвет предмета, находить недостающий предмет.
«Разрезные картинки»
ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку. Развивать воображение и мышление.
«Помоги Гномику»
ЦЕЛЬ: закреплять с детьми умение группировать по цвету предметы, формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры.
«Узнай по голосу»
ЦЕЛЬ: уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детёныша.
Игры по ознакомлению с цветом
“ Найди цветок для бабочки “
Задачи: Познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать внимание.
Материал: четыре цветка из картона основных цветов, четыре плоскостные фигурки бабочек таких цветов.
Содержание:
Воспитатель: Бабочки хотят найти " свои " цветы -сесть на такой цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.
(Воспитатель кладет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку " не видно "- она спряталась).
Воспитатель: теперь помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок.! Воспитатель раздает конверты с маленькими бабочками и просит детей наложить бабочки на цветки такого же цвета. Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так. Чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, желтая бабочка села на синий цветок, теперь ее хорошо видно. (Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах.) В конце игры проводится физкультминутка " Бабочки ".
Воспитатель: Пусть ваши бабочки пока отдыхают на цветочках, а мы пока поиграем.
" Спал цветок и вдруг проснулся (плавно поднять руки вверх). Больше спать не захотел(повернуть голову вправо и влево). Шевельнулся, потянулся (руки на пояс, встать на носочки). Взвился вверх и полетел (маховые движения руками, бег).
(В руках каждого ребенка эмблема “Бабочки” определенного цвета и сесть нужно на цветок такого же цвета. Закрепить у ребенка цвет бабочки и цветка.
“Собери цветок”
Задачи: Закрепить знания детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев.
Содержание: Воспитатель с детьми рассматривают красивые цветы и картине.
- Давайте соберем на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета: красного и синего. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Вот смотрите — на столе у меня лежит красный цветок. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? (Ответы детей обобщаются). Правильно, дети, в красный цветочек нужно вставить красную серединку. А теперь пусть нам Маша соберет синий цветок. (К синим лепесткам цветка ребенок подбирает синюю серединку). Дети, правильно собран цветок?
Затем воспитатель предлагает детям: «Сейчас каждый из вас соберет свои цветы. Когда букет будет готов, мы покажем его кукле. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка). Дети, вы все составили цветы. Букет получился большой, красивый. Теперь давайте ваши цветы соберем у меня на столе. Красивый у нас получился букет?»
“Подбери такой же предмет”
Задачи: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.
Содержание: Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Скользко шариков он в вагончиках привез. Что это?(показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка, подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а это синяя, (воспитатель раскладывает шарики и приговаривает.) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину какой шарик нужно положить? Иди Коля (имя ребенка, положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий - синий и т. д. Вова (имя ребенка, возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета. Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.
“Паровозик из Ромашково"
Задачи: Формировать понятие "много", "один"; группировать предметы по цвету.
Материалы: Игрушечный паровозик с вагончиками красного и синего цвета.
Содержание игры:
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (Паровозик). Это паровозик из Ромашково. У него много вагончиков? (много). Этот вагончик красного цвета, а этот - синего.(демонстрирует вагончики, затем разъединяет их). Я расцеплю вагончики. Помогите мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие - в другую.
Каждый ребенок получает красный и синий вагончики и под руководством воспитателя сортируют их по цвету. Воспитатель: Какие это вагончики?
- Красные
- А другие?
- Синие.
Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьмите один красный вагончик. Если дети не отвечают, воспитатель называет их сам. Каждый ребенок берет по красному вагончику.
Воспитатель: - Сколько вагончиков у Вики?
- Один.
- Какого он цвета?
- Красного.
Присоедини его к паровозику.
Такая же работа проводится с синими вагончиками. - Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду паровозиком, а вы -вагончиками. Паровоз один, а вагончиков сколько? Много.
Поехали. Чу-чу-чу.
Игры по ознакомлению с формой и величиной
“Гости”
Задачи: Способствовать развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием«больше - меньше».
Материал: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды - большие и маленькие(ложки, тарелки, чашки).
Содержание игры:
«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставитьпосуду: большой кукле - большие предметы и - наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему.«Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая мага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве, Например, обрывки | белой бумаги - манная или рисовая каша, маленький I мячик — яблоко и т. п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте; «Что-то ты этой кукле положил совсем мала, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».
“Мешок с подарками”
Задачи: Способствовать сенсорному развитию, знакомить с величиной и формой предметов.
Материал: тканевой мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.
Содержание игры:
Возьмите любые крупные предметы: кубик, кирпичик, кольцо от пирамидки, шарик и т. п.
Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что – нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1 – 2 игрушки.
Игры на развитие мелкой моторики
“Поможем бабушке”
Задачи: Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.
Материал: катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязывают веревочки 70 см и по количеству детей.
Содержание игры:
Ладушки, ладушки
Мы поможем бабушке.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии бабушек и предлагает детям помочь им намотать на катушку нитки.
- посмотрите, дети что это такое? (Показывает катушку. Если дети не называют предмет, то объясняет).Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов, а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку (берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе).теперь попробуйте намотать веревочку сами (каждому ребенку дает катушку).
В конце игры воспитатель благодарит детей за то, что они помогли своим бабушкам намотать пряжу на катушки.
“Маленький аптекарь”
Задачи: Развитие мелкой моторики; уточнение движений пальцев рук; координации.
Материал: маленький поднос с пинцетом, чашкой с бусинами и емкостью с ячейками для них. Бусин в чашке ровно столько, сколько ячеек в емкости. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет соответствующих бусин. Вначале можно использовать больше бусин.
Содержание игры:
Ведущий рассказывает о работе аптекарей, о том как они готовят различные лекарства. Затем показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины, и предлагает ребятам самим заполнить ячейки бусинами. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно.
Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости ячеек
“Самодельная мозаика”
Задачи: Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, внимания, различать цвета.
Материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры:
Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; круг и два овала наверху – голову зайца и т. д.
Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, как опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сен сор ны е ощущения ребенка • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; • слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; • осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. обонятельные ощущения – ребенок узнает по запаху, что это за предмет
Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе раннего возраста. ЗАДАЧИ: развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, моторику воспитанников; повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Познавательно- исследовательский центр Задачи: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, развивать речь
Дидактические пособия «Угадай по запаху». Цель: формировать умение дифференцировать запахи с помощью обоняния, развивать речь «Что внутри?» Цель: развивать тактильные ощущения, речь Сенсорная перчатка. Цель: развивать тактильные ощущения, речь
Сенсорная коробка Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию
Тематические игры в сенсорной коробке
Центр игр и конструирования Цель: формировать умения подбирать цвета, находить предмет по образцу, знакомиться с названиями цветов
Центр уединения Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать комфортные условия для сенсорного восприятия, способствовать легкой адаптации
Центр двигательной активности Цель: развитие целенаправленного внимания, познавательной сферы , моторной ловкости, координации и целенаправленности движений
Центр музыкально – художественной деятельности Цель: развитие фонематического слуха, эстетического и цветового восприятия.
Центр книги и развития речи Цель: развитие речи, мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.
Режимные моменты «Накрываем столы» Цель: закреплять развитие сенсорных эталонов Утренняя разминка «Игрушки – веселушки » Цель: развивать мелкую моторику, формирование умения действовать с предметами, развитие зрительного восприятия и внимания
Литература: Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ , 2007, 322с. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер , Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер / Под ред. Л. А. Венгера . - М., 2008,269с. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель ДОУ 2008г №1 С. 24-28. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С. 28-32. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с. Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50. Фридрих Фребель . Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А. М. Волумбаева . - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с. Широкова Г. А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игра. Упражнения»./ Широкова Г. А. – Ростов Н/Д. : Феникс,2006 г. – 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»
В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всесто...
План работы по теме самообразования «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» на 2014 -2015гг.
«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.
Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....
Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"
Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"...
Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье»
Консультация для родителей посвящена сенсорному развитию детей группы раннего развития...
СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическо...