Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
материал

Томах Юлия Александровна

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста; создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через игровую деятельность. Задачи: - совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста; - повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации. - воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира. Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Тема актуальна, так как от того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_sensornoe_razv.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством

игровой деятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста; создание оптимальных условий для сенсорного развития детей,  через игровую деятельность.

Задачи:

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей  раннего возраста;

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации.

- воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста  выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.  Сенсорное развитие  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: форме,   цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Тема актуальна, так как от того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Работа в данном направлении поможет мне:

     - научить детей различать основные цвета;

     - познакомить детей с величиной и формой предметов;

     - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

     - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

     - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

     - сплотить детский коллектив;

     - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

     - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

      произвольное внимание;   логическое мышление;  зрительное и слуховое восприятие;  память; речь детей.

 Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы,   цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- У родителей повысится уровень по сенсорному развитию. Они научатся создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Методы работы с детьми раннего возраста:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами.

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.
  1. Работа с детьми

Вид деятельности

Сроки исполнения

Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности

В теч. года

Создание в группе предметно-развивающей среды по сенсорному развитию

( периодическое ее пополнение )

В теч. года

Проведение игр

Занятия,  использующие дидактические игры и упражнения.

В теч. года

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару»(предлагается ребенку найти пары одинаковых предметов, картинок) .

Сентябрь-Ноябрь 2022г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, цвета, величины ( большой, маленький) :

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

 «Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького)

«Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую)

«Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия формы:

«Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место)  

 «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Геометрическое лото»  ( умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу)                

Декабрь-Январь

2022-2023г.г.

Февраль-Март

2023г.

Апрель 2023г.

Дидактические игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов:

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Май 2023г.

  1. Работа с родителями

Вид деятельности

Сроки исполнения

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

В теч. года

Подготовить консультацию для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Октябрь 2022г.

Анкетирование для родителей: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Ноябрь 2022г.

Консультация «Дидактические игры-что это такое»

Декабрь  2022г.

Папка-передвижка для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Январь 2023г.

  • Самореализация:
  • - Изучение литературы по данной теме.
  • - Подбор материала по теме.
  • - Оформить картотеку дидактических игр.

  Изучение методической литературы:

  •   1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  •   2. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  •   3. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.
  •   4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003;            
  •   5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

Моя тема самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, вел...

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...