конспект открытого занятия опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опытно - исследовательская деятельность
детей
подготовительной группы
тема:
«Такая разная вода»
Подготовила
воспитатель
группы « Солнышко»
Попова О.А
Москва 2015
«Такая разная вода»
Цель: Обобщение представлений о свойствах и формирование познавательного интереса к экспериментированию с водой.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представления о свойствах воды;
Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства воды;
Совершенствовать умение подержать беседу.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей;
Развивать и расширять представление детей о свойствах, формах и видах воды;
Продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы ;
Развивать умение детей действовать сообща;
Развивать умения участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для собеседников;
Развивать зрительное восприятие, внимание, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
Воспитывать дружеские взаимоотношения;
Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде.
Оборудование: Одноразовые стаканчики, трубочки (питьевые), молоко, гуашь, кисточки, карточка с рисунком, сахарный песок, соль, подсолнечное масло, мука, лимон, вода, фломастеры, посылка с кроссвордом, рыхлый снег, комок снега, лед на каждого ребенка.
Оборудование для фокуса: 3 банки воды с закручивающимися крышками.
Ход
Воспитатель. Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Воспитатель. Давайте мы с вами сейчас вспомним какой у нас сегодня день.( ответы детей), число, месяц, время года.
Воспитатель. Да правильно сейчас у нас зима.
Воспитатель. Послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?
Воспитатель. Что вы знаете о снеге? Какой он? (ответы детей; Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)
Воспитатель. Откуда он берётся? (воспитатель выслушивает рассказ одного из детей.)
Воспитатель: Посмотрите, что это? Правильно это лёд
Воспитатель: Я предлагаю, взять в руки по одной льдинке и рассказать о нем подробно. Какой лёд, тёплый или холодный, твёрдый или мягкий. А как образовался лёд? Что с ним происходит в руке. Почему?
Воспитатель. А теперь давайте с вами проведем опыт
Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы с водой, снег, лёд.
Первый стакан - рыхлый снег.
Второй стакан - комок снега.
Третий стакан - кусочек льда.
Воспитатель. Что быстрее растаяло? Во что превратился снег и лед?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Воспитатель. Молодцы теперь мы знаем, что снег и лед, это всё состояние воды.
Раздается стук в дверь, заносят посылку
Воспитатель. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает кроссворд.)
Ребята что-то я на пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Ребята, давайте мы с вами сейчас разгадаем кроссворд.
Ответы детей. Давайте.
Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 1.
Воспитатель. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».
Под крышей висит,
Разломишь – хрустит.
Зимой замерзает,
Слеза не стекает,
Солнце припечёт -
Заплачет, потечёт. (Сосулька)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 2.
Воспитатель. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»
Где я только не пройду,
Везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой,
А зимой, совсем чудной.
На полях, желанный гость.
Называют меня. (Дождь)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 3.
Воспитатель. Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»
Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 4.
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике.
Давайте все вместе его прочитаем.
Дети читают. Вода.
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Давайте для начала вспомним, что мы знаем о воде (ответы) если затрудняются –наводящие вопросы. (имеет ли вода вкус, форму, цвет) Где вы её видели?
Воспитатель. Да действительно говорят : вода везде, в луже, море, океане, и в водопроводном кране. А для чего нам нужна вода? (ответы) .чтобы умываться, пить, приготавливать еду и т.д.
Да, без воды нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, без воды нам не прожить. Но если нам без неё не прожить, значит как-то воду надо беречь? (ответ)
А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Давайте с вами проведем еще один опыт. На ваших столах вас ждут различные предметы для исследования воды. Начнем
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Проведем еще один опыт
Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – кусочек лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
А пока все вещества растворяются, мы немножко отдохнем
Физминутка
Для начала мы с тобой
По вращаем головой.
Поворот и оборот,
А потом наоборот.
(Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
Повороты влево – вправо,
Это лёгкая забава.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
(Ходьба на месте.)
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды вкус.
Воспитатель. А теперь небольшой сюрприз я покажу вам фокус с водой
Фокус с водой:
Цветная водица
Для проведения фокусу необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.
Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.
Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Фокусник встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской
Ребята, человек ни дня не может прожить без воды вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог. Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия, предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...
Конспект Открытого занятия Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе. Тема: «Домашний лимонад»
Конспект Открытого занятияОпытно - экспериментальная деятельность в средней группе.Тема: «Домашний лимонад»Выполнила: воспитатель Инешина В.В.Цель: Совершенствовать знания детей о зна...
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» по теме: «Жидкости. Растворы»
закрепление представлений о свойствах жидких и сыпучих веществ...
Конспект открытого занятия "Опытно-экспериментальня деятельность в средне группе"
quot;Опытно-экспериментальня деятельность в средне группе"...
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Извержение вулкана»
Цель:Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»
Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...
Тема: «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»
Тема: «Волшебная соль»Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»...