Консультация "Роль народной педагогики в патриотическом воспитании".
консультация

Зарипова Люзия Шафкатзяновна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnoy_pedagogiki_v_patrioticheskom_vospitanii.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народной педагогики в патриотическом воспитании.

 «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.

Народная педагогика наибольшее свое воплощение получила в устном народном творчестве (сказках, пословицах и поговорках, загадках, потешках), обычаях и обрядах, сопровождавших человека на протяжении всей его жизни (рождение  и крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). Некоторые ее черты мы находим в предметах быта, с воспитанием ребенка .

Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях определенный  характер к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия как «экологически» необходимого для нормального функционирования организма свойства.

Народную педагогику относят к инновационным подходам в гражданском воспитании и становлении личности. В дошкольных учреждениях дети через народный фольклор, живопись, искусство знакомятся с традициями, обрядами, культурой  родного края.

В нашем детском саду   проводятся такие формы работы как :

-целевые прогулки к памятникам  боевой славы ,возложение цветов к памятнику ;

-чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли   ;

_-использование аудио-,видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений   ;

-рассматривание иллюстраций , картин, разнообразных репродукций  и вырезок  из газет ,содержащих необходимые  исторические факты и события из окружающей  жизни;

_- подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов труда.

Патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в искажение, а в худшем в национальную тщеславную гордость, агрессивность по отношению к чужим.

От всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное", что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Итак, главной задачей детского сада  является  закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание, а проживание в культуре и традициях.

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Один из любимых национальных праздников — «Сабантуй". Проводится этот праздник после окончания весенних полевых работ . Детские сады активно празднуют «Сабантуй» , укрепляя традиции национальной культуры. Воспитатели разучивают с детьми народные игры, песни и танцы. И, конечно, не останется без внимания сбор подарков. На праздник приглашаются гости, и веселье охватывает всех присутствующих.

«Карга боткасы» –это древний  праздник, посвящённой теплой весне –благодарение птицам за то, что они принесли весну на своих крыльях. Этот праздник стал традиционным для детского сада.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.        

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....

Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ

Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников

о музейной педагогике - хранительнице подлинных свидетельств прошлого...

Музейная педагогика. Нравственно-патриотическое воспитание. Областной семинар.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31210850","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31210866","attributes":{"alt":"","class"...