Работа с детьми девиантного поведения.
статья на тему
1.Цель: изучение особенностей развития детей девиантного поведения.
2. Задачи:
- педагогическая работа c детьми девиантного поведения .,
- итоги работы c детьми девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_deviantnogo_povedeniya.docx | 148.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области
Зарайский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
Из опыта работы воспитателя
Кузьминой Надежды Владимировны.
Тема:
Работа с детьми девиантного поведения.
1.Цель: изучение особенностей развития детей девиантного поведения.
2. Задачи:
- педагогическая работа c детьми девиантного поведения .,
- итоги работы c детьми девиантного поведения.
Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми девиантного поведения.
Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в центре, на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в учебной сфере, беседы (школьники); в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.
Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми девиантного поведения.
Работа в условиях повседневной жизни.
В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c «высоты», он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: «Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили». Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: «Ты хороший, но поступил не совсем правильно».
В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.
Использую в работе методику «Дерево поступков». Практически это выглядит так:
У детей центра занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.
В своей работе использую такие технологии:
- арт – терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия: «Рисуем имя», «История в картинках», «Я леплю из пластилина».
- сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: «Весенняя сказка», дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; «Теремок сказок», в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
- песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)
Для детей и подростков, проживающих в центре, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.
Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу.
Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным. Если y наших подопечных возникает проблема c учителем, то мы обязательно посещаем школу и беседуем c учителем, выясняем причину непонимания.
У некоторых детей замедленная реакция. Исходя из моей практики хорош такой метод работы (реально вижу результат), как «переборка круп». На практике это происходит следующим образом:
1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);
2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;
3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.
Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.
Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики использую в работе игру «Цифровая таблица» (показываю ребёнку таблицу с набором цифры от 1 до 10, которые расположены в произвольном порядке. Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).
Для развития восприятия у дошкольников на занятиях развитие речи и ознакомлении c окружающим миром использую игру «Узнай, что это» ( показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей составить целое). Для развития мышления использую игру «Раздели на группы» (одежда —обувь) - развитие речи. Для развития памяти «Запомни фразы», заучивание наизусть. Ha развитие воображения предлагаю игру: представьте, что будет. . . если люди научаться летать или если. . . животные заговорили человеческим голосом.
На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.
В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.
Трудовая деятельность детей.
Наши дети отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.
В летний период активно работают на огороде в центре. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.
Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.
Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки, вяжут, вышивают, шьют мягкие игрушки, занимаются оригами.
Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.
Заключение.
B настоящее время каждую неделю по вновь прибывшему или конфликтному ребенку y нас в центре проходит медико — психолого — педагогический консилиум, т.е. вся работа строится в комплексе: мед. служба, психологическая служба, педагогическая служба. Мы контролируем каждый день пребывания ребенка в центре.
Вся работа с трудными детьми осуществляется с помощью всего коллектива центра.
Список литературы.
1. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2008.
2. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. Речь -2011.
3. Школьный психолог (методическая газета для педагогов – психологов). №4, №11 2007г.
4. Хромова Т. А. Дети девиантного поведения. Воспитание школьника. - 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...
Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения»
Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения» Проблема «трудных обучающихся» - одна из центральных психолого-педагогически...
ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении» На сегодняшний день в систе...
Особенности работы с детьми девиантного поведения.
Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психическог...
Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.
Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили цен...