Особенности работы с детьми девиантного поведения.
статья (подготовительная группа)
Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведениеподразделяется на две большие категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми девиантного поведения.
Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведениеподразделяется на две большие категории:
1. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.
Под отклонениями в поведении детей понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Отклонения в поведениидетей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте-реотипов поведения;
б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сло-жившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, друзей и т. д. ;
в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, заострение определенных психических свойств характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе еди-номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей эффективна лишь в том случае,если осуществляется на основе:
1) успешности образовательной деятельности (учения);
2) эмоционально положительной;
3) психологической защищенности.
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведенияв качестве базовых учитываются следующие положения:
1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
2. Формирование будущих жизненных устремлений.
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с ребенком.
Итак, девиантное поведение детей — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных и внутренних факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное (неприспособленное) поведение детей, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений, так и профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых образовательных учреждениях. Вот только условия обучения разительно отличаются.
Первая отличительная черта – это наполняемость групп (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного воспитанника.
И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения»
Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения» Проблема «трудных обучающихся» - одна из центральных психолого-педагогически...
Работа с детьми девиантного поведения.
1.Цель: изучение особенностей развития детей девиантного поведения.2. Задачи:- педагогическая работа c детьми девиантного поведения .,- итоги работы c детьми девиантного поведения....
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...