ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
проект на тему
ПРОЕКТ
«Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.
Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №3"Солнышко" Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТ
«Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила:
Старший воспитатель МБДОУ
№3 «Солнышко» Дорофеева Л.П.
Краткое описание инновационного проекта (программы)
Направление инновационной деятельности в сфере образования | Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора. |
Наименование инновационного проекта (программы) | Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении |
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы) | Обобщить, систематизировать, дополнить и модернизировать имеющиеся учебно – методические материалы по проблеме агрессивного поведения детей, построить образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в единую образовательную систему, направленную на преодоление детьми агрессию. Повысить уровень компетентности родителей и педагогов по проблемам агрессивного поведения дошкольников |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) | Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с агрессивностью детей, остаются открытыми.Проявление агрессии, как в школах, так и в дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителейИсследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие к агрессии. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка. Для решения этой проблемы в дошкольном образовательном учреждении: - изучить проблему профилактики агрессивности детей в дошкольном образовательном учреждении; - выявить влияние внешней среды на агрессию ребенка; - разработать методы, формы и технологии по предупреждению агрессивности детей; - создать план коррекционной работы с семьями воспитанников |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан | Значимое направление модернизации образования — развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. Значимость проекта «Повышение качества дошкольного образования через преодоления агрессии детей дошкольного возраста», связано с повышением уровня агрессивности у детей, и как результат не достаточная подготовленность детей к жизни в социуме.Повышениекоррекционно – воспитательной работы с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении позволит по новому взглянуть на воспитание детей, поможет по новому конструировать их жизненные сценарии, изживая негативные стереотипы, способствует созданию новой системы просвещения от дошкольного — к начальному образованию.Поэтому реализация проекта является значимой не только для образовательного учреждения но и внесет значительный вклад в развитие дошкольного образования в целом. |
Цели и задачи инновационного проекта (программы) | Цель: формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов; формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими; коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников Задачи: Формировать у детей с первых лет жизни нравственные ценности, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие. Подобрать эффективные методы и средства коррекции. Разработать коррекционно-развивающую программу для данной категории детей Изучение научной литературы по данной проблеме; Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста Снизить уровень агрессивного поведения детей, снять негативные психические состояния, повысить уровень самоуважения в окружающей среде и уверенности в себе, Сформировать коммуникативные умения и навыки у детей. Повысить уровень компетентности родителей по проблемам агрессивного поведения дошкольников Определить специфику взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи при решении проблем агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста Организовать индивидуальную работу с агрессивными детьми в дошкольном образовательно учреждении и в семье Повышение качества образовательного процесса, уровня профессиональной подготовки и творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения к реализации ФГОС, способствующих решению проблемы с агрессивными детьми Создание комплекта методических материалов по результатам работы инновационной площадки. |
Сроки реализации инновационного проекта (программы) | 2015 - 2018 годы |
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) | Муниципальный бюджет образовательной организации |
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) | - Создание комплекта методических и диагностических материалов по результатам работы инновационной площадки - распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику; -Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах по проблемам агрессивного поведения дошкольников - Повышение компетентности родителей в способах оказания поддержки и помощи своему ребенку в процессе развития. -вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных участников;-повышение рейтинга образовательного учреждения.- Снижение агрессивностидетей дошкольного возраста - Развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека; - развитие коммуникативных навыков |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) | - Представление опыта работы педагогов дошкольного образовательного учреждения на профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах различного уровня (уровень ДОУ, муниципальный, республиканский); -Публикация материалов реализованного проекта в сборниках различного уровня, методических изданиях, периодической печати. - Освещение реализации проекта на сайте учреждения. - Комплект методических материалов, подготовленный по итогам функционирования инновационной площадки, может быть использованы в дошкольных учреждения |
Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии) | Рецензия ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан от 29.09.2015 г. |
- Программа реализации инновационного проекта (программы)
- Исходные теоретические положения.
На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.
Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.
В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К.Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.
Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.
- Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).
Этапы проекта:
ЭТАП 1. Организационный (2015-2016 г.)
ЭТАП 2. Внедренческий (2016-2017 г.)
ЭТАП 3. Обобщающий(2017-2018 г.)
3.3, 3.4, 3.5,3.6 Содержание и методы реализации инновационного проекта (программы), необходимые условия организации работ. Прогнозируемые результаты по каждому этапу. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов. Календарный план реализации инновационного проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).
№ п/п | Содержание деятельности на этапе | Методы деятельности на этапе | Срок реализации | Результаты реализации каждого этапа | Средства контроля и обеспечения достоверности результатов |
ЭТАП 1. Организационный (2015 г-2016 г) | |||||
1. | Выбор творческой группы по разработке проекта | Заседание педагогического совета МБДОУ | октябрь | Приказ о создании творческой группы по разработке Программы | Издание приказа |
2. | Определение главного направления в реализации проекта | Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов. | ноябрь | Соответствие содержания программы Федеральному, республиканскому, муниципальному законодательству | Оценка соответствия содержания локальных актов требованиям федерального и регионального уровня |
3 | Первичная диагностика состояния работы на начало работы. | Организационно диагностические мероприятия по оценке готовности учреждения | декабрь | Аналитическая справка | Анкетирование педагогов и родителей |
4 | Определение педагогических условий реализации коррекционно - развивающей работы в воспитании детей. | Коррекционно – развивающая работа с детьми Мониторинг | Январь, февраль, март апрель | Аналитическая справка | Оценка соответствия условий реализации коррекционно - развивающей работы в воспитании детей |
5 | Отбор диагностических методик по теме исследования. | Круглый стол | май | Выбор диагностического материала | Удовлетворение участников проекта |
6 | Выбор форм работы по педагогическому просвещению родителей, по их активному привлечению к педагогическому процессу | Круглый стол с участием родительского комитета | май | разработка опросников, анкет, консультаций, планов работы с родителями по проблемам общения и агрессивного поведения у дошкольников. | Удовлетворение родителей |
7 | Разработка участниками РИП материалов организации работы (выявлению дефицитов в деятельности ДОО, совместное планирование мероприятий, анализ результатов деятельности) | Семинар-практикум | август | - Разработка рекомендаций по организации комфортной предметно-развивающей среды в группе - Разработка содержания этапов организации проекта | Наличие плана организации работы |
8 | Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом проблемы агрессивного поведения | Круглый стол | сентябрь | методические рекомендации | Размещение на сайте |
9 | Отчет творческой группы о работе за прошедший период | Круглый стол | октябрь | Анализ работы | Отчет творческой группы, размещение на сайте |
ЭТАП 2. Внедренческий (2016-2017 г.) | |||||
1 | Разработка модели внедрения коррекционно – развивающего подхода в воспитательно-образовательном процессе. | Консультации, круглый стол | ноябрь | Программа внедрения преодоление агрессии детей в воспитательно-образовательном процессе | Наличие программы |
2 | Организация предметно-развивающей среды в ДОУ | Мероприятия по организации предметно-развивающей среды в детском саду | декабрь | Создание условий и оформление необходимого материала, Конкурс педагогического мастерства | Наличие условий и материалов |
3 | Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом степени агрессивности детей | Формирование алгоритмов организации ОД с учетом степени агрессивности детей | январь | Планы по организации ОД | Наличие планов организации образовательной деятельности |
Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми агрессивного поведения | Семинар-практикум | февраль | Формирование банка с практическими материалами по организации и проведению занятий и игр | Удовлетворение педагогов и детей | |
5 | Внедрение и апробация в практику работы ДОУ форм и методов по реализации проекта с участием родителей. | Открытые мероприятия | В течение года | Формирование банка рабочих технологий | Повышение компетентности педагогов и родителей (законных представителей) |
6 | Составление банка диагностических методик | Круглый стол | В течение года | Методические рекомендации | экспертиза по отбору материалов для сборника |
ЭТАП 3. Обобщающий (2017- 2018 г.) | |||||
1. | Обобщение опыта РИП | Круглый стол, анализ аналитических отчетов организаций-участников РИП | октябрь | Формирование базы методических и дидактических материалов Анализ внедрения Проекта в практику работы | Внутренняя экспертиза по отбору материалов сборника по результатам деятельности РИП |
2. | Подготовка материалов РИП к публикации | Работа творческой группы. Внешняя экспертиза продукта деятельности РИП | ноябрь | Сборник методических рекомендаций | Научное и практическое рецензирование подготовленных материалов |
3. | Проведение семинара по распространению педагогического опыта по реализации пректа | Консультации, семинар | декабрь | Распространение опыта, программа семинара | обобщение опыта работы учреждения по инновационной площадке, протокол семинара |
4 | Оформление опыта работы по реализации данного пректа | Работа творческой группы | декабрь | Аналитическая справка | Отчет творческой группы |
- Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта (программы).
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 19954. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 19868. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 19999. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.
13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.
18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992
19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.
28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998
- Обоснование возможности реализации инновационного проекта (программы)
- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», п.2.4.).
5. Финансовое обоснование реализации инновационного проекта (программы)
- Материальные ресурсы для проведения семинаров
- Наличие финансового обеспечения для публикации апробированных материалов
- Организация среды взаимодействия участников инновационной площадки (наличие мультимедийной, множительной техники)
- Организация предметно-развивающей среды в детском саду, создание условий и оформление необходимого материала.
№ п/п | Направления | Год | Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1. | Материальное оснащение | 2015-2016 | Муниципальный бюджет | 20 000 |
2. | Информационно-техническое обеспечение | 2017-2018 | финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи | 10 000 |
Реализация инновационного проекта, создание интегрированного развивающего пространства опираются на существующую материальную базу детского сада и обеспечиваются сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств
6. Обоснование устойчивости результатов инновационного
проекта (программы)
Устойчивость результатов Инновационного проекта может быть достигнута:
- При высокой мотивации руководителей и участников образовательных отношений в совместной деятельности по обеспечению условий развития и воспитания детей, обоснованных во ФГОС ДО;
- Стабильной нормативно-правовой базе функционирования системы образования на федеральном уровне;
- При наличии устойчивых связей по обмену опытом работы участников РИП после завершения проекта.
- разработанными образовательными программами обучающих семинаров;
- разработанными дидактическими комплексами, методическими пособиями для педагогов;
- публикациями в открытой педагогической печати и сети Интернет;
- наличием кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации проекта;
освоением педагогами инновационных видов профессиональной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...
Особенности коррекеционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Мастер класс для родителей...
Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...
Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. «Математические ступеньки»
Пояснительная запискаПроблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной ...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили цен...
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье раскрыта необходимость совершенствования системы управления кадрами в области образования, призванной активизировать новые грани профессионального поведения педагога дошкольного образовательн...
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Использование сказок А.С. Пушкина в дошкольных учреждениях является эффективным методом воспитания детей. Они не только увлекательны и интересны для малышей, но и способствуют всестороннему разв...