План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
- Массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- работа с конструктором ЛЕГО
- рисование по трафаретам
- Дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия | Время проведения | |
Работа с воспитателями | Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | ноябрь |
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | февраль | |
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» | Апрель | |
Мастер-класс «Волшебные пальчики» | Март | |
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук. | Май | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | Октябрь |
листки-памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»; | В теч. года | |
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» | Март | |
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» | Декабрь | |
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Апрель | |
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | Январь | |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей | Март | |
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | Май | |
Работа с детьми | Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. | В теч. года |
Использование игр
| В теч. года |
Литература:
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...
План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»
Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.Задачи:1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.2. Формировать ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...