План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя
2015– 2016г. г.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Этапы работы.
I. Теоретический этап. Изучение учебно-методической литературы:
| В течение года |
II. Практический этап. | ||
Рисование, лепка | В течение года | |
Создание картотеки пальчиковых игр | октябрь | |
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики | октябрь | |
Д/и.: «Прищепки» | Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. | ноябрь |
Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» | Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). | ноябрь |
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | ноябрь |
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) | укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. | декабрь |
Создание разнообразного «Пальчикового театра» | Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра | декабрь |
Д\И : «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. | Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. | декабрь |
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» | Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. | декабрь |
Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста | январь |
Настольная игра «Мозаика». | Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | январь |
Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок | Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. | февраль |
Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников | февраль |
III. Оценочный этап. Диагностика уровня развития мелкой моторики Анализ работы по теме самообразования | Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки | май |
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры.
План по саморазвитию....
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей ранне...
отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...
План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
отчет по теме самообразования.Цель:создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 1,5-3 лет...
Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"...