Педагогический проект"Волшебница Осень"
проект (старшая группа) на тему

Маклакова Е.М.

Педагогический проект "Волшебница Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zolotaya_osen.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:


Вид проекта:

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2016г.

Участники проекта:

 дети, воспитатели,  старшей группы,  музыкальный руководитель ,родители воспитанников.

Мотив:

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта:

   Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».                                  

    Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

     В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить. представления об изменениях в природе  осенью;

  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  •  Учить изображать осень , познакомить с нетрадиционной техникой рисования печатание листьями.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

∙        углубляет  и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

∙        Пополняет словарный запас;

∙        развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

∙        стимулирует  познавательные интересы и расширяет кругозор;

∙        разнообразит способы сотрудничества;

∙        развивает художественно-творческие навыки.

Используемые  виды деятельности:

  • ООД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Музыкально- исполнительская
  • Изобразительная;
  • Труд ;

    ∙        Конструирование из природных  материалов.

Продукт проектной деятельности.

  • Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»

  • Праздник осени .

  • Презентация проекта.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с-р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

 Труд

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

 «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия по територрии детского сада .

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»  

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Овощи».

Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Волшебница Осень».

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Музыка

Слушание : П.И. Чайковский «Времена года».

Знакомство с репродукциями картин И.Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень».

Разучивание песен  и танцев об осени.

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени».  оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».

               

                                              Приложение№1.

1.        Беседа об осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

2.        Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать

3.        Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин

4.        Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

5.        Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

6.        Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе

7.        Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

8.        Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

ЦЕЛЬ: 
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

9.        Составление рассказов по стихотворениям об осени

ЦЕЛЬ: 
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову

10.        Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству

11.        Составление описательного рассказа по схеме: « Осень» 

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей

12.        Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Приложение №2

Рекомендации родителям.

Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас: 

-  Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию  со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;

 


Приложение №3


 

    Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

А. Фет  

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


 К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.. 


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

В. Сутеев  «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

                                Приложение №4

Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему :                                         «Осенний ковер».

Воспитатель: Рахмятуллова Г.А.

Программное содержание: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листьев для украшения группы. Учить детей вырезать симметричные листья из бумаги, сложенной пополам. Формировать чувство цвета, композиции. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование: 

- потолочная плитка (размер 50х50 см)
- цветная бумага
- шаблоны для вырезывания листьев
- простой карандаш
- ножницы
- клей – карандаш

Выполнение работы:

Подберите бумагу «осенних» цветов: желтая, красная, зеленая, оранжевая, коричневая. Нарежьте из нее заготовки размером 12х12 см. 

Наклейте эти разноцветные квадратики на основу в хаотичном порядке.

Для изготовления листочков используйте шаблоны.

Сложите квадратную заготовку пополам, 

приложите шаблон красной линией к сгибу,

обведите его по контуру 

и вырежьте. Получился листочек. 

Вырежете нужное количество листочков, приклейте их на общую композицию, подбирая красивые сочетания цветов.

Фломастерами нарисуйте прожилки. 

В результате совместной работы у нас получился вот такой осенний ковер, который еще долго будет украшать интерьер нашей группы.

«Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.»

 

                                                 Приложение №5

Конспект занятия по лепке в старшей группе

на тему: «Осеннее дерево»

Воспитатель: Рахмятуллова Г.А.

Интеграция областей «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтении художественной литературы», «Художественное творчество»

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила

Развивающие. Расширять представления детей о природе знакомить с характерными особенностями. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей

Обучающие. Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о свойствах пластилина, техники работы с ним, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони. Знакомить с сезонными изменениями (осень, прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью., знакомить с деревьями. Учить работать коллективно.

Материал: пластилин, доски, салфетки

Ход ООД

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображение деревьев

- Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите деревья, которые изображены в осенний период.

- Послушайте как в своем стихотворении «Осень» М. Ходякова рассказывает об осени.

Стихотворение «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Дидактическая игра «Найди осеннее дерево»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением деревьев в разное время года

-Ребята, когда я буду показывать вам картинку с осенним деревом, вы хлопаете в ладошки...

-Правильно!

- А почему вы так думаете? (Разноцветные листочки, листья опадают.)

- Да. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Деревья осенью очень красивые, но как только подует сильный ветер, листья с деревьев падают на землю.

-Ребята, давайте покажем, как облетают листья с деревьев.

Физкультминутка

Воспитатель показывает, как облетают листья с деревьев. Дети имитируют движение листьев под чтение стихотворения

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, завертелись

И на землю снова сели.

Знакомство с особенностями строения дерева

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень)

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева: показывает ствол, корень, ветки

-Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол.

Стихотворение

Если я сорву листок, если ты сорвешь листок.

Если все и я и ты, если мы сорвем листки,

То окажутся пусты и деревья и кусты

И не будет красоты.

-Ребята, давайте мы с вами соберем осеннее дерево (ДА). (Давайте)

Лепка «Осеннее дерево»

- Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточки для дерева Ребята, пластилин мягкий материал, легко раскатывается, сминается, разноцветный. Для того чтобы нам собрать осеннее дерево, нам понадобятся ветки, которые мы будем лепить из пластилина коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда - обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки - ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно

Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

При затруднении воспитатель помогает ребенку

- Ребята, вы должны помнить, чтобы пластилин вам долго служил его нужно убирать в коробку, не смешивать и не разбрасывать. После лепки т стол и дощечку следует протереть влажной тканью. Необходимо сначала вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

- Молодцы! Все старались лепить палочки-ветки для нашего дерева, наши ручки устали и пусть немного отдохнут

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили. Встряхиваем кистями перед собой

Наши пальцы утомились.

Пусть немного отдохнут

Дружно руки разведем. Отвести руки назад - вперед отклоняясь на спинку стула.

И опять лепить начнем

Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»

- Ребята, а теперь мы соберем из ваших палочек – веток осеннее дерево. Посмотрите, вы сделали маленькие палочки- ветки, а я большую палку- это будет ствол нашего дерева. Я беру ствол и прикрепляю путем прижатия к нему ваши палочки- ветки от большой к маленькой. Еще я покажу вам, как можно сделать маленькие веточки к нашему дереву. Нужно раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным) ; получаются очень маленькие тоненькие палочки – веточки, я их прикреплю к нашему осеннему дереву. Посмотрите что получилось.(Дерево)

- Но мне кажется, что тут чего не хватает. Как вы думаете чего? (Листьев)

-Верно. Посмотрите я, заранее приготовила листья для нашего дерева, они разноцветные: желтые, зеленые, красные и мы сейчас украсим ими наше осеннее дерево

Воспитатель прикрепляет листья к дереву.

Примечание: Дети по желанию помогают воспитателю прикреплять ветки и листья к дереву.

Рефлексия.

-Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось из тех палочек – веток, которые вы сделали. Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям

Приложение №6

Полезный осенний салат.

Ингредиенты

  • яблоко Голден1 шт.
  • небольшой кусочек тыквы1 шт.
  • сок лимона 2 ст.л.
  • сахарная пудра1 ч.л.
  • растительное масло1 ч.л.

Витаминный салат из яблок и тыквы

Витаминный салат из яблок и тыквы.

Яблоко очистить от кожицы и семян. Натереть тыкву и яблоко. Заправить салат лимонным соком, сахаром и маслом, перемешать.

Приложение №7

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ                              ДЕТСКОГО САДА «ОСЕНЬ РАЗНОЦВЕТНАЯ»

 (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКИХ ПОЭТОВ, ХУДОЖНИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ)

Музыкальный руководитель: Маклакова Е.М.

Цель:  Формирование музыкальных и творческих способностей детей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами взаимодействия с окружающими людьми и детьми

 посредством  восприятия музыки.

 Задачи: 1.Познакомить детей  с творчеством - русского композитора П.И.Чайковского.

Поэтов А. Пушкина, А .Толстого, художника И Левитана.

   Продолжать развивать вокально-хоровые навыки, Продолжать воспитывать любовь к красоте осенней природы через музыку. 

2. Учить изображать осень , познакомить с нетрадиционной техникой рисования – печатание листьями.

Дети заходят в музыкальный зал и образуют полукруг.

 Исполняют музыкальное приветствие

Добрый день (пропевает муз. рук. по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз). 

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на осеннюю природу за окном и предлагает спеть про осень

 песню. «Зотой огонёк»

Музыкальный руководитель:

Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении.

Сначала отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?” (Осенью)                             

Мы сегодня поговорим про осень. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин...»
(А. Толстой)

Предлагается детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень».

Музыкальный руководитель:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
(Н. Рыленков).

Вопросы к детям. 

 Какие краски использует Левитан в своей картине? (ответы детей)

Какая это картина по настроению? (ответы детей).
Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья; лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта
А.С. Пушкина.

                      ****

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Музыкальный руководитель:

Как красиво в своём стихотворении поэт А.С.Пушкин говорит об осени.

 Ребята, вы  согласны с его мнением?

Когда наступает осень, становится немного грустно. Художник И. Левитан передал в своей картине то настроение, которое мы с вами сейчас почувствовали в стихотворении, а композитор П.И. Чайковский написал про осень музыку. Давайте послушаем её и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу Октябрь. «Осенняя песня» из альбома « Времена года».
(слушают «Октябрь» - муз. Чайковского).

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?

-Вот какую осень нарисовал великий  русский  композитор  П И Чайковский

Высказывания детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…

Музыкальный  руководитель.

 Как легко дышится осенью, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. Упражнение на дыхание

На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 –  выдох через рот.


Музыкальный руководитель:

Уходит золотая осень, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её сестра - поздняя осень.

Слайд.  Картина поздняя осень

Ребёнок:

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
(Н. Некрасов)

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, пожалуйста, какой картине подходит по настроению это стихотворение?

Это картина «Тройка».
А теперь мы послушаем пьесу П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке».

(Слушают «Ноябрь» из альбома Чайковского «Времена года»).

Музыкальный руководитель:

Что вы услышали, какая пьеса по характеру? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Да, оказывается, что  в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя.  Поздняя осень – это надежда  человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима, (а для чего нужна зима? чтоб природа отдохнула).  Дети скажите, какая осень у нас сейчас? (поздняя)

. Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся красивые яркие цветы. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто, ждать. 

Какая осень вам понравилась больше - в пьесе «Осенняя песня» или «На тройке», и почему? (ответы детей)

Ребята, вам хочется  услышать звуки осенней природы? (ответы детей)  Я предлагаю вам побывать ещё раз  в гостях у осенней природы. И послушать звуки осени. 

Дети берут в руки листья из-под стульчиков и выходят в шахматном порядке в зал. 

Зрительная гимнастика «Шу-шу-шу» 

Ах, как листики летят, всеми красками горят. 

Лист кленовый, лист резной, разноцветный                    
расписной.   

Шу-шу-шу-2раза

Как я листиком шуршу. (Шуршат листиками в руках).

Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок (кружатся)

Полетел над головой красный, жёлтый, золотой

 Шу-шу-шу-2раза

Как я листиком шуршу    (водят руками вверху, следят глазами) 

Вместе со звуками осеннего леса ушли красота и тепло.  

Давайте  станцуем знакомый нам

танец  «Осенний вальс»

Музыкальный руководитель:

Сейчас вы станете настоящими художниками и нарисуете то осеннее настроение, которое вам больше понравилось цветными пятнами, линиями, но сначала мы ещё раз прослушаем музыку П.И.Чайковского.

(Повторно звучат пьесы в записи. Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями, объясняют, почему использовали именно такие краски).

Приложение №8

План конспект комплексного занятия по аппликации в средней группе по теме «Осенние деревья»

Автор: воспитатель  старшей группы Шарафутдинова Ф.А.

Программное содержание: закрепить умение работать с красками, создавать несложную композицию на листе из заготовок. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании листочков, осваивать новые нетрадиционную технику аппликации.

Предварительная работа воспитателя: изготовление демонстрационного и раздаточного материала, подбор физ.минутки, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстрации к теме «Деревья», разучивание физ.минутки, повторяем технику работы с клеем.

Раздаточный материал:  осенние листочки, салфетка, клеенка, клей.

Индивидуальная работа с детьми на занятии: проконтролировать детей при наклеивании листочков .

                                       

                                        Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Осень.

Воспитатель: А что происходит с природой осенью?

Дети: Листья желтеют, падают, идет дождь, холодно, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: А какого цвета листочки вы видели на деревьях?

Дети: Зеленые, красные, желтые.

Воспитатель: Да, вы правы. Я приготовила для вас загадки, поможете мне их отгадать?

Дети: Да.

Воспитатель: Пришла без красок

                          И без кисти

                          И перекрасила все листья – Осень

                          Листья желтые летят

                          Падают, кружатся

                          И под ноги просто так

                          Как ковер ложатся

                          Что за желтый снегопад?

                          Это просто – Листопад

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы с вами превратимся в волшебников и создадим свой волшебный осенний лес, но сначала давайте вспомним, из чего состоит дерево?

Дети: Ствол, ветки, листья.

Воспитатель: Молодцы, для начала нам нужно нарисовать ствол дерева и ветки. Для этого мы будем использовать краски (дети рисуют, кому надо оказывается индивидуальная помощь). Пока наши деревья сохнут предлагаю вам размяться, вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Физ.минутка

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле!

(потягивания, руки в стороны)

Каждое старается

К небу, к солнцу тянется

(потягивание, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер

Закачались тут же ветки

(дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли

(наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед

Так деревья ветер гнет

(наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит

Да когда же отдых будет?

(вращение туловищем)

Ветер стих, взошла луна

Наступила тишина

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Молодцы. Наши деревья высохли, теперь мы можем продолжать создавать осенние деревья. Как вы думаете, чего не хватает нашим деревьям?

Дети:  Листочков.

Воспитатель: Правильно, я заготовила для вас осенние листочки, теперь вы должны их приклеить на дерево (дети клеят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

Воспитатель: Чтобы немного отдохнуть предлагаю вам сыграть в дидактическую игру «Из какого дерева это сделано?». Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания существительное плюс предлог.

Дубовый стол сделан…(из дуба)

Сосновая скамейка сделана…(из сосны)

Липовая ложка сделана…(из липы)

Березовый веник сделан…(из березы)

Калиновая дудочка сделана…(из калины)

Кленовые вороты сделаны…(из клена)

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы сделаем осеннюю траву. Для этого я заготовила для вас карандашную стружку, её мы расположим внизу нашей композиции (воспитатель следит за выполнением работы, оказывает индивидуальную помощь)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось сегодня из того что мы делали?

Дети:……….

Приложение №9.

Осенний  праздник .

                               «Приключения Подсолнушка»

Оформление:  Зал оформлен по-осеннему.  

 Действующие лица:

Осень, Подсолнушек, - взрослые

Ворона.

Реквизит:

 листочки, обручи, корзинки, муляжи овощей,  шапочки - «подсолнухи»,

Ход праздника:

 Под музыку дети заходят в зал.

 Двигаясь  к центру зала, выстраиваются полукругом.

Вед: Какая красивая осень

       Какой золотистый ковёр

      И в гости сегодня, ребята

      К нам праздник осенний пришёл.

  1. Ты удивляешь осень

раскрашенной листвой

         Оранжевый и жёлтый

             Любой листочек твой

  1. Осень на опушке

Краски разводила

По листве тихонько

Кистью проводила.

      3.Пышным сарафаном

         Землю укрывая

         В гости к нам шагает

         Осень золотая.

№ песня «Золотой огонёк»

Под ф-граму песни «Осень» в зал заходит Осень, раздает из корзинки  листочки детям,

                Я, Осень золотая,

                На праздник к вам пришла.

                Осенние листочки

                Всем деткам раздала.

                                                         Я ветерком подую,

                                                          И листья полетят.

                                                          А детки с ними танец

                                                          Исполнить вам хотят.

 

 Танец  «Осенние листочки»   (сл. и муз.  Н.  Вересокиной)

 

Осень:  А теперь листочки эти

               Соберутся все в букете.    (Дети отдают листочки Осени.)

               Вот какой  большой букет!

               Ярче красок в мире нет.

Ведущая:  Мы его поставим в вазу, сядем поудобнее и будем продолжать наш праздник.                                         

     (Садятся.)

 

Осень:  А теперь, мои друзья,  расскажите про меня.

1-й ребенок:  Осень красит золотом

                          Рощи и леса.

                          Слышатся прощальные

                          Птичьи голоса.

2-й ребенок:  Алые и желтые

                          Ветер листья рвет,

                          Кружит, кружит в воздухе

                          Пестрый хоровод.

3-й ребенок:  Солнышко лишь выглянет,

                          Спрячется  опять.

                          Долго  лето красное

                          Будем вспоминать.

4-й Ребенок:  А еще к нам осень

                          Тучку принесла.

                          Льет из этой тучки

                          Дождь, как из ведра.

Осень:  Правильно, ребятки! А дождика моего не испугаетесь?

Ребята:  Нам совсем не страшно

                Бегать пол дождем.

                Мы про дождик даже

                Песенку споем.

 

 Песня «Дождик»   (Сл. П Чумичева, муз. В Герчик)

 

Ребенок:  Что делать после дождика?

Все:  - По лужицам скакать!

Ребенок:  Что делать после дождика?

Все:  - Кораблики пускать!

Ребенок:  Что делать после дождика?

Все:  - На радуге качаться!

Ребенок:  Что делать после дождика?

Все:  - Да просто улыбаться!

 

Осень: Спасибо, милые певцы,

              Я вас хвалю, вы молодцы!

Я - осень листопадная, золотая, дождливая.

А еще меня называют урожайной, потому что осенью собирают богатый урожай овощей, фруктов, грибов, хлеба.

              А сейчас, мои ребятки,

              Отгадайте-ка загадки.

·     И зелен и густ, на грядке вырос куст,

    Покопай немножко, под кустом.....(картошка).

 

·     Прежде, чем его мы съели,

    Все наплакаться сумели.              (Лук).

 

·     Наши поросятки выросли на грядке,

    К солнышку бочком, хвостики крючком.   (Огурцы).

 

Осень:  Молодцы!  Вы загадки отгадали.

               За это я с вами поиграю.

  Поможете урожай собрать с огородных грядок?

№  песня «Огородная»

 

Игра  «Собери урожай»:

В двух обручах муляжи овощей. На другом конце зала - корзинки.

Двое детей переносят из обруча в корзину по 1 овощу: кто быстрее.(Игра проводится 2 раза)

 

Осень:  Весь урожай собрали, молодцы! Посмотрите внимательно. Ничего на грядках не оставили?

( звук плача ребёнка)

Осень:  Дети, что это такое? Кто из вас плачет? (Никого не находит).

Да кого же так обидели? Откуда слышится этот горький плач? (Дети показывают.)  Отсюда?  Так давайте заглянем. Что там происходит?

 

 В зал заходит Подсолнух и всхлипывает.

 

Осень:  Ребята, да это же Подсолнух!  Подсолнух,  здравствуй!

Подсолнух  (сквозь слезы): Здравствуйте!

Осень:  А почему ты так горько плачешь?  Что случилось?

Подсолнух:  Как мне не плакать и слез не проливать? Весь урожай собрали, а меня на этом огороде забыли. Никому я не нужен. (плачет)

Осень:   Дети, как же нам помочь  Подсолнушку?  А может быть,  мы пригласим его к нам на праздник?  Развеселим его, позабавим.(ответы)

Подсолнушек, мы с ребятами заберем тебя с этого огорода и отведем к нам на праздник.

Подсолнух:  Правда?  Я так рад!  Спасибо вам, ребятки.

 

Осень выводит Подсолнух из-за плетня, ведет в зал.

 

Осень:  Ну, что ж, Подсолнушек, будь гостем  на нашем празднике,  веселись  вместе с нами. Ведь наши детки самые задорные, самые голосистые. А как они в оркестре замечательно играют, ты только послушай!

№  « Оркестр» - игра на ложках.

 Подсолнух:  Ай, да  молодцы!  Настоящие музыканты!

 А в игру со мной поиграть хотите?.... Тогда я вас научу.

 

   Игра «Подсолнухи»:

По кругу выкладывается 4-5 шапочек - «подсолнухов». Вызывается  количество детей на один больше, чем атрибутов. Под музыку все двигаются по кругу.  На паузу надевают  «подсолнух» на голову.

Выигрывает тот, кто останется в игре последним с «подсолнухом» на голове.

Подсолнух:  Вот и еще у меня дружок - подсолнушек появился.

 

Залетает Ворона.

Ворона:  Я летаю высоко

                Я летаю далеко

               В огород я полечу

               Всё попробовать хочу 

                           А вот и мой Подсолнушек!

                           Ты зачем ушел с огорода?

                           Кар-кар-кар!  Кошмар!

                           Я тебя насилу  нашла.

Подсолнух:  Меня пожалели ребята и пригласили к себе на праздник.

Ворона:  Праздник?  Кар-кар-кар!   Какой еще праздник?

Вед:  Дети! Какой у нас  сегодня праздник?  - (праздник Осени!)

Ворона:  Подумаешь!  Кар-кар-кар!  А это мой Подсолнушек!

Я его 1-я нашла!

Подсолнух:  Ребята! Помогите!  Я не хочу к Вороне. Она меня склюет!

(Прячется за детей).

Вед::   Не бойся подсолнушек, мы тебя в обиду не дадим.

Реб:  Подсолнушек я не оставлю

          Пугало сюда поставлю     -     (выходит реб. «пугало»)

          Птиц ты будешь отгонять

          Чтоб не смели здесь клевать.

Вед: Ребята выходите  на игру, посмотрим , какой сторож из нашего пугало.

  И ты , Ворона, присоединяйся к нам.

 Ворона:  Ладно. Кар-кар-кар!  Поиграю с вами! Только все равно подсолнушек будет мой!

 

 Игра «Пугало»

 

Ворона:  Ой-ой-ой!  Кар-кар! Караул! Кошмар!  Разбегались, расшумелись тут! Напугали меня! Караул! Спасите!  (Улетает из зала).

Подсолнух:  Спасибо вам, ребятки, что  спасли меня от Вороны.

Осень:  И тебе спасибо, Подсолнушек, что играл и веселился с нами.

А праздник наш завершается. И закончим мы его   весёлым  танцем

И тебя, Подсолнушек, я приглашаю с нами потанцевать!

 

№ Танец  «Весёлый танец»

 

Подсолнух:  Ребята!  Я так рад, что побывал у вас на празднике, что я познакомился и подружился с вами. И хочу от всей души преподнести вам

сюрприз:  золотую семечку. Она не простая, а волшебная. (или другие угощения)

Осень:  Спасибо, Подсолнушек!  А мы тебя приглашаем  к нам в группу погостить у нас.

Подсолнух:  С удовольствием!

Осень:  Приглашаем к нам на чай!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебница вода"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Педагогический проект " Волшебница - вода!"

Педагогический проект " Волшебница - вода!"...

Педагогический проект "Волшебница-вода"

Экологическое воспитание дошкольников...

Педагогический проект «Волшебница соль»

В своей работе мы уделяем огромное значение формированию творческой личности ребенка, одним из средств решения этой задачи является изобразительная деятельность, в которой можно использовать  нет...

Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе

Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе...