Размышления воспитателя детского сада на тему: "Зачем психолог в дошкольном образовании?"
статья на тему

Романова Елена Викторовна

Размышления воспитателя зачем нужен психолог в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость применения психологии в образовании проявилась еще в конце XIX века. Одним из первых и наиболее ярких примеров сочетания психологии и педагогики является история создания первого интеллектуального теста. В начале прошлого столетия во французских школах по причине негативных последствий революции была критическая ситуация: набор в школьные классы производился среди детей всех сословий, проживающих в конкретном районе. Таким образом в одном классе учились и хорошо развитые дети из благополучных семей, и дети бездомных, что очень затрудняло работу учителя. Учителя, конечно, и сами знали, кто из учащихся не может освоить программу в нужном темпе, но в таком случае школу и администрацию обвинили бы в несоблюдении идей Французской революции. В 1905 г. администрация Парижа попросила известного французского психолога Альфреда Бине разработать объективный психологический тест, позволяющий определить детей, не прдготовленных учиться в школе по общей программе. А. Бине создал первый в мире тест диагностирования интеллектуальных способностей, который был назван «шкала для измерения интеллекта Бине-Симона» и позволял определять детей с задержкой умственного развития. Разработка данного теста явилась удачным примером плодотворного взаимодействия педагогов и психологов в сефре образования.

Сегодня относительно недавно возникшая новая профессия - психолог в образовании (или педагог-психолог) становится массовой снециальностью. Работа психолога в образовании является новой формой общественно значимой профессиональной деятельности, возникшей вследствие соответствующих потребностей общества, повышении требований к развитию творческого и нравственного потенциала юного поколения страны.

В России основная цель деятельности психолога в образовании - обеспечивать психическое и личностное развитие ребенка. Психолог в образовании должен создавать психолого-педагогические условия, обеспечивающие духовное развитие каждого учащегося, его душевный комфорт, что является основой психологического здоровья. Таким образом, целью психолога в образовании является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическим здоровьем называется состояние благополучия, при котором ребёнок может гармонично и полноценно развиваться, успешно преодолевая возрастные кризисы и другие трудности.

Сегодня психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи.

Далее попробуем ответить на вопрос: «Нужен ли психолог в образовании, а конкретно – в дошкольном образовании?»

Основные виды деятельности психолога в образовании, в том числе дошкольном, следующие:

    • психологическое просвещение;

    • психологическая профилактика;

    • психологическая диагностика;

    • психологическая коррекция;

    • психологическое консультирование.

    Все эти виды работы на практике осуществляются только в единстве, во взаимодействии. В каждой конкретной ситуации любой из них может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиляДОУ.

Психолог, работая в ДОУ, осуществляет следующие функции и задачи:

  • проводит психологическое изучение детей, чтобы определить к ним индивидуальный подход на протяжении всего периода воспитания, обеспечивает полноценное развитие каждого ребенка, раннее выявление, преодоление и профилактику неуспеваемости и недисциплинированности детей;
  • на основе полученных данных создает и накапливает банк данных в масштабах ДОУ;
  • осуществляет диагностику и коррекцию детей, которые с трудом поддаются воспитанию, с отклонениями в поведении;
  • вместе с воспитателями и родителями разрабатывает и осуществляет развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  • держит под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни детей;
  • производит диагностику интеллектуальных, эмоциональных, волевых и личностных особенностей школьников, препятствующих процессу воспитания, помогает в их коррекции;
  • выявляет психологическую готовность детей (в подготовительных группах) к школьному обучению, вместе с воспитателем намечает программу их подготовки к школе;
  • способствует созданию благоприятного психологического климата в ДОУ;
  • проводит консультации для администрации ДОУ, воспитателей, родителей по психологическим проблемам воспитания детей, по вопросам развития их мышления, внимания, памяти, способностей.

Таким образом, учитывая многочисленные, очень важные и нужные задачи и функции психолога в образовании, можно сделать вывод, что данный специалист, несомненно, нужен. Психолог в образовании выступает, в определенной степени, гарантом прав ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии».

Отзыв и анализ книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии». Эта книга учит любого взрослого открываться миру ребенка, не оценивая его, не запрещая "ненужного". Позволяет увидеть множеств...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада. “Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

ldquo;Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.&rdquo...

Конспект открытого мероприятия "В стране добрых дракончиков", будет интересен не только воспитателям детских садов, но и психологам, и логопедам. По методике Е.Р Железновой

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «В стране добрых дракончиков» По методике Е.Р ЖелезновойПедагогические задачи:1.Развивать чувство сплоченности в к...

Круглый стол для воспитателей детского сада «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из крите...

Консультация для воспитателей детского сада Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Консультация для воспитателей детского сада "Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению"...

Эссе – размышление «Профессия – воспитатель детского сада»

Эссе – размышление «Профессия – воспитатель детского сада»Всё начинается с детской мечты! А мечты у всех разные, необычные!Чем можно измерить то тепло, ласку которое дарят дети...