Семинар-практикум для воспитателей детского сада. “Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”
методическая разработка (средняя группа)

Малахова Нина Владимировна

 

“Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар практикум20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей детского сада.

“Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

                                                                        Подготовила : Малахова.Н.В.

                                                                       

                                                                       

Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с

детьми по обогащению словаря детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:                                                                                                                                                                      1 представить коллегам наработанный опыт.

         2 Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических

умений при обучении детей развитию речи.                                                                         3 Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.


. Ход семинара- практикума.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Одним из средств обогащения словарного запаса детей являются дидактические игры.

Дидактические игры –это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем мире, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей .                                   Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила.
1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
5. Игра — окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.                                           Основные виды дидактических игр:
1-  игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);
2-  настольно-печатные игры;
3-  словесные игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
-  установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
-  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
-  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
-  определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
-  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
-  подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
-  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.                          Практическая часть.                                                                                                     1 группа дидактических игр с предметом.

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

 Дидактическая игра с предметом «Это ложка – для …?».

Цель: понимание многозначного слова, обогащение бытового словаря

многозначными существительными: ложка, вилка, тарелка, щетка.

 Дидактическая игра «Что звучит?»

Эта игра со звучащими игрушками, музыкальными инструментами или предметами,

которые издают разные звуки (шуршание бумаги, плеск воды, стук молотка).

- Посмотрите, это колокольчик, он звенит. Это молоток, он стучит. Это погремушка,

она гремит (вода журчит, бумага шуршит…). Это барабан, он барабанит. Я сейчас

буду играть с игрушкой, а вы угадайте, с чем я играю (что звучит?).

 Дидактическая игра «Угадай, на чем я играю»

Показываем детям игрушки: Это барабан и дудочка. На барабане-барабанят, на

дудочке-дудят(словообразование).

- Что я делаю? -Барабаните, дудите.

- Как я барабаню?-Громко, тихо.

- Где я играю? - Далеко, близко.

- Посмотрите, к нам в гости пришли зайка, мишка и кукла. Давайте попросим, чтобы

зайка поиграл на барабане. – Зайка, поиграй!

- Попросим мишку, чтобы поиграл на дудочке. – Мишка, поиграй!

-Попросим куклу, чтобы потанцевала. – Кукла, потанцуй!

Игра заканчивается составлением рассказа:

Собрались друзья (поиграть). Заяц взял (барабан) и стал (барабанить). Мишке

понравилась (дудочка). Он начал (дудеть) и сказал кукле (потанцуй!). Кукла пошла

(танцевать). Всем было (весело). Затем меняются персонажи, рассказ повторяется.

 Дидактическая игра «Чего не стало?» «Кого не стало?» (игрушки) сначала рассматриваем игрушки, запоминаем, что находится на столе. Сейчас я спрячу игрушку,а вы скажете, какой игрушки не стало.

Дидактическая игра «Чего нет у куклы?» рассматривание куклы

Дидактическая игра «Прятки» (предлоги) (кукольная мебель, мелкие игрушки). В этой

комнате живет…назовите все предметы (одним словом-мебель). К кукле в гости пришли

друзья. Это… стали они играть в прятки. … залезли под…в…за… Помогите кукле найти

друзей (предлоги). Затем прячутся дети.

Дидактическая игра с предметом «Чудесный мешочек».

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия,

уточнение представлений о признаках предмета, определять его название.

2 группа дидактических настольно-печатных игр.                                                   Дидактическая настольно-печатная игра «Найди пару».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного

 Дидактическая настольно-печатная игра «Что лишнее».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного

слова, понимать значение обобщающих слов.

Дидактическая настольно-печатная игра «Назови, одним словом».

Цель: понимание слова и его значение, понимание значение обобщающих слов.

3 группа дидактических словесных игр.                                                                                  Дидактические игры, направленные на формирование звуковой культуры речи.                                                                                                                                                                           1 прежде всего это игры на распознавание неречевых звуков.                                                 2 Правильное произношение гласных звуков. Мы формируем у детей четкую артикуляцию гласных звуков(а у и о э ы). работа

над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима

для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в

систему родного языка. Артикуляторную позу гласного звука можно держать

несколько секунд, пропевая этот звук. Учим различать эти звуки на слух – с целью

приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и

звукосочетания, самим четко проговаривать эти звуки.

 3 произношение согласных звуков. Произношение твердых и мягких согласных звуков - М,Б,П,Д,Т,Н,К,Г,Х,Ф,Л,С,Ц –

готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Дидактические игры направлены на развитие умений различать родственные по месту

образования звуки в небольших речевых единицах- слогах, различать твердые и

мягкие согласные.                                                                                                                            4 Игры для развития артикуляционного аппарата и модуляции голоса используем

звукоподражательные слова, голоса животных.                                                                         5 Игры для отработки дикции (четкое, ясное произношение слов, слогов, звуков) Дидактические игры, направленные на развитие грамматического строя

речи

Дидактическая игра «Кто назовет больше действий» учим подбирать глаголы,

обозначающие действия. (самые разные предметы и явления). МАШИНА , СНЕГ Что

можно делать с цветами? Что делает самолет? Что можно делать с куклой?

Дидактическая игра «Где что можно делать» активизация глаголов, употребляющихся

в определенной ситуации. Что можно делать в детском саду? Что можно делать в лесу?

Что можно делать в магазине?

Дидактические игры, направленные на развитие словаря  .                                Дидактическая игра «Про кого я говорю» - развивает наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки (потом ребенок). Педагог описывает сидящего перед ним ребенка, называет детали его одежды и внешнего вида. Это девочка. У нее…Она любит…                                                                                                                    Дидактическая игра «Исправь ошибку» - нелепицы. Учить видеть несоответствие и называть их. На основе наглядности учить называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та маленькая, эта линейка длинная, а та короткая. Этот стул высокий, а тот низкий. У Маши волосы светлые, а у Миши темные.                   Дидактическая игра «Что происходит в природе?». Цель: закрепление в словаре глаголов, согласования слов в предложении. Словесная дидактическая игра «Что бывает круглым?». (можно предложить не только по форме, но и по цвету, по вкусу и т.д. можно сложить 2 –3 понятия. Например : назови красное , большое, радостное.)

Цель: обогащение словаря детей за счет прилагательных, подбирать предмет по признаку, развитие воображения, памяти.

Уважаемые педагоги больше играйте с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

Круглый стол для воспитателей детского сада «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из крите...

Активизация словаря у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений

Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В системе факторо...

Семинар - практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их рольв развитии детей дошкольного возраста».

Цель: раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружков...

План по самообразованию . Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного сл...