Игра-викторина для педагогов
консультация по теме
викторина для педагогов ДОУ "Русские народные традиции и обычаи" (использованы материалы с веб-сайтов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_dlya_pedagogov.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина для педагогов на тему
«Знакомство с русскими праздниками, традициями и обычаями»
«Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)
Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты.
Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту.
Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду, духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину на эту тему.
Ведущая:
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом-
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
были праздником души!
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир
И сидим мы в одиночку
В уголках своих домов, квартир.
Наш досуг стал очень мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их нам надо возродить!
Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!
К путешествию в старину
Мы вас всех приглашаем-
О русских обычаях, традициях предков
Сегодня мы много узнаем.
Будем слушать сказки, песни запевать,
Русские народные игры затевать.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали-
Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!
Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину.
Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?
Для этого нам необходимо разделиться на 3 команды (по 10 человека) и выбрать капитанов команд.
1-я команда: «Сударушка»
2-я команда: «Лебёдушка»
3 команда: «Молодушка»
1-ый конкурс: «Давайте познакомимся»
Команды должны представить свой девиз.
(Команды могут использовать предложенный материал и музыкальное сопровождение) Все готовы к игре, и мы начинаем.
2-ой конкурс: «Дело мастера боится»
Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.
(предлагаются предметы из музея: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)
3-ий конкурс: «Объяснялки»
Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)
Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.
Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.
Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.
Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.
Чуни-валенки с коротким голенищем.
Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.
Короб-повозка, тарантас.
4-ый конкурс: «Русская народная песня»
Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен.
Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание.. . узнай песню по словам и спеть
1.Выходила молода
За новые ворота,
За новые, дубовые,
За решетчатые. (Ах вы сени)
2. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити. ( Во поле берёза)
3. Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли! Да,
Ну кому какое дело, гуляли! (На горе-то калина)
5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша»
«Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)
каша в тыкве; гороховая; гречневая с грибами -крупяные
Блины, пироги, кулебяки -мучные
Кисель, медовуха, сбитень -напитки
6-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки»
Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах по 3 на команду)
(использовать слайды)
1)Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки.)
4)Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городецкие игрушки.)
5)Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
6)Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть?
(Вологодское кружево.)
7)Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(Жостовские подносы.)
8)Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки —
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская резьба.)
9) Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)
7-ой конкурс «Листая страницы»
- В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
- До какого дня на Руси нельзя было есть яблоки (до яблочного спаса)
- Признаки праздника: кулич и крашенные яйца. Название праздника? (Пасха)
- В какое время люди стегали друг друга прутиками и приговарили: не я бью…(вербная неделя)
- Период между какими двумя праздниками называют Святками? (Рождество и Крещение)
- В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
- Какое церковное название имеет праздник Вербное воскресенье? Расскажите о нем. (Вход Господень в Иерусалим; у нас называется Вербным воскресеньем, потому что ветки вербы заменяют пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали входящего в город Христа)
- Каждый день Масленой недели имел своё название. Какое название у воскресенья и почему? (Прощёное, т.к. в этот день принято просить прощения у всех, кого чем-то обидел)
Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
Звучит народная мелодия. Ведущая угощает баранками
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину!»
Составила : музыкальный руководитель: Сульманова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игры-викторины для практикантов, будующих педагогов на тему "Я бы в воспитатели пошел пусть меня научат"
Сценарий игры-викторины для будующих педагогов практикантов, проходивших практику в детском саду и в будущем мечтающих стать воспитателями детей дошкольного возраста....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста. Игра - викторина по стихам А.Л.Барто
Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Целью данного материала является закрепление знаний детей стихотворений Агнии Львовны Барто в игровой форме, а так же поддерж...
Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО
Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...
Семинар-практикум в форме игры-викторины для педагогов «В гостях у Феи Вежливости»
Вежливость – это одно из главных качеств культурного человека. И если с детского возраста не научить ребенка нормам поведения в обществе, в будущей жизни у него могут возникнуть проблемы в общении. Ве...
Деловая игра-викторина для педагогов «Экологический калейдоскоп»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...
Игра – викторина для педагогов «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
-расширение знаний педагогов организаций детской познавательной деятельности в условиях лета -закреплять знания педагогов о значении познавательной деятельности детей дошкольного возраста -формиров...
Игра викторина для педагогов
Приобщить восритателей к физкультуре...