Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме


Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа)

Князева Ю.И., Ракитина И.В.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) основной целью дошкольного образования является становление и развитие личности ребенка, самостоятельного, инициативного, любознательного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, обладающего чувством собственно достоинства, развитым воображением, фантазией и др. В качестве приоритетной задачи, по словам Асмолова А. Г., директора Федерального института развитияобразования,стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Одним из важнейших принципов реализации вышеуказанной цели, на наш взгляд, является формирование предметно-пространственной среды, которая «должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной», а также включение ребенка в различные виды деятельности посредством интеграции образовательных областей. Являясь одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДО, мы активно применяем в своей работе игровой комплект «Пертра», который отвечает всем вышеуказанным требованиям ФГОС ДО.

В данной статье мы предлагаем описание своего опыта в разработке заданий с использованием игрового комплекта «Пертра».

Цель предложенного комплекса занятий – формирование и развитие представлений о свойствах предметов. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

• формирование пространственных отношений;

• формирование способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер);

• развитие моторики;

• создание благоприятного психологического климата в группе.

Задание 1.

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, настрой на проведение занятия.

Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет принц-на-цыпочках (принцесса-на-цыпочках). Тихими неслышными шагами принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т. е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

Задание 2.

Цель: формирование пространственной ориентации, развитие содружественных движений глаз и руки, развитие моторики

Инструкция: используется набор игровых средств №1 (konstruktion).На доске основе строятся 4 дороги, приводящие к центру доски. Дети по очереди проводят по дороге указательным пальцем (правой руки, левой руки, следя за ним глазами.

Задание 3.

Цель: формирование способности к классификации, развитие пространственных отношений («выше – ниже»).

Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённой геометрической формы и дети ищут среди своих фигур такую же по форме и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе. Задание повторяется несколько раз с разными фигурами.

Задание 4.

Цель: формирование способности к классификации, развитие умения различать предметы по цвету и называть эти цвета, развитие пространственных отношений («выше – ниже»).

Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённого цвета и дети ищут среди своих фигур такую же по цвету и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе, называя цвет фигуры. Задание повторяется несколько раз с фигурами разных цветов.

Задание 5.

Цель: усвоение понятий «больше-меньше», развитие умения соотносить предметы зрительно и с помощью практических действий, развитие моторики, развитие способности к классификации.

Инструкция: используется набор игровых средств №3 (discrimination). На доске основе устанавливаются стержни с большими и маленькими шайбами. Детям предлагается снимать и надевать шайбы так, чтобы на одном стержне остались только маленькие шайбы, а на другом – большие.

Задание 6.

Цель: развитие умения отслеживать и словесно выражать свои ощущения

Инструкция: у детей спрашивают, какое задание им понравилось больше всего, чем понравилось.

Проведенные задания способствовали формированию пространственных отношений, способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер, а также развитию моторики и созданию благоприятного психологического климата в группе. Кроме того, в ходе данных занятий дети учатся словесно выражать свои мысли и ощущения, тем самым развивая свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_2.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра»  (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Ракитина И.В.- заведующая,

Князева Ю.И.- педагог-психолог,

МКДОУ Яменский сад, Воронежская область, Рамонский район,  с. Ямное,

ул. Атамана Платова, д. 17.

Аннотация. В статье представлена методическая разработка с использованием игрового комплекта «Пертра». Авторы подробно останавливаются на некоторых формах работы с детьми в рамках методической разработки.

Ключевые слова: игровой комплект «Пертра», познавательное развитие. 

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)  основной целью  дошкольного образования является становление и развитие личности ребенка, самостоятельного, инициативного, любознательного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, обладающего чувством собственно достоинства, развитым воображением, фантазией и др. В качестве приоритетной задачи, по словам Асмолова А.Г., директора  Федерального института развития образования, стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Одним из важнейших принципов реализации вышеуказанной цели, на наш взгляд, является формирование предметно-пространственной среды, которая «должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной», а также включение ребенка в различные виды деятельности посредством интеграции образовательных областей. Являясь одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДО, мы активно применяем в своей работе игровой комплект «Пертра», который отвечает всем вышеуказанным требованиям ФГОС ДО.

В данной статье мы предлагаем описание своего опыта в разработке заданий с использованием игрового комплекта «Пертра».

Цель предложенного комплекса занятий – формирование и развитие представлений о свойствах предметов. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  • формирование пространственных отношений;
  • формирование способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер);
  • развитие моторики;
  • создание благоприятного психологического климата в группе.

Задание 1.

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, настрой на проведение занятия.

    Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет принц-на-цыпочках (принцесса-на-цыпочках). Тихими неслышными шагами принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т. е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

Задание 2.

Цель: формирование пространственной ориентации, развитие содружественных движений глаз и руки, развитие моторики

   Инструкция: используется набор игровых средств №1 (konstruktion).На доске основе строятся 4 дороги, приводящие к центру доски. Дети по очереди проводят по дороге указательным пальцем (правой руки, левой руки), следя за ним глазами.

Задание 3.

Цель: формирование способности к классификации, развитие пространственных отношений («выше – ниже»).

      Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённой геометрической формы и дети ищут среди своих фигур такую же по форме и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе. Задание повторяется несколько раз с разными фигурами.

Задание 4.

Цель: формирование способности к классификации, развитие умения различать предметы по цвету и называть эти цвета, развитие пространственных      отношений («выше – ниже»).

    Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённого цвета и дети ищут среди своих фигур такую же по цвету и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе, называя цвет фигуры. Задание повторяется несколько раз с фигурами разных цветов.

Задание 5.

Цель: усвоение понятий «больше-меньше», развитие умения соотносить предметы зрительно и с помощью практических действий, развитие моторики, развитие способности к классификации.        

       Инструкция: используется набор игровых средств №3 (discrimination). На доске основе устанавливаются стержни с большими и маленькими шайбами. Детям предлагается снимать и надевать шайбы так, чтобы на одном стержне остались только маленькие шайбы, а на другом – большие.

Задание 6.

Цель: развитие умения отслеживать и словесно выражать свои ощущения

     Инструкция: у детей спрашивают, какое задание им понравилось больше всего, чем понравилось.

Проведенные задания способствовали формированию пространственных отношений, способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер), а также развитию моторики и созданию благоприятного психологического климата в группе. Кроме того, в ходе данных занятий дети учатся словесно выражать свои мысли и ощущения, тем самым развивая свою речь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для педагогов по использованию игрового комплекта «Пертра»

Презентация составлена на основе методического пособия «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. -58 с...

Организация качественного образовательного процесса МКДОУ на примере работы с игровым комплектом «Пертра»

Князева Ю.И., Ракитина И.В.НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» со старшей группой.Цель: формирование и развитие представлений о свойствах объектов окружающего мира.За...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...

Семинар - практикум для педагогов ДОО Выступление на тему:«Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»

            Игровой комплект «Пертра» -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством пед...

Развивающее обучение с применением игрового комплекта "Пертра"

Основной целью  дошкольного образования является становление и развитие личности ребенка. Одним из важнейших принципов реализации вышеуказанной цели, на мой взгляд, является формирование предметн...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....