Образовательная среда - комплекс условий
статья на тему
Образовательная среда - комплекс условий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda_-_kompleks_usloviy.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда - комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.
Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №64
Туманик Татьяна Васильевна
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
Образовательная среда - это комплекс условий ,которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, играми, игрушками.
3. Содержание дошкольного образования - это система знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Воспитатели дошкольных групп в непосредственно-образовательной деятельности и во время режимных моментов:
- формируют познавательную потребность детей, их интеллектуальные умения;
- стимулируют развитие личностных качеств, необходимых для самосовершенствования;
- используют интерактивные формы работы;
- формируют психологическую готовность родителей и педагогов к взаимодействию.
Это удается при правильно организованной образовательной среде образовательного учреждения.
Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе.
ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-технической среды в ДОУ:
1. создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски.
2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков дошкольников.
3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями. В комплекс мероприятий с родителями следует включить:
- создание электронной библиотеки для родителей;
- консультирование родителей в подборе развивающих и обучающих игр.
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников должно быть организованно на основе следующих принципов:
- принцип индивидуальной комфортности (обеспечение эмоционального благополучия ребенка);
- интерьер групповой комнаты, приближенной к домашней обстановке (помогает легче адаптироваться в детском саду);
- принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения;
- принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
В группах должны быть созданы условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника. Обновление содержания предметно-развивающей среды в групповых помещениях влечет за собой расширения и разнообразия деятельности педагога и детей. Окружающая среда позволяет воспитаннику выбирать занятие по интересам, а воспитателю направлять детскую деятельность.
Предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, способствует интеллектуальному развитию.
Развитие образовательной среды современного ДОУ определяет необходимость развития разнообразных умений педагогов и детей. Педагоги осваивают технологии современного процесса передачи детям необходимой информации об окружающем мире, вооружая их способами самостоятельного поиска информации. У дошкольников развиваются не только конкретные умения и навыки, но и способности, позволяющие ориентироваться в мире людей.
В современном ДОУ большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом.
Создание современной образовательной среды ДОУ - это большая творческая работа всех педагогов.
г. Нижневартовск, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год
В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...
Сообщение из опыта работы :"Привлечение родителей к созданию адаптивной образовательной среды в условиях коррекционного ДОУ"
В сообщении рассказывается о том, как в ДОУ осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Современное включение родителей в коррекционно-...
Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан» п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...
Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.
В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...
Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»
Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.Целью разработки проекта ст...
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...