Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы к педагогическим чтениям | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям»
Цыганкова Мария Владимировна инструктор по физической культуре
МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 83
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Работая с детьми дошкольного возраста особо выделяю двигательную активность, среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Удовлетворение естественной потребности в движении считаю важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Убеждена, что благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Работая в данном направлении, обратила особое внимание на два аспекта:
- определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке двигательного режима предусмотрела его рациональное содержание, которое базируется на оптимальном соотношении разных видов двигательной активности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работая в данном направлении, опираюсь на ряд документов, в которых подчёркивается роль физической культуры и спорта в оздоровлении нации:
- Постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 принята «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г.»
- Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2оо7 г. №329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 29 октября 2002г. № 1507- р «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»
- «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации», принята 31 августа 2000г.
Так, например, в «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» подчеркивается необходимость улучшения качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи.
Значимым ориентиром для меня является тот факт, что именно игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Подвижные игры, в свою очередь, рассматриваю как средство развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. Этот факт констатируют многие исследователи. Так Л. Н. Волошина отмечает: «Дети (овладевшие азами спортивных игр) становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно передают игровой опыт малышам, включают в игры взрослых». По мнению М. А. Руновой, игры с мячом – не только интересное развлечение: в значительной мере они способствуют развитию координации движений, что очень важно при обучении письму, рисованию, конструированию.
По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта – более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм человека шире и глубже. В спортивные игры и упражнения входят движения, которые носят циклический характер. Такие движения способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве.
Роль моего целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада особенно велика. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.
Спортивные игры в детском саду использую не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств. В играх у детей развиваю инициативу, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
По сути, в дошкольном возрасте обучая детей элементам спортивных игр, мною используются подводящие упражнения.
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм.
4. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
В моей педагогической практике основной формой обучения спортивным играм и упражнениям стала непосредственно образовательная деятельность, которую провожу на улице и в физкультурном зале. Виды непосредственно образовательной деятельности разнообразны и зависят от поставленных задач: физкультурно – познавательная НОД, спортивно – тренирующая НОД, игровая НОД, НОД по интересам.
Мною был разработан годовой перспективный план обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр и упражнений. План соответствует задачам образовательной области «Физическая культура». В данный план включила: спортивные упражнения: катание на велосипеде, катание на самокате, серсо (начальный этап - игры с кольцом),
ходьбу на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам. Так же в план вошли элементы таких спортивных игр как: баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей.
Для каждого вида спортивного упражнения и спортивной игры составила тематический план, в который включила: задачи обучения, пути осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения, оценку уровня физической подготовленности к игре (упражнению), перечень подводящих упражнений. Для осуществления рациональной взаимосвязи с воспитателями и родителями воспитанников, создала картотеку спортивных игр и упражнений включающую 13 разделов.
В своей деятельности использую разнообразные методы. Наглядные методы: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация. Словесные методы: название упражнения, объяснение, указание, пояснение, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции. Привлекая детей к анализу, даю возможность детям высказаться, определить свой взгляд на происходящее. Практические методы: выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.
Помимо НОД провожу ежегодную «Малую Олимпиаду», праздники и развлечения с привлечением родителей «Семейные состязания», «Вместе весело играть». Поддержать интерес к физической культуре и спорту так же помогает сотрудничество с ДОУ № 196. Совместные физкультурные мероприятия, проводимые нами, включают элементы спортивных игр.
Осознавая, что образовательная среда включает в себя не только методическое обеспечение, но и предметно развивающую среду, совместно с администрацией ДОУ провожу работу по ее обогащению. Приобрели: лыжи -19 пар, ракетки и шарики для настольного тенниса - 15 наборов, мячи разного диаметра, кольцебросы, 3 велосипеда, ворота для игр с мячом и шайбой, шайбы и клюшки детские. Так же переоборудовали спортивную площадку на территории ДОУ, обогатив ее малыми формами для игр в футбол, баскетбол, волейбол.
В результате проводимой мною работы в процессе обучения спортивным играм и упражнениям двигательная активность детей повысилась. Вследствие этого улучшились показатели развития физических качеств моих воспитанников, о чем свидетельствует анализ проведенной диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к статье "Безопасная образовательная среда как условие сохранения здоровья детей"
Основной целью в работе педагога ДОУ является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка. Мы считаем, что успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учрежд...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...
проект «Создание развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно-развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта ...
доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...