Сообщение из опыта работы :"Привлечение родителей к созданию адаптивной образовательной среды в условиях коррекционного ДОУ"
консультация на тему

В сообщении рассказывается о том, как в ДОУ осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Современное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_2.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

                                                                   Аржанухина Вера Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

 ЭМР Саратовской области

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. [18]  Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

    Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».

Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и  пытаться найти возможный путь для ответа на  вопрос.

   Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы  В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и  драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.  Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.   Меняется характер общения ребенка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

  В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

   Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему?  При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом.

   Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы часто наблюдается другая тенденция: давать детям готовые сведения, которые, нет надобности, воспринимать критически, их необходимо только вспомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором

знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?

   Поэтому, сомнение – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное:

«Мал еще со мной спорить!». Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

  Наш мир… Человечество далеко шагнуло по пути познания его. Но путь этот трудный, и до конца еще очень далеко. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.[19]

   Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.

  Прежде всего, это относится к нам, воспитателям. Мы одни из первых вводим малышей в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру.

  Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

  Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании мы обязаны.

 Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

   Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

   И так, решение познавательных задач вместе с взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

   Суть проблемного обучения заключается в том, воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и

умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  

   Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадке.                            

  Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

   В каждом конкретном случае мы сами решаем, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаем групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной  деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослого: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

  Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Мы увлекаем воспитанников в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательную деятельность сопровождаем эвристической беседой. Ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

    Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые мы предлагаем детям. Часто используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.  Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделят в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

   Вопросы для сравнения ставим так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

  Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке предлагаем подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?  

   Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: Она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью: они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

  Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать у детей имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Список литературы:

1.В.А.Дергунская. Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности. 2010. №5

2.Т.В.Рудт. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства». 2010.№ 7

3.М.Г.Бурнышева. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка».2011.№3

4.О.А.Шемаханова. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. 2011.№4.

5.Т.С.Баталина. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.2012.№1

6.Е.Л.Карпичева. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника. 2012.№4.

7.А.В. Хаярова. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.2012. №10

8.Т.М. Семенова. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников. 2012. №10

9.Т.Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ.

10.О.А. Волошина, Н.М. Забегайлова. Групповые экспериментальные лаборатории и организация работы в них. 2012. №10

11. Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и  испр. М., «Просвещение», 1976.

      12.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического  образования дошкольников.  - М.: ТЦ Сфера, 2007.

     13.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М., ТЦ Сфера, 2007.С.9

    14.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.

    15.Мойе, С.У. Занимательные опыты с бумагой: пер. с англ./ Стивен У. Мойе. – М.: АСТ:Астрель, 2007

   16.365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. – Мегабокс, 2010.

  17. Гризик Т.И. Познаю мир: Знаки и символы: Развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003.

  18.Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород, Изд. НРЦРО, 1997.C.72

  19. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. С.96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан»  п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...

Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»

Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Сообщение из опыта работы на тему: "Создание условий для налаживания эмоционально – практического общения с взрослыми и сверстниками через организацию речевой деятельности»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников как условие позитивной социализации»

Способность устанавливать дружеские взаимоотношения является условием позитивной социализации. Позитивная социализация в дошкольном возрасте – это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими ...

Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей  является: охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...