Исследовательский проект "Юный Архимед"
проект (старшая группа) на тему

Пациора Наталья Юрьевна

 

Проект для воспитанников детского сада, который поможет детям получить представление о мировых открытиях, опытах, экспериментах и великих ученых. Ведь у ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха. Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребёнка. Поэтому педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arhimed_1.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по управлению образованием

Администрация муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Отдел детских  дошкольных учреждений

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №12 «Родничок», 1 категории

Тема проекта: «Юный Архимед»

Автор проекта: Пациора Наталья Юрьевна

Краснокаменск , 2014

Актуальность

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

        Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную. Ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

        Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулки, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

        Теоретической базой проекта являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995). По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

        Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются»  в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях сверстникам, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Проблема

        Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

Практическая значимость

        Проект для воспитанников детского сада, который поможет детям получить представление о мировых открытиях, опытах, экспериментах и великих ученых. Ведь у ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха. Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребёнка. Поэтому педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент.

Направленность проекта

        

Направленность проекта – познавательно-исследовательская деятельность, формирование естественно-научных представлений.

Предмет проекта

        Формы, методы,  приёмы и средства познавательной и опытно-экспериментальной деятельности по изучению Закона Архимеда и его значения в нашей жизни.

Сроки проведения проекта

Февраль, 2014 года (краткосрочный)

Типология проекта

По доминирующему методу

Исследовательский

По характеру содержания

Ребенок, наблюдения, открытия. Взаимодействие ребёнка, педагогов и родителей.

По характеру участия ребёнка в проекте

Ребёнок- участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов

Осуществляется в контакте с семьей

По количеству участников

Индивидуальный

По продолжительности

Краткосрочный (февраль)

Цель проекта:

        Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста в ходе проектной деятельности.

Задачи:

  1. Разработка методического обеспечения, комплекса условий и мероприятий для проведения проектной деятельности.
  2. Формирование представлений детей дошкольного возраста об опытно-экспериментальной деятельности.
  3. Подготовка и проведение мероприятий проекта с детьми.
  4. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей об опытно-экспериментальной деятельности, проведение мероприятий проекта.
  5. Оценка эффективности проекта.

Основополагающий вопрос:

Как стать ученым?

В чем моя богатырская сила?

Как тренировать ум?

Где нашли китайцы мудрость?

В процессе реализации проекта использовались следующие методы стимулирования познавательной активности:

  • конструктивные беседы;
  • игры-экспериментирование;
  • проведение опытов;
  • продуктивные виды деятельности;
  • индивидуальная работа под руководством взрослого;
  • ролевые игры;
  • вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл опыта, эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий ребёнка к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;
  • метод ТРИЗ-технологий.

        

Принципы развития дошкольников, применяемые в ходе проекта:

  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов.
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Гарантированный результат

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста проект может обозначить следующее:

  • развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности), повышение уровня мотивации к занятиям;
  • освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; коммуникативных навыков общения
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных научных открытиях);
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
  • формирование умений делать открытия и удивляться им, получение первого опыта рефлексии (самооценки), творческого самовыражения.

Критерии и способы оценки результатов

Критерии

Способы

Уровень сформированности познавательного интереса дошкольников, коммуникативных навыков, произвольности поведения.

Конструктивные беседы с детьми, дидактические игры, продуктивные виды деятельности, взаимодействие со сверстниками в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребёнка по теме проекта. Вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы.

Уровень освоения ребёнком опытно-экспериментальной деятельности.

  • игры-экспериментирование;
  • проведение опытов;
  • индивидуальная работа под руководством взрослого.

Уровень сформированности знаний  об организации мини-лаборатории в группе.

Сбор, изготовление и размещение атрибутов мини-лаборатории.

Предполагаемый продукт

        Создание мини-лаборатории «Почемучка» в группе.


II. Планирование проекта

Этапы работы по реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Деятельность родителей

Iэтап – Организационно-подготовительный (I неделя февраля).

-Анализ методической литературы.

-Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

-Знакомит родителей с темой проекта. Разрабатывает план продвижения к цели, обсуждает его с родителями.

-Разрабатывает рекомендации для родителей по проведению опытов с ребенком в домашних условиях. Консультативный материал.

-Вводит ребёнка в игровую (сюжетную) ситуацию.

-Составляет план-схему проекта.

-Занимается сбором и накоплением материала.

-Осуществляет подбор рассказов, картин, иллюстраций, презентаций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников», конспектов занятий для проведения исследовательской деятельности.

-Готовит дидактический и практический материал для проведения опытов.

-Подготавливает домашние задания и задания для самостоятельной деятельности ребёнка.

-Составляет картотеку опытов для проведения в мини-лаборатории «Почемучка».

-Постановка проблемы проекта.

-Знакомство с темой проекта. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.

-Просмотр видеоматериалов по теме проекта, рисунков, иллюстраций.

-Просмотр мультипликационных фильмов Роберта Саакянца: «Геометрия», «Древний человек», «Физика для самых маленьких», «Занимательная химия».

-Просмотр познавательных телепередач канала «Дискавери».

-Сбор информации по теме проекта.

-Подбор атрибутов для создания мини-лаборатории «Почемучка».

II этап  - Основной (практический)

(II-III неделя февраля)

-Определение рабочего места для создания мини-лаборатории в группе. Оформление мини-лаборатории «Почемучка».

-Открытие мини-лаборатории «Почемучка».

-Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».

-Занятие с детьми «Загадки Архимеда».

-Мультимедийная презентация для детей «Изобретения Архимеда».

- Мультимедийная презентация для детей «Сказка об Архимедовой силе».

-Развлечение для детей и родителей «В гостях у Архимеда».

-Просмотр видеоролика с детьми «Измерение Архимедовой силы».

-Проведение развлекательной программы «Эксперимент-шоу».

-Фотосъемка детей в экспериментальной деятельности, оформление фотоколлажа.

-Просмотр анимационного фильма «Откуда появляется Архимедова сила?».

-Издание научного журнала «Хочу всё знать».

-Подготовка выставки рисунков.

-Рассматривание Энциклопедии опытов и экспериментов.

-Посещение городской библиотеки №1 (дом 706) – знакомство с периодической печатью для детей дошкольного возраста.

-Обращает внимание ребёнка к иллюстрациям, справочно-энциклопедической литературе, выбирают необходимые материалы для экспериментирования и проведения опытов. Чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, её назначение.

-Беседа с ребёнком и помощь в издании научного журнала.

-Чтение энциклопедии об ученых, о биографии Архимеда «Эврика!» или легенда об Архимеде».

III этап – Заключительный (обобщающий).

(IVнеделя февраля)

-Успешное функционирование мини-лаборатории «Почемучка».

-Подготовка к Презентации закона Архимеда на муниципальном этапе конкурса «Мой проект».

-Представление продуктов деятельности.

-Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка. Рефлексия.

Описание выполнения проекта по образовательным областям, согласно ФГОС ДО

Образовательная область

Формы и методы работы

Внедрение (виды деятельности, продукты)

Социально-коммуникативное развитие

-Беседа

-Рассказывание

-Рассматривание

-Игры-экспериментирование

-Наблюдение

-Дидактические игры

-Открытие мини-лаборатории «Почемучка».

-Беседа с ребёнком о ученых, открытиях Архимеда.

-Просмотр анимационных фильмов, мультимедийных презентаций.

Познавательное развитие

-Занятия.

-Рассматривание.

-Мультимедийные презентации.

-Просмотр видеороликов.

-Проведение опытов.

-Занятие с детьми «Загадки Архимеда».

-Рассматривание Энциклопедии опытов и экспериментов.

-Мультимедийная презентация для детей «Изобретения Архимеда».

- Мультимедийная презентация для детей «Сказка об Архимедовой силе».

-Просмотр видеоролика с детьми «Измерение Архимедовой силы».

-Просмотр анимационного фильма «Откуда появляется Архимедова сила?».

Речевое развитие

-Беседы

-Рассказывание

-Заучивание

- Подготовка к презентации проекта.

Художественно-эстетическое развитие

-Продуктивные виды деятельности

-Прослушивание и пение

-Творческие задания

-Развлечения

Издание научного журнала.

-Подготовка выставки рисунков.

-Развлечение для детей и родителей «В гостях у Архимеда».

-Проведение развлекательной программы «Эксперимент-шоу».

-Оформление фотоколлажа.

Физическое развитие

-Физкультминутки

-Подвижные игры

По сценарию развлечений

III Ресурсное  обеспечение проекта

Материально-техническое

Информационное

-Оснащение мини-лаборатории «Почемучка»:

Ёмкости разного размера, колбы разного размера, стаканчики, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, воронки, лопатки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, кубики, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые предметы, металлические предметы и т.д.); пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Иллюстративный материал, дидактические игры, фонарик, зеркала, механические плавающие игрушки, пробки, коробочки со звуком,, магниты, бисер, стеклярус, микроскоп, телескоп, пинцеты, пластмассовые шприцы, пипетки, проектор для просмотра диапозитивов.

Конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счеты, тетради наблюдений и т.п.

-Энциклопедический материал, книжно-издательская научная продукция.

-Видеотека.

-Мулитимедийные презентации.

-Спецодежда: шапочки, фартуки, перчатки, халаты.

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. -  М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  5. Костюченко М.А. Экспериментируем! - //Дошкольное воспитание. – 2006. - №8.
  6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». – Волгоград, 2009.
  7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». -  М.: 2003.
  8.  ТугушеваГ.П., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста». -  Санкт-Петербург, 2007.
  9. Шапиро А.И. Научные забавы. - //Детский сад со всех сторон. – 2001. - №41-42.

Программы:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Технологии:

  1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство». – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Методический паспорт на конечный продукт проектной деятельности

Название продукта: мини-лаборатория «Почемучка»

Адресация: мини-лаборатория может быть использована детьми старшего дошкольного возраста, воспитателями, логопедом в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также в индивидуальной работе.

Назначение: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Цель использования: Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.  Вызвать у детей интерес к окружающему миру, миру научных открытий.

Задачи:

  • Учить детей старшего дошкольного возраста анализировать, синтезировать, классифицировать, знакомиться свойствами, явлениями,  процессами, протекающими в природе.
  • Познакомить детей с правилами безопасности при работе в мини-лаборатории.
  • Развивать такие психические процессы как: логическое мышление, внимание, память, речь.
  • Развивать коммуникативную культуру детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
  • Воспитывать у детей интерес работать, исследовать, выдвигать гипотезы, чувствовать себя «учеными».
  • Воспитывать активную жизненную позицию, социальные навыки: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе коллективной деятельности, принимать совместные решения.

Реализация: подбор литературы, атрибутов, консультативного материала для родителей и педагогов. Составление конспектов занятий для проведения с детьми опытно-исследовательской деятельности. Сбор и изготовление атрибутов для мини-лаборатории.

Мини-лаборатория «Почемучка» предназначена:

  • для проведения опытов, исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста;
  • проведения дидактических игр;
  • организованной образовательной деятельности детей;
  • чтения художественной и научно-познавательной литературы, заучивания стихов, поговорок, загадок.

Перспектива: Успешное функционирование мини-лаборатории – определение места в режиме дня. Высокие показатели детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности, формирование первых навыков исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ.Сценарий развлечения "В ГОСТЯХ У АРХИМЕДА"( старший возраст).

Предлагаю Вашему вниманию сценарий по проведению развлечения "В гостях у Архимеда" . Данная разработка составлена в соавторстве с воспитателями старшей и подготовительной групп.  Материал можно и...

В гостях у Архимеда конспект совместного развлечения родителей и детей подготовительной к школе группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.Задачи: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами ...

презентация "Архимед" (подготовительная группа)

Знакомство детей с древнегреческим математиком и физиком Архимедом и его изобретениями...

План математического кружка "Архимед"

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые ...

Конспект Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гости к Архимеду»

Конспект занятия по математике в котором закреплены знания детей по всем разделам математики.Знакомство с римскими цифрами, проведение опытов в лаборатории. Знакомство детей с представителем греческой...

Перспективное тематическое планирование по математическому кружку «Архимед » в средней группе №3 в целях реализации темы по самообразованию " Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Организованная работа по развитию математических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр. Работа с детьми по плану бу...