План математического кружка "Архимед"
методическая разработка по математике на тему

Прикидьева Надежда Геннадьевна
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе . Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhimed._programma.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

        Новизна программы………………………………………………………..4

        Актуальность……………………………………………………………….4

        Педагогическая целесообразность………………………………………..5

        Цели и задачи………………………………………………………………5

       Отличительные особенности данной программы………………………...6

       Принципы построения программы………………………………………...7

       Методы и приемы работы………………………………………………….8

       Сроки реализации программы…………………………………………......8

        Режим занятий……………………………………………………………...8

       Примерная структура  занятия……………………………………………..9

       Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…10

2. Мониторинг освоения программы…………………………………………...11

3. Перспективный план………………………………………………………….12

4. Литература…………………………………………………………………….14

Пояснительная записка.

           Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в  старшем возрасте - в школе .

           Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.      

           Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.                                                                                                  

           Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать  математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.                                                                                              

 Достичь этого    можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки   программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.

           Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит детям совершенствовать свои знания и умения.                                                                                                                        

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

            В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественно - научное развитие дошкольника.

Новизна программы.

Новизна программы состоит:

- в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей  элементарных математических представлений и явлений окружающего мира;

- в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;

Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;

Занятия по данной программе способствуют будущей успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

Актуальность.

Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

Педагогическая целесообразность.

 Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.

 Работа в  кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.  На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.                                                                                      

       Занятия кружка способствуют  формированию  активного  отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать и т.д.

Цели и задачи.

Цель программы - развитие логического мышления,  речи и смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

- Развитие логического мышления ребёнка.

- Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,

- Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

- Активизировать познавательный интерес;

- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

 - Формирование общеучебных  умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

 - Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

- Формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

- Воспитание у детей  интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

- Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

- Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

Отличительные особенности данной программы.

 Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.                            

 Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

 Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников  в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Принципы построения программы.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип  коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении,

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип  проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип  психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип  творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение  всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами  других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Методы и приемы работы.

- Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

- Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

- Практические (упражнения)

- Интегрированный метод (проектная деятельность)

- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Режим занятий.

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину дня, согласно расписанию ДОУ.

Программа рассчитана на 32 занятия в год.

Продолжительность занятий 25 минут.

Примерная структура  занятия.

1часть.

 Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

 Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

 Рефлексия

 В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа с развивающими ,дидактическими играми

Физкультминутки.

        Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

         Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление  дошкольников  с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе  проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Мониторинг освоения программы.

Знания сформированы

Знания на стадии формирования

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен  объединять и распределять предметы по группам.

Свободно  оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет  навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»

Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....

Перспективный план математического кружка в старшей группе

В данном материале представлен перспективный план по математике для дошкольников старшей группы....

Перспективный план "Математическое развитие" старшая группа по программе "Детство"

Закрепить знания детей о днях недели.  Развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, память....

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня Тема: «Развитие логического мышления и математических представлений через использование универсального математического материала»

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

перспективный план математического кружка

перспективный план кружка "Развивайка" - логико-математического развития...

Годовой план математического кружка « Занимательная математика» в подготовительной группе №8 «Радуга» на октябрь-апрель 2014-2015г.

Эмблема: «Ученая сова»Девиз: «Раз, два, три, четыре, пять –любим математику опять. Интеллектуальные  игры  и труд к знаниям в жизни приведут!»Цель– познак...

Занятие по плану математического клуба «Занимательная математика» в подготовительной группе №8 по теме «Познакомить детей со свойствами натурального ряда»

Задачи:1.Учить использовать основные свойства натурального ряда чисел(Возрастание чисел, бесконечность ряда, отношения между числами)2. Учить сравнивать длину предмета.3.Разивать умение концентрироват...