Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект нод по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch.gramote_.slovo_.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте старшая группа
Тема: Слово.
Цель: помочь осознать, что слово звучит, т.е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слова может быть короткие и длинные; в слове есть начало и конец.
Оборудование. Звуковые схемы для каждого ребёнка; короткие и длинные полоски бумаги; картинки с изображениями птиц и животных.
Ход занятия
Дидактическое упражнение «Угадайка».
Цель: Вспомнить звуки окружающего мира; упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи. Воспитатель задает вопросы, дети дают ответ через звуко – словоподражение. Например: «Как зазывает ветер? (У-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш.) Как капает дождик? Шумит чайник? Тикают часы? »
Затем одни дети воспроизводят звуко- или словоподражание, а другие определяют, кто или что издает эти звуки. Например: бум-бум (бьют барабаны, грохочет гром); з-з-з-з (комарики летят, работает электропила), шлеп –шлеп (мы бежим по лужам); р-р-р (собака рычит).
Обобщение: звуки и слова «кап-кап», «тик-тик» подражают окружающим звукам нашего мира.
Игровая ситуация «Секреты слов».
- Вы любите открывать тайны, узнавать секреты?
Итак, начнем.
Воспитатель предлагает детям послушать, как звучат слова, которые мы произносим. Зачитываются отрывки из стихотворения А.Барто:
Скажи погромче
Слово «гром»
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат».
И сразу мыши
Зашуршат.
- Почему грохочет слово «гром» и шуршит слово «мыши»? В словах есть такие грохочущие и шуршащие звуки, как [р] и [ш]. Какие еще звуки живут в этих словах?
- Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах?
Ответ детей да.
А можно ли в словах заменять один звук на другой?
Ответ детей нет.
Замените в слове «гром» звук [р] на звук [н].
Что получилось?
Ответ детей: новое слово.
Запомним!
Звуки в словах нельзя пропускать и заменять иначе меняются значения слов.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой)!
Игровое упражнение «Звуки заблудились».
-Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
(Щепками).
Мы собрали васильки.
На головах у нас щенки.
(Венки).
- Можно ли назвать это стихотворение веселым, смешным?
Ответ детей.
Почему?
Ответ детей.
А в обычном общении можно переставлять звуки в слове?
Ответ детей. (Нельзя, т.к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен стоять на своем месте.)
- Ребята, послушайте я назову птиц: аис….,
воро….,
….ица,
…кушка.
Вы знаете таких птиц?
Ответ детей.
Почему вы не узнали их?
Ответ детей. (Пропущены звуки в словах.)
Какие звуки, куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц?
Ответ детей. (У слова есть начало и конец.)
- Слово может быть коротким и длинным.
Послушайте: сон, ночь, кит – короткие слова, в них мало звуков. Электричество, муравейник – длинные слова, в них много звуков.
Закрепление.
Дидактическое упражнение «Длинное - короткое».
Цель: Упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова.
Дети с помощью полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произносит воспитатель – короткое или длинное (аист - воробей, кит – корюшка, кот-крокодил, лев-мышка и др.)
Дети должны отвлечься от предметных значений слов и сравнивать слова только по их звучанию.
«Звуковые бусы». Знакомство и работа со схемой.
Воспитатель раздает волшебные «звуковые бусы», которые помогают детям научиться слышать каждый звук в слове. «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусинки), каждая бусинка - это условное обозначение звука. Каждый получает по три звуковые схемы для слов из трех, четырех, пяти звуков.
Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры; котик, носик, репка).
Вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец; звуки в слове выстраиваются в определенном порядке (следуют один за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие.
Ребята, что сегодня нового узнали?
Ответ детей.
Всем спасибо занятие! Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...