Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект по обучению грамоте по теме
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отправляя конспект, прочитала его и подумала, что кое- что я бы в нем, конечно изменила. Но может быть, идея кому- нибудь понравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Занятие для детей подготовительной к школе группы
с использованием элементов РНК и музыкального сопровождения.
Автор: логопед МДОУ № 49 Балакина А.С.
февраль 2003г.
Тема: Дифференциация звуков С и Ш, знакомство с родственными словами.
Цель:
- Закрепить артикуляцию звуков С и Ш, учить дифференцировать эти звуки в словах и фразах; Развитие фонематического слуха;
- Дать понятие родственных слов;
- Совершенствовать навыки чтения слов по слогам;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Ход занятия:
1. Давайте поймаем снежинку. Какая она узорчатая, резная, очень красивая. Еще падают, смотрите, поймаем еще…. Полная ладонь пушистого снега. Мышка по снегу пробежала… Кошка мышку ЦАП! – поймала… Подержала, подержала, отпустила, Хвостом нам помахала «До свиданья,»- нам сказала | Дети под звук металлофона «ловят» снежинки с изменяющимся темпом. Делают соответствующие движения руками |
2. «Повтори за мной слова» Сайка, шалаш; Салазки, шлем; Салки, шесток; Самовар, сарафан; Шило, скалка; Славяне, шаль; Шпоры, стадо; Ступа, штык; А сейчас «прошагаем» некоторые слова по слогам: Са-лаз-ки…Сколько слогов? А что такое Салазки? Кто знает? «Шагаем» Ши-ло… Сколько слогов? Что это за предмет? «Шагаем» Шаль… Сколько слогов? Что такое шаль? | Логопед берет за правую руку того, кто будет повторять слова. «Шагают» по направлению к стульям. |
3. Вспомните слова, какие повторяли. Они начинаются только на два звука. Назовите их. Наши слова начинались на С или на Ш. Давайте выберем для них обозначение. Оба этих звука твердые согласные, поэтому выбрали синие квадратики. А как мы произносим эти звуки? Где язык? С – язык за нижними зубами Ш – язык за верхними зубами Посмотрим на схему и произнесем С или Ш (смотреть на стрелки) А еще, когда говорим С –губы улыбаются, а если говорим Ш – губы округляются. «Читаем»схему | Выбрали 2 синих одинаковых квадратика Демонстрируются 2 схемы: …итд итд |
4. А еще эти звуки живут в разных буквах Звук С живет в букве эС. Желтый месяц в небе темном Буквой эС повис над домом Звук Ш живет в букве Ша. Как расческа буква Ша, Посмотри, как хороша | Показ сигнальных карточек, раздача их Каждому ребенку. |
5. А сейчас послушаем нашего Говорунчика Говорунчик: Ребята, я сейчас буду читать пословицы и чистоговорки русского народа, если вы услышите звук Ш – покажите букву Ша, а если слышно будет С, то поднимайте букву эС.
А сейчас загляните в волшебный мешок… | Включается запись Дети слушают и показывают соответствующую букву |
6. Из мешка достаем…. 2 шапочки- карандаши, буквы С,Ш,К,К,А,А Зеленый карандаш (надевается на ребенка) напишет слог ША Красный карандаш (другой ребенок) этот слог превратит в слог АШ То же задание со слогами СА и АС. А сейчас целое слово напишет карандаш - КАСКА. Надо его превратить в слово КАС КА Чем отличаются слова КАСКА и КАШКА? | Буквы – дети, на которых надеты карточки с буквами. Карандаши - каждый раз разные дети. |
7. Отгадайте загадку, в серединке слова- отгадки есть звук С (и буква) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи (Капуста) | Схема выставляется |
8. Физминутка -Народная игра «Капуста» Вейся, вейся, капустка Вейся, вейся белая. Как капустке не виться Белою – белою не ломиться | Под аккордеон проводится игра 2 раза 1 раз- медленно закруч. 2-раз темп быстрее, раскрутить |
9. Покажите руками, какая была круглая капуста. А сейчас «поймайте» в ладони то слово, какое я скажу. СУТКИ. Держите его. А что такое СУТКИ? Замените первый звук С на звук Ш и у вас получится новое слово (ШУТКИ), Что это? Отпустите это слово. Другое ловите… Споры (Шпоры), Скала (Шкала) А сейчас девочки «превратят» свои стулья во что – ни будь другое, тоже со звуком С и унесут к столам. Что несешь, Аня? –Санки, Что несешь, Юля? – Сапоги… Мальчики «превратят свои стулья во что – либо со звуком Ш …. | Дети остаются стоять в кругу, выполняют задание. Дети слова называют шепотом, чтобы слушал только логопед. |
10. Сейчас вы все – ЭХО. Повторите за мной Д…,О…,М… Какое слово получится из этих звуков? ДОМ! У слова дом есть родственники – родственные слова. В каждом из них слышно слово ДОМ. ДОМОСЕД… Кого так называют? ДОМОВОЙ.. Кто это? ДОМАШНИЙ…Что бывает домашним? Послушайте стихи, подсказывайте мне нужное родственное слово.
А это и есть тот дом, который построил гном. Найдите букву С букву Ш Домик похож на русскую избу – из бревен. Даже видны годовые кольца на срезе бревен. Только это маленькая избушка. На крыше – конек, На окнах – наличники, Из трубы дым идет, видимо печь топят. Под крышей – слуховое окно. Аккуратный забор- изгородь около избушки. | Сидят за столами, отвечают. Подсказывают На картинке находят С- месяц, Ш – рама в окне. Повторяют слова: конек, наличники, слуховое окно. |
11. А сейчас внимательно посмотрите на избушки на ваших рисунках, чем они отличаются от этой? Дорисуйте все недостающие детали. (На столах лежат заготовки) Дети работают самостоятельно | Дети дорисовывают полосы на трубе, дым, конек, слуховое окно, наличники, годовые кольца, забор. Запись «Зима» |
12. Итог. Мы сегодня учились правильно произносить и различать звуки С и Ш. В каких словах, которые вы слышали на занятии вы слышали эти звуки? И вы узнали, что у слов есть родственники – Родственные слова. Вспомните эти слова. | Вспоминают слова, даже те, которые были слышны в песне «Зима» |
13. Уйдет с занятия тот, кто найдет половинку своего слова и прочтет его мне или воспитателю. Если к концу занятия останется время, попросить 2- 3 детей прочитать свою половинку и предположить, а какой будет второй слог в этом слове. | Слова разрезаны по слогам. Одна половина (первый слог) у ребенка, а вторую он должен подобрать не только по форме разреза, но и по смыслу. |
Элементы РНК :
- Упражнение для развития мелкой моторики «Кошка мышку ЦАП!- поймала…из п. 1
- Слова из п. 2
- Чистоговорки , пословицы в записи из п.5
- Загадка из п. 7
- Игра «Капуста» из п. 8
- Слова – детали русской избы из п. 10
Музыкальное сопровождение:
- Металлофон для п. 1
- Аккордеон для п. 8
- «Зима»- запись для п. 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...