Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект по обучению грамоте по теме

Балакина Алевтина Сергеевна

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отправляя конспект, прочитала его и подумала, что кое- что я бы в нем, конечно изменила. Но может быть, идея кому- нибудь понравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Занятие для детей подготовительной к школе группы

с использованием элементов РНК и музыкального сопровождения.

Автор: логопед МДОУ № 49 Балакина А.С.

февраль 2003г.

Тема: Дифференциация звуков С и Ш, знакомство с родственными словами.

      Цель: 

  • Закрепить артикуляцию звуков С и Ш, учить дифференцировать эти звуки в словах и фразах; Развитие фонематического слуха;
  • Дать понятие родственных слов;
  • Совершенствовать навыки чтения слов по слогам;
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.

Ход занятия:

1. Давайте поймаем снежинку. Какая она узорчатая, резная, очень красивая. Еще падают, смотрите, поймаем еще….

Полная ладонь пушистого снега. Мышка по снегу пробежала…

Кошка мышку ЦАП! – поймала…

Подержала, подержала, отпустила,

Хвостом нам помахала

«До свиданья,»- нам сказала

Дети под звук металлофона «ловят» снежинки с изменяющимся темпом.

Делают соответствующие движения руками

2. «Повтори за мной слова»

Сайка, шалаш; Салазки, шлем; Салки, шесток; Самовар, сарафан;

Шило, скалка; Славяне, шаль; Шпоры, стадо; Ступа, штык;

А сейчас «прошагаем» некоторые слова по слогам: Са-лаз-ки…Сколько слогов? А что такое Салазки? Кто знает?

«Шагаем» Ши-ло… Сколько слогов? Что это за предмет?

«Шагаем» Шаль… Сколько слогов? Что такое шаль?

Логопед берет за правую руку того, кто будет повторять слова.

«Шагают» по направлению к стульям.

3. Вспомните слова, какие повторяли. Они начинаются только на два звука. Назовите их.

Наши слова начинались на С или на Ш. Давайте выберем для них обозначение. Оба этих звука твердые согласные, поэтому выбрали синие квадратики.

А как мы произносим эти звуки? Где язык?

С – язык за нижними зубами

Ш – язык за верхними зубами

Посмотрим на схему и произнесем С или Ш (смотреть на стрелки)

А еще, когда говорим С –губы улыбаются, а если говорим Ш – губы округляются. «Читаем»схему

Выбрали 2 синих одинаковых квадратика

Демонстрируются 2 схемы:

…итд

               итд

4. А еще эти звуки живут в разных буквах

Звук С живет в букве эС.  Желтый месяц в небе темном

                                             Буквой эС повис над домом

Звук Ш живет в букве Ша. Как расческа буква Ша,

                                              Посмотри, как хороша

Показ сигнальных карточек, раздача их

Каждому ребенку.

5. А сейчас послушаем нашего Говорунчика

Говорунчик: Ребята, я сейчас буду читать пословицы и чистоговорки русского народа, если вы услышите звук Ш – покажите букву Ша, а если слышно будет С, то поднимайте букву эС.

  • Богат наш Ермошка- у него в избушке кошка
  • Кукушка кукушонку купила капюшон
  • Весна красна цветами, а осень – снопами
  • А вот плошка, налей окрошку,, возьми ложку, хлебай понемножку
  • Солнце встает – так и день настает
  • Шила в мешке не утаишь

А сейчас загляните в волшебный мешок…

Включается запись

Дети слушают и показывают соответствующую букву

6. Из мешка достаем…. 2 шапочки- карандаши, буквы С,Ш,К,К,А,А

Зеленый карандаш (надевается на ребенка) напишет слог ША

Красный карандаш (другой ребенок) этот слог превратит в слог АШ

То же задание со слогами СА и АС. А сейчас целое слово напишет карандаш - КАСКА. Надо его превратить в слово КАС КА

Чем отличаются слова КАСКА и КАШКА?

Буквы – дети, на которых надеты карточки с буквами.

Карандаши - каждый раз разные дети.

7. Отгадайте загадку, в серединке слова- отгадки есть звук С (и буква)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи (Капуста)

Схема выставляется

8. Физминутка -Народная игра «Капуста»

Вейся, вейся, капустка

Вейся, вейся белая.

Как капустке не виться

Белою – белою не ломиться

Под аккордеон проводится игра 2 раза

1 раз- медленно закруч.

2-раз темп быстрее, раскрутить

9. Покажите руками, какая была круглая капуста. А сейчас «поймайте» в ладони то слово, какое я скажу. СУТКИ. Держите его. А что такое СУТКИ? Замените первый звук С на звук Ш и у вас получится новое слово (ШУТКИ), Что это? Отпустите это слово. Другое ловите… Споры (Шпоры), Скала (Шкала)

А сейчас девочки «превратят» свои стулья во что – ни будь другое, тоже со звуком С и унесут к столам. Что несешь, Аня? –Санки, Что несешь, Юля? – Сапоги…

Мальчики «превратят свои стулья во что – либо со звуком Ш ….

Дети остаются стоять в кругу, выполняют задание.

Дети слова называют шепотом, чтобы слушал только логопед.

10. Сейчас вы все – ЭХО. Повторите за мной Д…,О…,М…

Какое слово получится из этих звуков? ДОМ!

У слова дом есть родственники – родственные слова. В каждом из них слышно слово ДОМ.

ДОМОСЕД… Кого так называют?

ДОМОВОЙ.. Кто это?

ДОМАШНИЙ…Что бывает домашним?

Послушайте стихи, подсказывайте мне нужное родственное слово.

  • Жил да был веселый гном, он в лесу построил …(дом)
  • Был он стар и был он сед и большой был. ..(домосед)
  • А за печкой, за трубой жил у гнома …(домовой)
  • Есть любил он суп вчерашний, пил он только квас …(домашний)

А это и есть тот дом, который построил гном. Найдите букву С букву Ш

Домик  похож на русскую избу – из бревен. Даже видны годовые кольца на срезе бревен. Только это маленькая избушка. На крыше – конек, На окнах – наличники, Из трубы дым идет, видимо печь топят. Под крышей – слуховое окно. Аккуратный забор- изгородь около избушки.

Сидят за столами, отвечают.

Подсказывают

На картинке находят С- месяц, Ш – рама в окне.

Повторяют слова: конек, наличники, слуховое окно.

11. А сейчас внимательно посмотрите на избушки на ваших рисунках,

чем они отличаются от этой?

Дорисуйте все недостающие детали. (На столах лежат заготовки)

Дети работают самостоятельно

Дети дорисовывают полосы на трубе, дым, конек, слуховое окно, наличники, годовые кольца, забор.

Запись «Зима»

12. Итог. Мы сегодня учились правильно произносить и различать звуки С и Ш. В каких словах, которые вы слышали на занятии вы слышали эти звуки?

  И вы узнали, что у слов есть родственники – Родственные слова.

Вспомните эти слова.

Вспоминают слова, даже те, которые были слышны в песне «Зима»

13. Уйдет с занятия тот, кто найдет половинку своего слова и прочтет его мне или воспитателю.

Если к концу занятия останется время, попросить 2- 3 детей прочитать свою половинку и предположить, а какой будет второй слог в этом слове.

Слова разрезаны по слогам. Одна половина (первый слог) у ребенка, а вторую он должен подобрать не только по форме разреза, но и по смыслу.

Элементы РНК :

  • Упражнение для развития мелкой моторики «Кошка мышку ЦАП!- поймала…из п. 1
  • Слова из п. 2
  • Чистоговорки , пословицы в записи из п.5
  • Загадка из п. 7
  • Игра «Капуста» из п. 8
  • Слова – детали русской избы из п. 10

   

       Музыкальное сопровождение:

  • Металлофон для п. 1
  • Аккордеон для п. 8
  • «Зима»- запись для п. 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...