Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
«Грамотеи спешат на помощь»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знание детей о понятие буква, звук, слог, предложение
2. Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках, умение делить слова на слоги, работать со схемой предложения.
3. Обеспечить применение на практике звукобуквенный анализа слов.
Развивающие:
- Обеспечить развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления
- Развитие фонематического восприятия, грамматического строя и звуковой стороны речи.
Воспитательные:
1. Вызвать желание помочь персонажу.
2. Побудить чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oz_2023.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
«Грамотеи спешат на помощь»
Составила воспитатель
1 квалификационной категории
Кирюшина Юлия Александровна
Санкт-Петербург
2023 г.
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знание детей о понятие буква, звук, слог, предложение
2. Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках, умение делить слова на слоги, работать со схемой предложения.
3. Обеспечить применение на практике звукобуквенный анализа слов.
Развивающие:
- Обеспечить развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления
- Развитие фонематического восприятия, грамматического строя и звуковой стороны речи.
Воспитательные:
1. Вызвать желание помочь персонажу.
2. Побудить чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Технологии, используемые в ходе НОД
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;
- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность
2. Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
- динамические паузы
- Технология сотрудничества (работа в группе)
- Проблемно-игровая технология
-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка
- Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийная презентация, видеоролик)
Материал и оборудование
Проектор, экран, ноутбук, лепестки цветов из картона с картинками, карточка с заданием на каждого ребенка, цветные картонные квадратики для звукового разбора слова на каждого ребенка, простые карандаши, цветы из бумаги.
Предварительная работа.
- Упражнять выделять последовательность звуков в простых словах.
- Упражнять составлять слова из слогов.
- Упражнять детей делить слова на слоги.
- Упражнять детей составлять предложения, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности.
- Чтение волшебных сказок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг
Я-твой друг и ты- мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.
Злой волшебник похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной. Но так как вы умные ребята, многому научились, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?
Дети: да
Воспитатель:
— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!
А чтобы попасть в страну знаний нужно сказать волшебные слова:
«Мы по лестнице пойдем в страну знаний попадем»
Задание № 1 - Для начала, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов и предложений, а слова из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).
- Какие звуки мы называем согласными? ( нельзя петь и при произношении есть преграда)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом в наших схемах обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом в наших схемах обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»). -Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
А чтобы наши глазки оставались здоровыми и не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Задание №2 «Твёрдый или мягкий звук».
Воспитатель: Ребята, в стране знаний растут необычные цветы. У них серединка синего и зеленого цвета, а лепесточки начинаются с мягких и твердых согласных звуков. Но сильный ветер сорвал все лепесточки с цветов. Давайте поставим лепесточки на их места. А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали цветочки. (Демонстрация правильного ответа на экране)
Молодцы, все справились со вторым заданием и разрушили второй ряд каменной стены.
Задание №3 Определение позиции звуков в слове.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем за столы и выполним следующее задание. Нужно определить, где в следующих словах стоит звук «а» в начале, в середине или в конце слова. Вам нужно поставить в схемах точку в том квадратике, где находиться заданный звук. Итак, выполним первое слово (арбуз, шишка и шар)
Молодцы и с этим заданием вы справились правильно. И поэтому вы смогли разрушить следующий ряд каменной стены.
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Физминутка
4. Деление слов на слоги.
Воспитатель: Ребята, перед вами домики. В домике с одним окошкам живут слова с одним слогом. С двумя окошками слова из двух слогов, с тремя из трех слогов. Но злой волшебник напугал всех жителей, и они убежали со своих домиков, давайте поможем им вернуться домой.
Как мы сможем определить количество слогов в слове?
Дети:— При помощи хлопков.
Воспитатель:
— А еще какое правило мы знаем?
Дети:— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Давайте посмотрим кого же напугал злой волшебник.
(слон, тигр, волк, заяц, медведь, лиса, курица, ворона, корова)
Воспитатель:
— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили четвертый ряд стены.
Задание №5: «Составьте предложение по схемам».
Воспитатель: - Ребята, а что такое предложение? (Предложение состоит из слов, которые связаны между собой по смыслу).
Перед вами схема предложения. Предлагаю вам придумать предложения к этой картинке используя эти схемы.
1. ______ ______ ______.
2. _______ ______ ______ ______.
3. _______ ______ ______ ______ ______.
(дети составляют предложения по схемам.)
Воспитатель: Молодцы. Вот и разрушилась стена злого волшебника. Но на двери его замка замок с шифром. Открыть его мы сможем если сделаем звуко – буквенный анализ слова с картинки на замке. Какая картинка изображена на замке?
Ответы детей.
Правильно книга. Нам нужно сделать звуко-буквенный анализ слова книга
Задание №6. Звуко-буквенный анализ слова (книга)
Р. В слове книга, два слога, ударный слог – первый. В этом слове пять звуков.
1 – й звук – к – согл.,зв., тв., обозначается синим квадратом;
2 – й звук – н — согл., зв., мягк., обозначается зелёным квадратом;
3 – й звук – и — гл., уд., обозначается красным квадратом;
4 – й звук – г — согл., зв., тв., обозначается синим квадратом;
5 – й звук – а — гл., безуд., обозначается красным квадратом.
Воспитатель:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену и открыли замок замка. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!
Рефлексия
Воспитатель: -Ребята, вам понравилось быть грамотеями? А что мы делали сегодня, для того, чтобы освободить Фею Грамоты? (Ответы детей)
Воспитатель:
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учиться? (Ответы детей)
— Фея Грамоты благодарит вас за свое спасение и дарит вам небольшой подарок и желает быть такими же успешными в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"
Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....