Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

«Грамотеи спешат на помощь»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Задачи:

Образовательные:

1. Систематизировать знание детей о понятие буква, звук, слог, предложение

2. Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках,  умение делить слова на слоги, работать со схемой предложения.

3. Обеспечить применение на практике звукобуквенный анализа слов.

 

Развивающие:

  1. Обеспечить развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления
  2. Развитие фонематического восприятия, грамматического строя и  звуковой стороны речи.

 

Воспитательные:

 1.  Вызвать желание помочь персонажу.

 2.  Побудить чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oz_2023.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

«Грамотеи спешат на помощь»

Составила воспитатель

1 квалификационной категории

Кирюшина Юлия Александровна

Санкт-Петербург

 2023 г.

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Задачи:

Образовательные:

1. Систематизировать знание детей о понятие буква, звук, слог, предложение

2. Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках,  умение делить слова на слоги, работать со схемой предложения.

3. Обеспечить применение на практике звукобуквенный анализа слов.

Развивающие:

  1. Обеспечить развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления
  2. Развитие фонематического восприятия, грамматического строя и  звуковой стороны речи.

Воспитательные:

 1.  Вызвать желание помочь персонажу.

 2.  Побудить чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Технологии, используемые в ходе НОД

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность

2. Здоровьесберегающие технологии:

   - смена двигательной активности

   - динамические паузы

  1. Технология сотрудничества (работа в группе)

  1. Проблемно-игровая технология

-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка

  1. Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийная презентация, видеоролик)

Материал и оборудование

Проектор, экран, ноутбук, лепестки цветов из картона с картинками, карточка с заданием на каждого ребенка, цветные картонные квадратики для звукового разбора слова на каждого ребенка, простые карандаши, цветы из бумаги.

Предварительная работа.

  1. Упражнять выделять последовательность звуков в простых словах.
  2. Упражнять составлять слова из слогов.
  3. Упражнять детей делить слова на слоги.
  4. Упражнять детей составлять предложения, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности.
  5. Чтение волшебных сказок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  пришли гости. Давайте поздороваемся с  ними.

Собрались все дети в круг

Я-твой друг и ты- мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.

Злой волшебник похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной. Но так как вы умные ребята, многому научились, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?

Дети: да

Воспитатель:

— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!

А чтобы попасть в страну знаний нужно сказать волшебные слова:

«Мы по лестнице пойдем в страну знаний попадем»

Задание № 1 - Для начала, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов и предложений, а слова из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

- Какие звуки мы называем согласными? ( нельзя петь и при произношении есть преграда)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом в наших схемах обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом в наших схемах обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»). -Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

 Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.

А чтобы наши глазки оставались здоровыми и не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Задание №2 «Твёрдый или мягкий звук».

Воспитатель: Ребята, в стране знаний растут необычные цветы. У них серединка синего и зеленого цвета, а лепесточки начинаются с мягких и твердых согласных звуков. Но сильный ветер сорвал все лепесточки с цветов. Давайте поставим лепесточки  на их места. А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали цветочки. (Демонстрация правильного ответа на экране)

Молодцы, все справились со вторым заданием и разрушили второй ряд каменной стены.

Задание №3 Определение позиции звуков в слове.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем за столы  и выполним следующее задание. Нужно определить, где  в следующих  словах стоит звук «а» в начале, в середине или в конце слова. Вам нужно поставить в схемах точку в том квадратике, где находиться заданный звук. Итак, выполним  первое слово (арбуз, шишка и шар)

Молодцы и с этим заданием вы справились правильно.  И поэтому вы смогли разрушить следующий ряд каменной стены.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и размяться.

Физминутка

4. Деление слов на слоги.

Воспитатель: Ребята, перед вами домики. В домике с одним окошкам живут слова с одним слогом.  С двумя окошками слова из двух слогов, с тремя из трех слогов. Но злой волшебник напугал всех жителей, и они убежали со своих домиков, давайте поможем им вернуться домой.

Как мы сможем определить количество слогов в слове?

Дети:— При помощи хлопков.

Воспитатель:

— А еще какое правило мы знаем?

Дети:— Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Давайте посмотрим кого же напугал злой волшебник.

(слон, тигр, волк, заяц, медведь, лиса, курица, ворона, корова)

Воспитатель:

— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили четвертый ряд стены.

Задание №5: «Составьте предложение по схемам».

Воспитатель: - Ребята, а что такое предложение? (Предложение состоит из слов, которые связаны между собой по смыслу).

 Перед вами схема предложения. Предлагаю вам придумать предложения к  этой картинке используя эти схемы.

1.         ______    ______      ______.

2.        _______     ______     ______   ______.

3.        _______     ______     ______   ______  ______.

  (дети составляют предложения по схемам.)

Воспитатель: Молодцы. Вот и разрушилась стена злого волшебника.  Но на двери его замка замок с шифром. Открыть его мы сможем если сделаем  звуко – буквенный анализ слова с картинки на замке. Какая картинка изображена на замке?

Ответы детей.

Правильно книга. Нам нужно сделать звуко-буквенный анализ слова книга

Задание №6. Звуко-буквенный анализ слова (книга)

Р. В слове книга, два слога, ударный слог – первый. В этом слове пять звуков.

1 – й звук – к – согл.,зв., тв., обозначается синим квадратом;

2 – й звук – н — согл., зв., мягк., обозначается зелёным квадратом;

3 – й звук – и — гл., уд., обозначается красным квадратом;

4 – й звук – г — согл., зв., тв., обозначается синим квадратом;

5 – й звук – а — гл., безуд., обозначается красным квадратом.

Воспитатель:

— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену и открыли замок замка. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!

Рефлексия

Воспитатель: -Ребята, вам понравилось быть грамотеями? А что мы делали сегодня, для того, чтобы освободить Фею Грамоты? (Ответы детей)

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)

— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)

— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)

— Вам нравится учиться? (Ответы детей)

— Фея Грамоты благодарит вас за свое спасение и  дарит вам небольшой подарок и желает быть такими же успешными в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"

 Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....