Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: "Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями"
методическая разработка по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Методическая разработка
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема «Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями»
Педагог-психолог:
Дорогова Марина Владимировна
г. Лесосибирск 2016г.
Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями (Слайд 1)
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.
2. Отработать и закрепить навыки через упражнения.
Материалы: Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Призентация.
Ход:
(Слайд 2) Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс. Основную роль в общении с родителями играют воспитатели. Поэтому они должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
(Слайд 3) Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:
1. Наглядная информация для родителей
2. Беседы с родителями
3. Родительские собрания
Все три метода заслуживают внимание, однако, сегодня мы рассмотрим, на мой взгляд, один из самых сложных методов, метод беседы. (Слайд 4)
Одна из самых значимых сложностей – коммуникативные барьеры (Слайд 5).
Например:
- виспитатель думает, что мама бепокоиться, что ребенок будет плакать;
- говорит, что позвонит, если ребенок будет плакать;
- мама слышит, что ей будут звонить, когда ребенок заплачет;
- мама думает, что как только ребенок заплачет, мне начнут звонить.
Существуют общие "Правила построения эффективного общения».
В начале беседы необходимо приветствие и установление доверительного отношения, для этого придерживаемся «Правила трех плюсов».
«Правило трех психологических плюсов»: (Слайд 6)
• Улыбка
• Имя собеседника
• Комплимент
Предлагаем педагогам практические упражнения для закрепления «Правила трех плюсов»
Упражнение «Улыбка глаза в глаза»
Педагоги образуют два круга внутренний и внешний, располагаясь парами, лицом друг к другу. В течение 15 секунд смотрим в глаза друг другу, при этом улыбаемся. Через 15 секунд внешний круг передвигается на одного человека вправо, и снова 15 секунд смотрим в глаза партнера, при этом улыбаемся. Упражнение продолжаем до тех пор, пока все не поменяются.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение, какие испытывали трудности и почему.
В начале общения с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Упражнение «Имя»
Обсуждаем, что педагоги знают о происхождении своего имени, что оно обозначает, кто дал им это имя и что оно для них значит.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Важно использовать имя-отчество при приветствии.
Упражнение «Красная дорожка»
Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу, образуя как бы проход по «Красной дорожке». Один из добровольцев проходит медленно по красной дорожке, перед проходом объявляя, что он умеет что-то делать очень хорошо, замечательно. Задача всех хвалить, проходящего по дорожке, когда он поравняется с ними, желательно не повторяясь в комплементах.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение тому, кто шел по дорожке, тем, кто говорил комплементы, какие испытывали трудности и почему.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только потом тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы (Слайд 7) установления хорошего контакта с собеседником:
- Короткая дистанция и удобное расположение между собеседниками.
Упражнение «Черепаха»
Становимся в круг, прижавшись плечами друг к другу, поворачиваемся направо и делаем шаг в центр круга, при этом должны плотно встать друг к другу, руки положить на плечи впереди стоящего. Все одновременно садимся на колени сзади стоящему человеку. Сидя на коленях, начинаем медленно идти.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение. Это упражнение на доверие. Если доверяете, то идти легко.
Упражнение «Дистанция»
Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу на растоянии3-х метров. Одновременно начинают разговаривать с тем, кто стоит напротив о том, как провели выходные. При этом одна шеренга постепенно во время разговора подходит к другой, пока ни встанут лицом друг к другу.
Обсуждение: На каком расстоянии разговаривать было комфортно?
Дистанция (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Жесты
Доминирующие жесты
Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого).
- засунутые руки в карманы, при этом большой палец остается снаружи.
- руки, сложенные клином, большие пальцы также остаются снаружи.
- кончики пальцев соединены «домиком».
- крепкое рукопожатие, при котором ладонь лежит поверх ладони собеседника.
- руки, упертые в бока.
Агрессия, нервозность
- сжимает кулаки, собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.
Защита
- поза, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот, половые органы.
Недоверие
- «молитвенно» сложены руки, прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.
Неуверенность
- желание опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.
Манипуляторы
- активно жестикулируют, как бы невзначай притрагивается к вашей одежде, плечам.
- прикрывает руками рот, нос, чесать переносицу, глаза или уши
- закрывание рта (не обязательно самыми руками – это может быть книга, лист бумаги, ложка).
Открытость и готовность к сотрудничеству
- частая демонстрация ладоней во время беседы
- человек расстегивает кофту, снимает часы, кольца.
Уверенности в себе
- рука обхватывает кисть другой руки за спиной
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Прием присоединения
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Основные правила проведения беседы: (Слайд 8)
I. Подготовка к беседе:
1. Определить цель беседы
Схема целеполагания
Факт (ребенок дерется)
Позиция родителя 1(защищается) Причина (дети обижают) Проблема (поведение детей по отношению к ребенку) Задача (изменить отношение других детей к ребенку)
Позиция педагога 2 (конфликтует) Причина (не сдержанность, не уступчивость, добиться своего любым способом) Проблема (агрессивное поведение) Задача (научить общаться, дружить, уступать, прислушиваться к мнению других)
2. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.
Распределите вопросы в порядке их значимости.
Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
3. Определить вопросы, поддерживающие беседу.
Исходя из потребностей, интересов собеседника.
II. Вступление в контакт с собеседником
1. Улыбка, имя, комплемент о ребенке
2. Вопросы, поддерживающие беседу
Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его
III. Беседа
1. Интересующие Вас вопросы.
Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.
2. Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
Предлагаем педагогам упражнение для отработки умения слушать и услышать нужную информацию игнорируя не заостряя внимание на дополнительную.
Упражнение «Ферма»
Все становятся в круг и в зависимости от количества участников делятся на обитателей фермы (коровы, овцы, свиньи и др.), количество каждого вида животных не меньше 3-х. Все расходятся по залу, закрывают глаза (для безопасного перемещения, выставляют перед собой руки) и произнося звуки соответствующего животного ищут свое стадо.
Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, к каким методам прибегли?
3. Дать возможность собеседнику высказаться
Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Для отработки умения поддерживать разговор в условиях постоянного его прерывания предлагаем педагогам следующее упражнение.
Упражнение «Сказка»
Педагоги сидят на стульях в кругу, и сочиняют сказку, по очереди произнося по одной, две фразы.
Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, почему?
4. Показать понимание чувств собеседника.
5. Информировать о последствиях, что может получиться, если не изменить ситуацию.
6. Обсудить ресурсы родителя. Что Вы можете сделать? Или что из этого варианта Вы могли бы сделать?
7. Уточните, кто будет делать и что именно. Что предлагает педагог со своей стороны.
IV. Подведение итогов
Сделать выводы о состоявшейся беседе, наметить следующую встречу.
Проводим рефлексию семинара.
Упражнение «Рефлексивный светофор»
Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Педагоги берут смайлик и помещают его в банку с выбранным цветом крышки.
Зеленый – информация мне нужна, я беру её себе на вооружение и двигаюсь дальше.
Желтый – мне недостаточно полученной информации по данной теме и мне необходимо дополнительные ресурсы, что бы двигаться дальше.
Красный – мне данная информация не нужна, не понятна.
ЛИТЕРАТУРА (Слайд 9)
1. Гладкова Ю. Педагог и семья. /Ю. Гладков. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005.
3. Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Творческий центр, 2005.
4. Лобанюк С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Сфера, 2008.
5. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Методическая разработка
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема «Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями»
Педагог-психолог:
Дорогова Марина Владимировна
г. Лесосибирск 2016г.
Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями (Слайд 1)
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.
- Отработать и закрепить навыки через упражнения.
Материалы: Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Призентация.
Ход:
(Слайд 2) Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс. Основную роль в общении с родителями играют воспитатели. Поэтому они должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
(Слайд 3) Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:
- Наглядная информация для родителей
- Беседы с родителями
- Родительские собрания
Все три метода заслуживают внимание, однако, сегодня мы рассмотрим, на мой взгляд, один из самых сложных методов, метод беседы. (Слайд 4)
Одна из самых значимых сложностей – коммуникативные барьеры (Слайд 5).
Например:
- виспитатель думает, что мама бепокоиться, что ребенок будет плакать;
- говорит, что позвонит, если ребенок будет плакать;
- мама слышит, что ей будут звонить, когда ребенок заплачет;
- мама думает, что как только ребенок заплачет, мне начнут звонить.
Существуют общие "Правила построения эффективного общения».
В начале беседы необходимо приветствие и установление доверительного отношения, для этого придерживаемся «Правила трех плюсов».
«Правило трех психологических плюсов»: (Слайд 6)
• Улыбка
• Имя собеседника
• Комплимент
Предлагаем педагогам практические упражнения для закрепления «Правила трех плюсов»
Упражнение «Улыбка глаза в глаза»
Педагоги образуют два круга внутренний и внешний, располагаясь парами, лицом друг к другу. В течение 15 секунд смотрим в глаза друг другу, при этом улыбаемся. Через 15 секунд внешний круг передвигается на одного человека вправо, и снова 15 секунд смотрим в глаза партнера, при этом улыбаемся. Упражнение продолжаем до тех пор, пока все не поменяются.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение, какие испытывали трудности и почему.
В начале общения с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Упражнение «Имя»
Обсуждаем, что педагоги знают о происхождении своего имени, что оно обозначает, кто дал им это имя и что оно для них значит.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Важно использовать имя-отчество при приветствии.
Упражнение «Красная дорожка»
Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу, образуя как бы проход по «Красной дорожке». Один из добровольцев проходит медленно по красной дорожке, перед проходом объявляя, что он умеет что-то делать очень хорошо, замечательно. Задача всех хвалить, проходящего по дорожке, когда он поравняется с ними, желательно не повторяясь в комплементах.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение тому, кто шел по дорожке, тем, кто говорил комплементы, какие испытывали трудности и почему.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только потом тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы (Слайд 7) установления хорошего контакта с собеседником:
- Короткая дистанция и удобное расположение между собеседниками.
Упражнение «Черепаха»
Становимся в круг, прижавшись плечами друг к другу, поворачиваемся направо и делаем шаг в центр круга, при этом должны плотно встать друг к другу, руки положить на плечи впереди стоящего. Все одновременно садимся на колени сзади стоящему человеку. Сидя на коленях, начинаем медленно идти.
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение. Это упражнение на доверие. Если доверяете, то идти легко.
Упражнение «Дистанция»
Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу на растоянии3-х метров. Одновременно начинают разговаривать с тем, кто стоит напротив о том, как провели выходные. При этом одна шеренга постепенно во время разговора подходит к другой, пока ни встанут лицом друг к другу.
Обсуждение: На каком расстоянии разговаривать было комфортно?
Дистанция (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Жесты
Доминирующие жесты
Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого).
- засунутые руки в карманы, при этом большой палец остается снаружи.
- руки, сложенные клином, большие пальцы также остаются снаружи.
- кончики пальцев соединены «домиком».
- крепкое рукопожатие, при котором ладонь лежит поверх ладони собеседника.
- руки, упертые в бока.
Агрессия, нервозность
- сжимает кулаки, собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.
Защита
- поза, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот, половые органы.
Недоверие
- «молитвенно» сложены руки, прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.
Неуверенность
- желание опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.
Манипуляторы
- активно жестикулируют, как бы невзначай притрагивается к вашей одежде, плечам.
- прикрывает руками рот, нос, чесать переносицу, глаза или уши
- закрывание рта (не обязательно самыми руками – это может быть книга, лист бумаги, ложка).
Открытость и готовность к сотрудничеству
- частая демонстрация ладоней во время беседы
- человек расстегивает кофту, снимает часы, кольца.
Уверенности в себе
- рука обхватывает кисть другой руки за спиной
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Прием присоединения
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Основные правила проведения беседы: (Слайд 8)
- Подготовка к беседе:
1. Определить цель беседы
Схема целеполагания
Факт (ребенок дерется)
Позиция родителя 1(защищается) Причина (дети обижают) Проблема (поведение детей по отношению к ребенку) Задача (изменить отношение других детей к ребенку)
Позиция педагога 2 (конфликтует) Причина (не сдержанность, не уступчивость, добиться своего любым способом) Проблема (агрессивное поведение) Задача (научить общаться, дружить, уступать, прислушиваться к мнению других)
2. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.
Распределите вопросы в порядке их значимости.
Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
3. Определить вопросы, поддерживающие беседу.
Исходя из потребностей, интересов собеседника.
- Вступление в контакт с собеседником
1. Улыбка, имя, комплемент о ребенке
2. Вопросы, поддерживающие беседу
Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его
- Беседа
- Интересующие Вас вопросы.
Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.
- Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
Предлагаем педагогам упражнение для отработки умения слушать и услышать нужную информацию игнорируя не заостряя внимание на дополнительную.
Упражнение «Ферма»
Все становятся в круг и в зависимости от количества участников делятся на обитателей фермы (коровы, овцы, свиньи и др.), количество каждого вида животных не меньше 3-х. Все расходятся по залу, закрывают глаза (для безопасного перемещения, выставляют перед собой руки) и произнося звуки соответствующего животного ищут свое стадо.
Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, к каким методам прибегли?
- Дать возможность собеседнику высказаться
Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Для отработки умения поддерживать разговор в условиях постоянного его прерывания предлагаем педагогам следующее упражнение.
Упражнение «Сказка»
Педагоги сидят на стульях в кругу, и сочиняют сказку, по очереди произнося по одной, две фразы.
Обсуждение: Легко ли было выполнить упражнение, какие были трудности, почему?
- Показать понимание чувств собеседника.
- Информировать о последствиях, что может получиться, если не изменить ситуацию.
- Обсудить ресурсы родителя. Что Вы можете сделать? Или что из этого варианта Вы могли бы сделать?
- Уточните, кто будет делать и что именно. Что предлагает педагог со своей стороны.
- Подведение итогов
Сделать выводы о состоявшейся беседе, наметить следующую встречу.
Проводим рефлексию семинара.
Упражнение «Рефлексивный светофор»
Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый). Смайлики. Педагоги берут смайлик и помещают его в банку с выбранным цветом крышки.
Зеленый – информация мне нужна, я беру её себе на вооружение и двигаюсь дальше.
Желтый – мне недостаточно полученной информации по данной теме и мне необходимо дополнительные ресурсы, что бы двигаться дальше.
Красный – мне данная информация не нужна, не понятна.
ЛИТЕРАТУРА (Слайд 9)
- Гладкова Ю. Педагог и семья. /Ю. Гладков. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005.
- Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Творческий центр, 2005.
- Лобанюк С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Сфера, 2008.
- Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми (группами, личностями), заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга. (Философская энциклопедия)
Методы работы с родителями: Наглядная информация для родителей Беседы с родителями Родительские собрания
Беседа – это всегда общение людей , передача друг другу словесных сообщений , обмен мыслями и чувствами. Это способ выяснения отношений, объяснений, убеждения друг друга в чем-то. (Энциклопедический словарь)
Коммуникативные барьеры
«Правило трех психологических плюсов »: • Улыбка • Имя собеседника • Комплимент
«Приемы установления контакта с собеседником» Дистанция Жесты Прием присоединения
Основные правила проведения беседы Подготовка к беседе Цель Основные вопросы Вопросы поддерживающие беседу Вступление в контакт с собеседником Улыбка, имя, комплемент (о ребенке) Вопросы поддерживающие беседу III. Беседа Интересующие Вас вопросы Слушать внимательно и доверительно Дать возможность собеседнику высказаться Показать понимание чувств собеседника Информировать о последствиях 6. Обсудить ресурсы родителя 7. Уточните, кто будет делать и что именно IV. Подведение итога встречи
Список использованных источников Гладкова Ю. Педагог и семья. /Ю. Гладков. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005. Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Творческий центр, 2005. Лобанюк С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Сфера, 2008. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.
Предварительный просмотр:
Приёмы, разрушающие общение:
- Игнорирование партнёра:
Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.
- Негативные оценки:
Например, замечания: «Это же глупости…»
- Неаргументированное выспрашивание:
Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством.
Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.
- Проявление эгоцентризма:
Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.
- Делать «вставки» в монолог партнёра:
Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?»
Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора»
Основные моменты:
- Дайте собеседнику возможность выговориться
- Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
- Резюмируйте наиболее важные высказывания
- Не прерывайте собеседника
- Не противоречьте
- Задавайте вопросы
МБ ДОУ № 9 «Сказка»
Педагог-психолог Дорогова М.В.
Эффективные способы общения
педагога с родителями
«Правила построения эффективного общения».
Для установления контакта и доверительного отношения в общении необходимо применить «Правило трех плюсов»:
- Улыбка,
- Имя собеседника
- Комплимент.
Приемы установления хорошего контакта с собеседником :
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Основные правила к проведению беседы:
Подготовка к беседе:
- Определить цель беседы.
Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.
- Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.
Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
- Определить вопросы, поддерживающие беседу.
Исходя из потребностей, интересов собеседника.
Вступление в контакт с собеседником.
- Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его
- Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.
Как правильно вести беседу.
- Как лучше ставить вопросы
Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику
- Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации
- Дать возможность собеседнику высказаться
Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
- Не прерывать высказывания собеседника
Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Методы, приемы и формы работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....
Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»
Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...
Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка....
Мастер класс. Проект Партнёрские способы взаимодействия воспитателя и родителей
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ....
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»
От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема «Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями»
Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.Задачи:Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упра...