Семинар - практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями»
материал по психологии
Семинар - практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_1.docx | 26.59 КБ |
effektivnoe_vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.pptx | 301.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями»
Цель: развитие компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- повышать коммуникативную компетентность педагогов;
- способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения;
- выявить причины возможных или коммуникативных проблем;
- поддерживать интерес воспитателей к дальнейшему изучению данной темы.
Ход тренинга:
Психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы проведем с вами тренинг на тему: «Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями».
Но для начала, давайте поприветствуем, друг друга, настроимся на работу.
Упражнение «Друг к дружке»
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
Немного теории
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.
Правила построения эффективного общения педагога
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Резервуар»
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
•не надо стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям, ведь давление приводит к протесту.
•обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
•нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Игра «Тренировка интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)
Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
Мне хотелось бы что бы Вы меня услышали (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось ли на их взгляд достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение "Выбери фразу"
Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».
Инструкция: воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;
2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.
Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные" в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной". Извините, если я помешала... Я бы хотела... Вероятно, вы об этом еще не слышали... Вам будет интересно узнать... Я бы хотела еще раз услышать... Мне представляется интересным то, что... Я пришла к такому выводу, что... Вы хотите... Думается, Ваша проблема заключается в том, что... Давайте с вами быстро обсудим... Как вы знаете... Хотя вам это и неизвестно... Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... Вы, конечно, об этом еще не знаете... А у меня на этот счет другое мнение... Конечно, вам уже известно... Вы, наверное, об этом слышали... |
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":
"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";
"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";
"Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";
"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...".
Упражнение «Решение проблемных ситуаций»
Инструкция: задача воспитателей вытянуть бумажку с ситуацией, постараться решить её так, чтобы все остались довольны. Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
Предлагаемые ситуации:
1. Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.
2. Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.
3. Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.
4. Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.
5. Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»
6. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада, приходит с прогулки в грязной одежде.
7. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
8. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
9. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
10. Родитель не доволен, рассержен на педагога за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми. Как вы себя поведете в общении с родителем?
11. Петя очень стеснительный мальчик, но его родители обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках.
Завершение практикума
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Я надеюсь, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удачи и профессионального роста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила построения эффективного общения педагога Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: 1. Улыбка 2. Имя собеседника 3. Комплимент
Приемы установления контакта с собеседником: 1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, н о не следует переступать «границы» личного пространства собеседника! 3. Убрать барьеры (стол, книга, лист бумаги в руках ).
Приемы установления контакта с собеседником: 4 . Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!».
Чтобы избежать противостояния с родителями: • не надо стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям, ведь давление приводит к протесту . •обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей . •нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Чтобы избежать противостояния с родителями: • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость ; •подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка ; •показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
«Трудные» родители : •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей !». •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Построение общения с «Трудным родителем» На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность . В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
Построение общения с «Трудным родителем» А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"
Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...
Семинар -практикум для педагогов ДОУ."Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ"
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...
Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»...
Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...