Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал на тему

Снегирева Татьяна Ивановна

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333.docx84.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Составила воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30

города Железногорска Курской области

Снегирева Татьяна Ивановна

ФИО ребенка –  Диана

Дата рождения 23.05.2009 год

ФИО мамы, возраст, профессия –  А. Н. Б., 38 лет,  продавец

ФИО папы, возраст, профессия – А. Н.В., 41 год, водитель

Дата начала ИОМ – 01.10.2015 г.

Количество занятий в неделю: 3 занятия

Диагностика развития ребенка:

Физическое развитие: Соответствует возрастной норме. По результатам диагностики и оценки нервно-психического развития  умеет прыгать на одной ноге и продвигаться вперед. Одевается и раздевается всегда самостоятельно.

Соматическое развитие: не отягощено

Речевое развитие:  Обращённую речь понимает. Звукопроизношение в норме.  Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов). Фонематические функции сформированы недостаточно. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).  Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.  
Особенности развития познавательных процессов:

Память, внимание, восприятие: Внимательна, собрана. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает медленно, но в целом успешно.

Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка: Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

На основе диагностики НПР был составлен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка шестого года жизни на 2015 – 2016 учебный год

 

Цель: коррекция речевого развития ребенка, вовлечение родителей в коррекционный процесс, способствующий устранению элементов общего недоразвития речи ребенка.

Задачи: выявление особенностей речевого развития ребенка; оказание ребенку индивидуальной педагогической помощи в устранении элементов общего недоразвития речи, в усвоении образовательной программы дошкольного образования; оказание методической помощи родителям в работе с ребенком, имеющего речевое недоразвитие.

Реализация  индивидуального образовательного маршрута речевого развития Дианы

Месяц

Направление работы

Основное содержание

Взаимодействие специалистов

Ожидаемый результат

Полученный результат

Октябрь

1.Сенсорное развитие

 

2.Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1.Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

Закрепить знание основных цветов и оттенков, форм и величин предметов, обогатить представления о них. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов,  геометрич. фигур.

Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

4.  Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Коррекция грамматического строя речи:  образование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.

 Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях.

Развитие мыслительных операций.  Научить выражать свои мысли.

Закрепить знание основных цветов и оттенков, форм и величин предметов, обогатить представления о них. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов. Активизация словаря - пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

По результатам итоговой диагностики:

Значительно обогатился активный словарь (предметный, глагольный, признаков, наречий);   усовершенствовался навык подбора слов-синонимов, антонимов, родственных слов; владеет словами, обозначающими временные понятия (части суток, дни недели, времена года). Аграмматизмы в речи практически  отсутствуют. Развилось умение вслушиваться в обращённую речь, научилась отвечать на вопросы полными ответами.

Значительно сформировался навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам.

 

Ноябрь

1.Развитие психических функций

2. Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1.Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

3. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

4. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Активизация словаря - обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Коррекция грамматического строя речи: закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

Развитие речи - совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Развитие неречевых процессов – мышления, памяти, внимания, восприятия.

Закрепился навык построения предложений из 3-4 слов; навык составления рассказов, пересказов. Значительно расширился объем зрительной и слуховой памяти;

Развилось вербальное и логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.

Фонематический слух и фонематическое восприятие пришло в норму. Владение звуковым анализом и синтезом соответствует возрастной норме. Слова сложной звуко-слоговой структуры практически не искажает. Успешно прошла этап  подготовки к обучению грамоте и успешно овладела необходимыми в школе умениями и навыками.

Декабрь

1.Развитие общих речевых навыков

2. Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1. Чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

Формировать правильное речевое дыхание.

Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

4. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса. Коррекция грамматического строя речи: совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

Активизация словаря - Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

Развитие речи - совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Январь

Промежуточная диагностика

+

1.Работа над слоговой структурой слова

2. Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1.Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

Плавно переключаться со слога на слог.

Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

«Наращивать» слова.

Произносить слова со стечением согласных.

Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании (относительные и притяжательные прилагательные).

3.Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

4.Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Устранение ошибок в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза. Коррекция грамматического строя речи:

Активизация словаря – активное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных.

Развитие речи - умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Февраль

1.Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

2. Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1.Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

Развивать слуховое внимание на материале гласных  и согласных звуков.

 Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).

Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

Подбор слов на гласные звуки.

Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

Определение последовательности звуков в слоге, слове.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Дальнейшее овладение приставочными глаголами .

Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

3. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

 

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Практическое усвоение звукового анализа и синтеза.

Коррекция грамматического строя речи: умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным; аумения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

Активизация словаря - овладение приставочными глаголами.

Развитие речи - пересказ сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану; пересказ с изменением времени действия и лица рассказчика.

Март

1.Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

2. Развитие словаря

3. Совершенствование грамматического строя речи

4. Развитие связной речи

1.Определение количества звуков в слоге, слове.

Определение ударного слога, звука в слове.

Составление звуко-слоговой схемы слов.

Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

Согласование числительных два и пять с существительными.

4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекция грамматического строя речи: согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

согласование числительных два и пять с существительными.

Активизация словаря – использование в экспрессивной речи   имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Развитие речи – умение составлять рассказы по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

 

Апрель

1.Совершенствование грамматического строя речи

2.Развитие словаря

3. Развитие связной речи

1. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

2. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

3. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Коррекция грамматического строя речи: умение составлять простые предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространение простых предложений однородными членами.

Активизация словаря - использование в экспрессивной речи   имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Развитие речи – умение составлять рассказы по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Октябрь - апрель

Совершенствование мелкой моторики руки.

В течение всего периода реализации индивидуального образовательного маршрута – во всех видах деятельности  

Развитие мелкой моторики:

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  9. Лепка, аппликация, рисование.

 Воспитатель (индивидуальные и групповые занятия), учитель-логопед (индивидуальные занятия на логопункте)

педагог-психолог (индивидуальные и подгрупповые занятия).

Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастными нормами.

Развитие мелкой моторики – в норме

Май

Итоговая диагностика

  

 

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к планированию работы воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Составила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области

 Снегирева Татьяна Ивановна

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Октябрь

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (яблоко – спелое, румяное, наливное, сладкое, душистое, сочное, круглое, красно-желтое и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (яблоко – растет, зреет, наливается, падает, лежит, пахнет и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (цвести – цветущий, спеть - спелый и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в сравнении и сопоставлении существительных ед.ч. и мн.ч. с окончаниями –и, -ы, -а (яблоки, груши, бананы, плоды и др.).

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «фрукты»
дифференцировать понятия деревья, фрукты, овощи.

«Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (одно спелое яблоко …; один душистый абрикос …  и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей о лексическом значении слов и способе образования  (соковыжималка, соковарка, садовод, винодел, виноградарь).

«Поварята»

Цель: закреплять словарь по теме, названия цветов и оттенков, привлечь внимание к родовой принадлежности предметов (мое яблоко, мой виноград, моя груша и др.).

«Магазин фруктов»

Цель:  упражнять детей в закреплении названий экзотических фруктов (с какого дерева фрукт – с яблоньки, яблоневое дерево и др.).

«Кто быстрее соберет фрукты в корзину

Цель: учить детей подбирать предметы к признакам (яблочный – пирог, сок, кисель, уксус, торт; яблочное – пюре, варенье, повидло; яблочная – карамель, запеканка и др.).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (румяненькое яблочко, апельсинчик, грушка, сливка, лимончик и др.).

«В саду или в огороде

Цель: учить детей дифференцировать понятия овощи и фрукты.

«Волшебная цепочка»

Цель: упражнять детей в договаривании сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами потому что, оттого что, так как и др.

«Волшебный круг»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы приставочным способом (копать – окапывать, перекапывать, закапывать, выкапывать и др.).

Описательный рассказ по плану (что, где растет, форма, величина, окраска, вкус, что и как можно из него готовить).

«Что из чего, какое

Цель: учить детей правильно употреблять Р. п.ед.ч. и образовывать относительные прилагательные (яблочного, сливового, апельсинового и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (сушить, сушка, засушить; сок, сочный, соковарка, соковыжималка и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (большой – маленький, жидкий – густой, гладкий - шероховатый и др.).

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных мн. ч. Р. п. (яблоков, груш, слив, винограда, бананов, лимонов, абрикосов и др.).

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Ноябрь

«У кого, кто

Цель: продолжать учить детей правильно образовывать и употреблять в речи названия детенышей (лосенок – лосята, бобренок – бобрята, соболенок – соболята, барсучонок – барсучата, зубренок – зубрята и др.).

«Чьи (чей?) хвосты, уши, лапы, детеныши

Цель: учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные (ежиные, рысьи, соболиные, барсучьи, бобриные и др.).

«Кто, где живет

Цель: учить детей правильно называть жилища диких животных, систематизировать знания о местах обитания, подготовке зверей к зиме.

Описательный рассказ по плану (название, где живет, жилище, внешний вид: размер, окраска, шерсть, повадки, чем питается, как добывает корм, враги, как защищается, детеныши).

 «Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «дикие животные»
дифференцировать понятия деревья, фрукты, овощи, птицы, насекомые, грибы, ягоды, дикие и домашние животные.

«Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (неповоротливый барсук, юркий суслик, колючий еж и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (медведь – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (медведь – ходит, переваливается, ревет, рычит, сосет и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (реветь – ревущий, рыскать – рыскающий, рыщущий,  рычать - рычащий и др.).

«Один  - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (барсуки, копыта, клыки, бобры, ежи, куницы и др.).

«Что из чего, какое

Цель: учить детей правильно образовывать относительные прилагательные (мех – меховой, пух – пуховый и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов;  (медведь, медведица, медвежонок, медвежий, медведушка, медведище, мед; названия семейств – заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (добрый – злой, тонкий - толстый и др.).

«Скажи тоже иначе»

Цель: учить детей подбирать слова-синонимы: медведь – большой, огромный, громадный, могучий, большущий, мощный. Крупный, здоровенный.

 

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: упражнять детей в умении образовывать формы прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов (линял, линяет, будет линять, полиняет и др.).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительной и увеличительной  форм существительных (медведко, медведик, медведушка, медвежище и др.). 

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных  мн. ч. Р. п. (хвостов, глаз, носов, усов, клыков, ушей  и др.).

«Образуй новое действие»

Цель: образование слов приставочным способом (прыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть, выпрыгнуть, запрыгнуть и др.

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Декабрь

«У кого, кто

Цель: продолжать учить детей правильно образовывать и употреблять в речи названия детенышей (вороненок, совенок и др.).

«Синичкин календарь»

Цель: систематизировать знания о зиме, о жизни животных и птиц зимой, вспомнить названия зимних месяцев, усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер воет, лес уснул).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных (морозчик, снежиночки, зимушка, синичка, снегирик и др.).

«Какой, какое, какая, какие

Цель: учить детей правильно    образовывать  прилагательные от существительных (январский, морозный, холодный, студеный, заячий, беличий, птичий и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (снегопад, снежный, Снегурочка, заснеженный, подснежник, снеговик, снег, снежинка, снежок; морозилка, заморозило, морозный, мороз, мороженое, подмораживает, заморозки, морозец, морозить  и др.).

 «Скажи иначе»

Цель: упражнять детей в подборе слов-синонимов (зима – холодная, лютая, морозная и др.).

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: упражнять детей в умении образовывать формы прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов (падал, падает, будет падать, упадет и др.).

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей  о многозначности слов    (снег идет, человек идет); значения слов  – снегопад, снегоуборочная.

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (холодный – теплый, сильный – слабый, падать - вставать и др.).

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных мн. ч. Р. п. (барсуков, дупел, нор, норок, свиристелей и др.).

«Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (красногрудый снегирь, резвый воробей и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Подбери предмет»

Цель: учить детей подбирать предметы к признакам (снежный – ком, день, покров; снежная – буря, королева; снежное – покрывало и др.).

Описательный рассказ по плану (как ты заметил наступление зимы, приметы, месяцы, признаки, повадки зверей и птиц зимой, зимующие птицы).

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (снег – белый, пушистый, мягкий, мокрый, сухой, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (снег – падает, идет, ложится, покрывает, хрустит, сверкает и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (сверкающий, падающий, идущий, трещащий, спящий и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (дупла, норы, гнезда, метели, вьюги и др.).

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Январь

 «Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «посуда»
дифференцировать все обобщающие понятия по пройденным темам.  «Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (стеклянный стакан, фарфоровая чашка и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (чашка – стоит, украшает, разбивается, лопается, греется и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (моющее, чистящее, тушеные, жареная, вареные, разбитый, сервированный и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (вкусный кофе, ароматное какао, мясная тефтеля – мясные тефтели и др.).

«Что из чего, какое

Цель: учить детей правильно употреблять  и образовывать относительные прилагательные (чугунный, фарфоровый, фаянсовая, стеклянные, пластмассовый, стальной и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (варить, вареный, варка, повар, вареники и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (тонкий – толстый, легкий – тяжелый, грязный - чистый и др.).

  

«Сервируем стол к обеду»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по плану (форма, размер, материал, цвет, назначение).

«Хозяйственный магазин»

Цель: активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о частях, назначении посуды (обед – обеденная, чай – чайная, дети – детская; суп – супница, перец – перечница, молоко – молочник, соль – солонка, масло – масленка, кофе – кофейник, чай – чайник, сахар – сахарница, хлеб – хлебница, соус – соусник.

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных мн. ч. Р. п. (чашки – чашек, ведра – ведер, ножа – ножей, вилок, ложек и др.).

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: упражнять детей в умении образовывать формы прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов (накрывал, накрывает, накроет, будет накрывать и др.).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных (ведерочко, кастрюлька, тарелочка, котлетка, тефтелька и др.).

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей о лексическом значении слов и способе образования  (самовар).

«Образуй слова»

Цель: упражнять детей в умении образовывать слова приставочным способом (наливать – переливать, подливать, выливать, сливать, поливать, заливать и др.).

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Февраль

 «Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «инструменты»
дифференцировать все обобщающие понятия по пройденным темам.  

«Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (железный мастерок, гаечный ключ, белая краска и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Скажи иначе»

Цель: подбор слов-синонимов (строить, сооружать, возводить, воздвигать и др.).

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (молоток – маленький, металлический, большой, папин и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (слесарь – точит, закручивает, отвинчивает, устанавливает, ремонтирует, чинит и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (точенный, поштукатуренный, покрашенный и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (мастерки, молотки, стекольщик, кровельщики, плотники, электрики и др.).

«Что из чего, какое

Цель: учить детей правильно образовывать  относительные прилагательные (войлока – войлочный, пластмассы - пластмассовый и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (стройка, строительный, строительство, строить, постройка, застройка, выстроенный и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: 

продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (ленивый – трудолюбивый, аккуратный –неряшливый, чистить – пачкать, убирать - сорить и др.).

 

 

«Волшебная цепочка»

Цель: упражнять детей в договаривании сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами потому что, оттого что, так как и др.

«Волшебный круг»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы приставочным способом (строить, точить, красить, пилить, рубить, крутить и др.).

«Подбери предмет»

Цель: упражнять детей в подборе предметов к признакам (строительный – материал, мусор, инструмент; строительная – площадка, профессия; строительное – управление, сооружение, здание и др.).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных (болтик, винтик, гаечка, молоточек, шурупчик, ножичек и др.).

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей о лексическом значении слов и способе образования  (электромонтер, стеклопакет, бензокосилка, сенокосилка, электрокосилка).

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных  мн. ч. Р. п. (ножей, ножниц, граблей, лопат, тяпок, кос и др.).

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Март

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (садить, пересаживать, подсаживать; корм, кормить, подкармливать, кормовой, подкормка и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов (теплый – холодный, влажный – сухой, большой – маленький, гладкий - шероховытый и др.).

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных   мн. ч. Р. п. (листьев, черенков, бутонов, горшков, леек,  и др.).

«Экскурсия в оранжерею»

Цель:  активизировать словарь детей, упражнять детей в подборе и использовании в речи глаголов с различными приставками.

«Магазин цветов»

Цель: закреплять словарь детей по теме, систематизировать и расширить представления о комнатных растениях, о  светолюбивых и темнолюбивых , влаголюбивых, засухоустойчивых растениях.

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (аленький цветочек, желтенький листочек и др.).

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «комнатные растения»
дифференцировать все обобщающие понятия по пройденным темам.  

 «Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (зеленый листок, сочный стебель и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (цветок – сочный, нежный, алый, хрупкий, светолюбивый, засухоустойчивый и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (дети – поливают, протирают, пересаживают, ухаживают, любят, подкармливают,  и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (цветущий, растущий, засыхающий и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (красные цветы, свежие черенки и др.).

«Волшебная цепочка»

Цель: упражнять детей в договаривании сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами потому что, оттого что, так как и др.

«Волшебный круг»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы приставочным способом (поливать, заливать, выливать, переливать, поливать, подливать, сливать, вливать и др.).

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей о лексическом значении слов и способе образования  (светолюбивые, засухоустойчивые, влаголюбивые, темнолюбимые ).

Приложение к индивидуальному маршруту

Рекомендации к работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

Апрель

«У кого, кто

Цель: продолжать учить детей правильно образовывать и употреблять в речи названия детенышей (дельфиненок – дельфинята, карасята и др.).

«Чей плавник, чьи жабры, чей хвостик

Цель: учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные (рыбий, дельфиний, китовые, акульи, щучий и др.).

«В дельфинарии»

Цель: сформировать представление о жизни в морях и океанах, закреплять ед. и мн. ч. существительных.

«Покупаем рыбок»

Цель: повторить знания об аквариумных рыбках.

«Скажи иначе»

Цель: подбор слов-синонимов (большая, огромная, гигантская, здоровенная, большущая, крупная и др.).

«Подбери родственников»

Цель: упражнять детей в подборе родственных слов и закреплять их лексическое значение (рыба, рыбачить, рыбак, рыбалка; вода – подводный, глубоководный, водный, водяной, водоросли и др.).

«Скажи наоборот»

Цель: продолжать упражнять детей в подборе слов-антонимов.  

«Чего много, чего не стало, чего не хватает

Цель: продолжать упражнять детей в правильном образовании и употреблении существительных   мн. ч. Р. п. (плавников, жабр, голов, хвостов, чешуи, раковин и др.).

«Образуй признак»

Цель: упражнять детей в образовании слов-признаков (аквариум – аквариумные, море – морские, озеро – озерные, река – речные, океан – океанические и др.).

«На рыбалке»

Цель:  расширить представления о жизни животных в реках, прудах, озерах; образование слов с увеличительным значением (сомище, щучище, окунище и др.).

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: упражнять детей в умении образовывать формы прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов (нырял, ныряет, будет нырять и др.).

«Большой – маленький»

Цель: продолжать упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

«Почему так говорим

Цель:  углублять знания детей о лексическом значении слов и способе образования  (глубоководный, водоросли, рыба-пила, рыба-игла, меч-рыба).

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять обобщающее слово «рыбы»
дифференцировать все обобщающие понятия по пройденным темам.   

«Давайте посчитаем»

Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные и существительные с прилагательными (хищный сом и др.).

«Отгадай по описанию»

Цель: учить детей отгадывать предмет по словесному описанию.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении простых и сложных предлогов.

«Подбери предмет»

Цель: учить детей подбирать предметы к признакам (щучий – хвост, глаз; щучья – голова, чешуя, уха; щучье – жилище; щучьи – хвосты, детеныши и др.).

«Подбери признак»

Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам (акула – большая, красивая, сильная, мощная, голодная, гигантская, опасная и др.).

«Подбери действие»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий к словам-предметам (дельфин – плавает, ныряет, выныривает, выплывает, питается и др.).

«Образуй признак»

Цель: учить детей образовывать прилагательные и причастия от глаголов (плавающий, добытый и др.).

«Один - много»

Цель: продолжать упражнять в образовании форм мн. ч. существительных и прилагательных (глубоководные акулы, мудрые караси и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....