МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
статья по теме
Интегрированная образовательная деятельность развивает эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_hudozhestvennom_tvorchestve_detey.doc | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ»
МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЗАЛЯЛЕЕВА Г.Р.
2013г.
МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
… Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав.
Только прислушаться надо.
В. Семерин
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.
Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом - это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересней, разбудить творческую активность дошкольников. Хочется поделиться своим опытом. Я пытаюсь реализовать на практике идею взаимосвязи музыкального воспитания и декоративно-прикладного творчества детей.
Занятия по различным видам творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала, папье-маше и др. - занимают довольно значительное место в системе эстетического воспитания дошкольников. Целью их чаще всего является отработка тех или иных изобразительных и трудовых навыков. Но я придаю им другое значение. В основе творческой деятельности детей могут лежать впечатления о прослушанном музыкальном произведении. И тогда цель подобных занятий становится иной - отобразить то, каким увидел ребенок изображенные события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ребенка. Поделки, рисунки, аппликации, выполненные ребенком по впечатлениям от только что прослушанного произведения, - как открытая дверь в сокровенный мир маленького слушателя. Я не ставлю своей целью подготовить профессиональных художников, музыкантов, танцоров или дать еще больший запас знаний и умений. Первостепенным здесь является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке, возможность искать и утверждать свое представление о красоте. Решить эту проблему можно разными путями, один из которых - интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности.
Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусства /художественной литературой, живописью/, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, и в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для
того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.
Интегрированные занятия развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.
Наиболее распространенными видами изобразительной деятельности детей являются тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображенных средствами музыки. Например, прослушав «Осеннюю песню» П. Чайковского, предлагаю детям сделать рисунок на тему «Пейзаж родной природы. Осень». Предварительная беседа с детьми о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображенное в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает ставить сюжет на заданную тему и выразить его в красках. Иллюстрирование дает возможность воспринять образную характеристику героев и идею произведения. Так, после прослушивания музыкальных фрагментов из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» предложила вспомнить наиболее яркие эпизоды произведения, главных героев сказки и представить картину, возникшую на основе этих представлений. Для примера показала репродукции художников к данной сказке, но тут же подчеркнула, что копировать увиденное не следует, а надо попытаться изобразить свой рисунок, передать в рисунке свои впечатления от увиденного и услышанного. Дети иллюстрировали главных героев сказки: Буратино, Мальвина, Карабас Барабас и др. Важно, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, цвет и настроение в музыке. Для этого использую метод умственного поиска:
- вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись
- подбери иллюстрацию к прослушанному произведению
- прочти стихотворение, созвучное музыке
- укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов
- нарисуй, что слышал.
Другим видом прикладного искусства является аппликация. В основе ее лежит способ создания художественного изображения путем наклеивания разноцветных кусочков бумаги. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельного изображения /например, после прослушивания песни «Птичка» Т. Попатенко дети делают аппликацию птички/; сюжетной, отображающей совокупность действий /после прослушивания фрагмента «Море» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане» дети выполняли аппликацию подводного мира/; или декоративной, включающей орнаменты, узоры /аппликация венка, подаренного Весной-Красной Снегурочке/.
Дети с удовольствием занимаются лепкой из пластилина. Задания по лепке довольно разнообразны: это может быть лепка сказочных персонажей - людей, птиц, зверей /дети с большим удовольствием лепят орешки для белочки прослушав фрагмент «Белка» из оперы
Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане»; фигурки мамы-козы с козлятами из детской
оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» и др./.
Организуя подобные занятия, проявляю заботу не столько о приобретении детьми каких-то определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, художественного творчества ребенка.
После каждого занятия организуется коллективный просмотр выполненных работ. Вместе с детьми подготовила серию выставок творческих работ ребят по произведениям С.Прокофьева, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, В.Моцарта, Д.Кабалевского. Работы, представленные на выставке, свидетельствуют о неистощимой детской фантазии, детском воображении: вот плывут по синей глади лебеди, вырезанные из бумаги / «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского/; а вот макет зимнего леса, выполненный из картона, ваты, еловых веточек /сцена из оперы «Снегурочка»/; а рядом матрешка в русской народной одежде /«Озорные частушки» Р.Щедрина/... Я стараюсь вызвать у детей чувство наслаждения, любования музыкой и от него протянуть ниточку к рисунку, поделке, сюжетному рассказу, лепному изображению. Чем глубже вникает ребенок в музыкальный образ, тем интереснее и ярче он выражает свои чувства в рисунке, поделке. Даже у самых пассивных детей музыка пробуждает стремление запечатлеть услышанное, и рука тянется к карандашу, бумаге, краскам. Ребенок хочет выразить свой внутренний духовный мир.
/ из опыта работы /
Залялеева Гульнур Ринатовна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №39 «Аленка»
пгт. Васильево ЗМР РТ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Младший дошкольный возраст
Месяц | Тема |
Октябрь | Птичка Дождик |
Декабрь | Ёлочка, посвети |
Январь | Новогодний хоровод Весёлые матрёшки Игрушки А.Барто |
Февраль | Самолёты летят |
Март | Кукольный спектакль «К нам гости пришли» |
Старший дошкольный возраст
Месяц | Тема |
Октябрь | Золотая осень Осенняя печаль |
Ноябрь | Беседа о вальсе |
Январь | Мечты |
Февраль | Золотой ключик или Приключения Буратино Моё настроение |
Март | Мама-это прекрасно! |
Апрель | Сказка в звуках и красках («Море» Н.Римский-Корсаков) |
Май | Ознакомление с жанром балета на материале музыки С.С.Прокофьева к сказке «Золушка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста на тему: «Какая она зима»
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю, через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на...
доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"
ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать умение детей определять характер, ...
Планирование комплексных занятий интеграции О.О. " Музыка" и "Художественное творчество" по группам
Разработано музыкал. руководителем ГБОУ №1739 г. Москвы Катаевой О.Д. Комплексные занятия по восприятию музыки и ИЗО-деятельности во 2 младшей группе МЕСЯЦ Т...
Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего возраста музыка и художественное творчество (аппликация).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 75 присмотра и оздоровления города Тюмени Конспект непосредственно - образовательной деятельностидля детей ...
Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"
Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...
Интегрированное занятие для детей 2 младшей группы "Лошадка" (музыка и художественное творчество)
Во время занятия дети учатся выполнять галоп, петь песню естественным голосом, четко проговаривая слова, имитировать языком цоканье лошадки. Учатся правильно наносить мазки, ориентироваться в простран...