Познавательно-исследовательский проект «Фигурное мыло»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
Проект «Фигурное мыло»
Подготовила воспитатель: Ефимова Наталья Александровна.
Проблема: «Как сделать мыло своими руками».
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать представление о мыле как необходимом для человека продукте. Развивать логическое мышление. Развивать познавательные способности детей. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Познакомить детей с историей происхождения мыла, выявить свойства мыла, сравнить качественные характеристики мыла разного вида.
Задачи:
-Познакомиться с историей мыловарения в России и процессом изготовления;
-Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора;
-Развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения познавательного интереса, творческих способностей.
Возраст участников: 4-5 лет.
Тип проекта: носит комплексный характер включает в себя исследовательско-творческую, познавательную, практическую деятельность.
Срок реализации: краткосрочный.
Формы работы с детьми:
1. Во время умывания воспитатель затевает разговор: «Зачем мы моем руки? И что вы знаете о мыле? »
2. Предлагает детям высказывать свои версии, а затем провести расследование и рассказать всей группе, что такое мыло.
Вывод:
В ходе исследования мы выяснили, что:
-мыло существовало много тысяч лет назад;
-мыло смывает загрязнения намного лучше, чем просто вода, так как в его состав входит щелочь и жирные кислоты, которые и помогают смывать загрязнения с нашей кожи;
-приятнее мыть руки туалетным или детским мылом;
- мы очень мало знаем о мыле.
Из истории мыловарения:
История мыловарения насчитывает по меньшей мере 6 тыс. годов
Древние греки очищали тело песком - особенно мелким, привезенным с берегов Нила.
Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде.
Длительное время для мытья употребляли древесную золу.
Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разные глины, растения. Стирка была трудным делом, и занимались ею чаще всего мужчины.
Когда этому ремеслу научились в Англии, король Генрих IV издал закон, который запрещал мыловару ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ мыловарения держался в тайне.
Первый кусок твердого мыла выпустили в Италии в 1424 году.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, китовый и рыбий жир. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров.
Дети очень любят мыло в необыкновенной форме: овощей, фруктов, зверьков. Оказывается, выпускали такое причудливое мыло уже в XIX столетии.
Фабрика Брокара изготовляла его в виде огурцов. Мыло так было похоже на настоящий овощ, что покупателю было тяжело удержаться от забавной покупки.
Ход работы:
Из желающих участников формируется команда исследователей, придумывается название команды, девиз, эмблема. С помощью голосования выбрать капитана команды.
1. Предлагается выяснить, откуда можно получить сведения (из рассказов взрослых, прочитать энциклопедию, книги и журналы, познакомить с историческими сведениями).
.
2. Составляется и обсуждается план работы над проектом, который поможет ответить на поставленные вопросы.
3. Набрать, как больше информации о мыле.
4. Запланировать серию экспериментов, дидактических и сюжетно – ролевых игр.
5. Оформить результаты полученных сведений с помощью рисунков, альбомов, 1. Домашнее задание: попросить у родителей прочитать в журналах, энциклопедиях о мыле (история создания, из чего делали мыло). Найти картинки, фотографии, рисунки с изображением мыла. Пословицы, поговорки, стихи, сказки, где упоминается о мыле.
2. Экскурсия в парфюмерный магазин.
3. Рассматривание различных сортов мыла (обаяние).
4. Познавательная беседа из истории создания мыла.
Игра – конкурс: какими способами можно очистить свою кожу.
5. Чтение художественной литературы, энциклопедий, журналов, в том числе В. В. Маяковского «Кем быть? », К. И. Чуковский «Мойдодыр».
6. Творческая, продуктивная деятельность – рисуем мыло, лепим из мыла, рисование узора на мыле.
Мыло для игрушек.
Материал: размягченное мыло и формочки.
7. Эксперименты: растворяется – не растворяется, тонет – не тонет. «Угадай по запаху», «Сравни по весу, форме». Для чего нужно мыло. «Угадай по описанию».
Дидактическая игра «Придумай форму», сюжетно – ролевая игра «Парфюмерный магазин», «Искупаем куклу Машу», «Наша прачечная».
8. Составление творческих рассказов «Мое любимое мыло», «Что интересного я узнал о мыле? », «Секреты моей бабушки».
9. Изготовление книжек – малышек с рассказами, сказками, стихотворений. Сочинение рекламы мыла и придумывание названий.
10. Сбор и оформление коллекций.
11. Аукцион «Заботливый помощник»
12. «Лаборатория чистоты»
13.«Праздник мыльных пузырей».
Актуальность: Дома, в детском саду или в гостях мы постоянно слышим: «Мой руки с мылом», а зачем их мыть именно с мылом, никогда не задумываемся.
Оказывается, вода не растворяет жир, которого так много на нашей коже. Поэтому, мы моемся с мылом. Оно расщепляет на мельчайшие частицы грязь и жир, которые затем смываются водой.
От всех растворимых в воде веществ можно избавиться очень просто: поместить их под кран - и все.
Гипотеза - мыло лучше смывает грязь, чем простая вода и песок, который использовался до изобретения мыла. Мыло различается по качеству, вследствие чего имеет различное назначение.
Работа над проектом способствует улучшению микроклимата в группе. В детях появилась уверенность в себе и своих возможностях, в их глазах можно было увидеть радость и удовлетворение от возможности проявить самостоятельность в проводимой исследовательской деятельности.
Проектная деятельность помогает накоплению социального опыта: умение общаться со сверстниками, со взрослыми, намечать план совместных действий. Это, в свою очередь, станет фундаментом для дальнейшего успешного обучения в школе.
Результат:
- узнали, что такое мыло и как оно появилось;
- собрали образцы мыла, приобретенные в магазине (туалетное мыло, хозяйственное мыло, жидкое мыло, мыло ручной работы);
- совместно с детьми было сварено мыло. Создали из сваренных образцов коллекцию в группе.
Перспектива:
Мы решили пополнять мыльную коллекцию. Экспериментировать с ароматами и цветами, чтобы создавать новые мыльные шедевры. А кто-то из ребят в будущем даже решили стать профессиональными мыловарами.
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина. «Неизведанное рядом», «Творим, изменяем, преобразуем».
2. И. В. Цветкова «Игры и проекты». Ярославль; Академия развития, 1997.
3. Проективный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. – М. ; 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему "Мыло - наш друг"
Любознайка - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – то самое замечательное время, когда происходят новые, интересные открытия.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.ht...
НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Удивительные свойства мыла»
Развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей длиться на протяжении всего НОД....
Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло».
Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло». ...
Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло»
Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло»...
Познавательно-исследовательский детский проект "Знакомьтесь - это мыло"
Данный проект создан на основе детского познавательного исследования мыла детьми старшей группы...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебство из мыла"
Данное занятие направлено на развитие познавательной активности детей в процессе увлекательного знакомства со свойствами мыла и его разновидностями, а также на воспитание их культурно-гигиеничес...