Комплексный подход к обучению детей татарскому языку через дидактические игры
статья по развитию речи по теме
Комплексный подход к обучению детей татарскому языку через дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 744.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиганшина Лилия Амирзяновна
Воспитатель
МБДОУ №8 «Тургай»
г.Нижнекамск
Комплексный подход к обучению детей татарскому языку через дидактические игры
Родной язык – святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:
– О Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.
Эти прекрасные строки из стихотворения Габдуллы Тукая, который вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Родная речь – это живой воды родник, питающий страницы лучших книг.
Каждый народ – это своя неповторимая культура, древняя и яркая история, религиозные традиции, образ жизни. У каждого народа свой родной язык. Язык, на котором человек произносит свои первые слова: «мама», «папа», «Родина», который навсегда оставит отпечаток в сердце. Сберечь его – важная задача каждого человека любой национальности. «Плохих» и «хороших» языков не бывает, как не бывает «плохих» и «хороших» народов. Любой язык – это орудие, но не только орудие – он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития, его индивидуальности. И в то же время отражение связей этого народа с другими народами.
Актуальность изучения родного языка с дошкольного возраста обусловлена серьезными преобразованиями, которые происходят в современном обществе и затрагивают сферу образования. Создание объективных условий для расширения функционирования татарского языка повысило интерес к истории, культуре, традициям и обычаям народа, а также сделало возможным наиболее полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе изучения родного языка.
Обучение и воспитание в нашем детском саду «Тургай» осуществляется на русском и на татарском языке по комплексной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Основное содержание программы воспитания в детском учреждении составляет национальный региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками, слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. По-моему мнению, в этом нужен комплексный подход. Так ,как тема моего самообразования «Роль дидактических игр в развитии речи» , на занятиях для изучения татарского языка использую разные дидактические игры .В дидактических играх по развитию речи ребёнок развивает внимание,мышление,фантазию,речь,закрепляет умение обобщать на основе сходства и различия.
. При подготовке к занятиям я ставлю перед собой следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Региональный компонент проявляется в изучении родного татарского языка, так как родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальной культуры, традиций и приобщения к ним последующих поколений. С усвоением родного языка тесно связано формирование у детей патриотических чувств и толерантности, что является одной из главных целей воспитания.
Через дидактические игры на родном языке детям легче осваивать народную мудрость, понимать взаимосвязи и отношения в природе, ценностно-смысловое содержание нравственных установок и правил народного «кодекса честь»
На практике я убедилась, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я на занятиях использую дидактические игры.
При изучении родного языка я стараюсь постепенно включать в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаю все усилия, чтобы изученные слова регулярно использовались в дидактических играх . Мой опыт работы показал, что изучение татарского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря ему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении татарскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, но и тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.
О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: “Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты”. Родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, решается важная задача воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю.
Объективные условия, предопределившие место и роль татарского языка в системе образования, способствуют формированию новых концептуальных подходов к обучению татарскому языку. В современном модернизированном обществе отмечается важность обучения татарскому языку как средству общения для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и татарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения татарскому языку.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие личности ребенка: развивается память, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстрота реакции, математические навыки, логика. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Одна из важнейших форм обучения татарскому языку — игра. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.
Для того, чтобы процесс обучения татарскому языку был доступным, занимательным и интересным я предлагаю использовать дидактические игры: «Мой дом», «Пальчиковые игры», «Позови домой», «Назови правильно», «Что,какой», «Кто,что делает?»
Дидактические игры я рекомендуем проводить с помощью коллажа. С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Все задания выполняются на татарском языке. Таким образом, у детей развивается речь, умение правильно говорить.
Очень занимательной на мой взгляд является игра «Помоги маме». Воспитатель объясняет, что надо помочь маме приготовит салат и компот. Дети должны называть что нужно для салата, а что для компота на татарском языке.
В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Например : интерактивная дидактическая игра «Кем нэрсэ ярата? » ( «Кто что любит?»)
В начале ребенку задаётся вопрос «Бу кем? ». Ребенок отвечает: «Бу аю». Затем задается встречный вопрос «Аю нэрсэ ярата? »( «Что любит медведь?»). На экране появляются картинки, дети должны назвать их на татарском языке и выбираются правильные ответы.
Данная игра формирует у детей словарный запас, развивает познавательные процессы, устную монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. Игру можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Образовательная деятельность с применением компьютерных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
На мой взгляд все обучение татарскому языку должно быть построено таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры по обучению детей татарскому языку
Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработ...
Консультация « Повышение качества обучения детей татарскому языку через применение УМК.»
Консультация« Повышение качества обучения детей татарскому языку через применение УМК.»...
Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
Обучение детей татарскому языку через театральную деятельность
Цель: Обучение детей татарскому языку, используя разные виды театра.Задачи: обогащение словарного запаса детей, совершенствование звуковой культуры речи, развитие диалогической и монологической и...
Дидактические игры по УМК в обучении детей татарскому языку
Выступление на родительском собрании...
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....