Самообразование
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района РТ»
Индивидуальный план работы по теме самообразования:
«Развитие мелкой моторики пальцев рук и её влияние на развитие речи детей»
Выполнила: воспитатель
1 кв. категории НиколаеваЕ.М.
Ф.И.О. педагога: Николаева Елена Михайловна
Специальность: воспитатель ДОУ
Образование: высшее педагогическое
Стаж педагогической работы: 26 лет
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации: ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ» по теме: «Управление дошкольных образовательных учреждений в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Дата начала работы над темой: 2012 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2017 год
Актуальность темы: Развитие мелкой моторики и координации движений руки детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Дети учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, застегивать пуговицы, плести косички, завязывать бантик, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Изучение учебно-методической литературы:
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Виды деятельности:
- Массаж кистей рук с использование чистоговорок.
- Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
- Игры на координацию движений.
- Выкладывание ритмических рисунков (семена, палочки, мозаика и т.д.) по образцу и на слух.
- Рисование с использование нетрадиционных техник – рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.
- Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям.
- Лабиринты (пройди пальчиком, проведи дорожку карандашом).
- Сортировка круп и семян
- Выкладывание пластилиновыми жгутиками (по контуру, заполнить фигуру).
- Заготовка фигур для аппликации методом обрывания из бумаги разной плотности.
- Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)
- Конструкторы, мозаики, пазлы, бусины.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок
- (работа с различными семенами):сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
- Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
- выкладывание контуров предметов,
- наматывание ниток на клубки,
- игровые упражнения с предметами.
Работа с детьми старшая группа (2012 – 2013 уч.год)
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | Литература |
Сентябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать детей, привлечь родителей к совместной работе. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» | |
Октябрь | Работа с бумагой. Знакомство детей с бумагой разной фактуры. Познакомить с искусством оригами.(презентация, показ готовых поделок, панно) | Развитие тактильного восприятия детей, развивать интерес | Т.Сержантова «365 моделей оригами» |
Работа с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Продолжать учить детей правильно держать карандаш | В.Т.Голубь «Графические диктанты» | |
Работа с природным материалом. Составление панно. | Развитие творческих способностей, учить располагать композицию из природного материала на листе. | И.Черныш «Поделки из природного материала» | |
Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |
Игры с пуговицами. | Знакомство с техникой безопасности при игре с мелкими предметами. Учить выкладывать рисунок из пуговиц по образцу взрослого. | См.план «Пуговичная сказка» | |
Пальчиковая гимнастика: | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений. физкультминуток, пальчиковой гимнастики» | |
Ноябрь | Игры с мелким строительным материалом. | Развивать координацию движений, воображение, мышление. | |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты». | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | В.Т.Голубь «Графические диктанты» | |
Игры: «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | См.план «Пуговичная сказка» | |
Оригами | См перспективный план | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Кинезиологические упражнения с «Колечки», «Цепочка», «Лодочка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Декабрь | Рисование крупой | Учить выкладывать орнамент на полосе, на круге. | «Играем с крупами» |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» | Развивать ручную умелость, фантазию | Презентация «Развитие мелкой моторики» | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...». | Развивать чувство ритма, координацию движений | Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений. физкультминуток, пальчиковой гимнастики» | |
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур». | Учить доводить обведённый контур до образа, закрашивать фигуру не заходя за контур, ровно в одну сторону. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |
Игры из мелкого конструктора, строителя: «Дом и ворота», «Елочка». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | Куцакова, Лиштван. | |
Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор». | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер | Л.Г.Петерсон «Раз- ступенька, два-ступенька…» |
Трафареты геометрические и предметные | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. | ||
Оригами | Учить детей складывать игрушки из бумаги, делать сгиб точно, ровно. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | ||
Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Март | Оригами | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» См.перспективный план |
Творческая работа с бумагой «Мимоза», « Цыпленок» | Учить скатывать, рвать ровно, комочки делать по размеру одинаковые, плотные. Учить регулировать нажим ладошек, чтобы шарики были плотные и не раскрывались. Развивать творческие способности. | Петрова И.М. «Объёмная аппликация» | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, | Л.Г.Петерсон «Раз- ступенька, два-ступенька…» | |
Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Продолжи узор», «Дорисуй» | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. | В.Т.Голубь «Графические диктанты» |
Работа с крупой « Дорожка», « Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | ||
Пальчиковые игры: «Рыбки», «Побежали вдоль реки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. | |
Рассказывание сказки с использованием игрушек Оригами, рисуем сказку на песке, выкладываем сказку из пуговиц | Развивать работу обеих рук, сообразительность. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Обследование руки | Выявление изменений. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» | |
Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Велась работа с родителями:
Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»
Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»
Родители приняли участие (выполнили с детьми рисунки, поделки) во всех выставках, проводимых в ДОУ .
Работа с детьми подготовительной группе 2013 – 2014 учебный год
Сентябрь 1 неделя: Тема «Детский сад и игрушки»
1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «В гости к пальчику большому».
2. «Фигурки из палочек» (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо , кубик).
4. «Дорисуй узор»
2 неделя: Тема «Ягоды»
1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй » «Этот пальчик»
2. «Фигурка из палочек » (корзинка для ягод).
3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
4. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема «Грибы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка»
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».
4. Дорисуй узор.
4 неделя: Тема «Овощи’
1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
Октябрь 1 неделя: Тема «Перелётные птицы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая» «скворечник» «Птенчики в гнезде»
2. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).
3. Дорисуй узор
2 неделя: Тема «Домашние птицы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Утята» «Гусь» «Петушок» «Курочка».
2. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом)
3. Самомассаж гранеными карандашами
4. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема «Почта»
1. Пальчиковая гимнастика: «Гости» «Почтовый ящик
2.Фигурки из палочек (конверт).
3. Работа с гуашью ( кончиком пальцев нарисовать открытку).
4. Дорисуй узор.
4. неделя:
1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж карандашом.
Ноябрь 1 неделя: Тема «Семья»
1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья »
2. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
3. Дорисуй узор.
4. Самомассаж карандашом.
2 неделя: Тема «Наш город»
1. Пальчиковая гимнастика: «Колодец»
2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Работа с камушками (дорога и машины)
4. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема «Наша Родина»
1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй»
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Самомассаж карандашом.
4 неделя: Тема «Зима»
1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся» «Лёд»
2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Дорисуй узор.
Декабрь 1 неделя: Тема «Зимующие птицы»
1. Пальчиковая гимнастика : «Воробьи»
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
2 неделя: Тема «Зимние забавы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком» «Снеговик»
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами.
3 неделя: Тема «Новый год»
1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка»
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание ( игрушки для ёлочки)
4. Дорисуй картинку.
4 неделя: Тема «Посуда и пища»
1. Пальчиковая гимнастика: «мы посуду мыли»
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)
4. Дорисуй узор.
Январь 1 неделя: Тема «Одежда и обувь»
1. Пальчиковая гимнастика: «варежки, сапожки, крючки»
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)
2 неделя: Тема «Домашние животные»
1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки’ «Овечки» «Собака»
2. Фигурки из палочек (киска)
3. Работа со штампами
4. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема «Дикие животные»
1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок»
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Самомассаж с гранёным карандашом.
4. Дорисуй узор.
Февраль 1 неделя: Тема «Животные жарких стран»
1. Пальчиковая гимнастика : «Черепаха»
2. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.
3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур
2 неделя: Тема «Защитники отечества»
1. Пальчиковая гимнастика : «Солдаты»
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке»
4. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)
3-4 неделя: Тема «Рыбы’
1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Ниткография (волны)
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Март 1 неделя: Тема «Весна»
1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»
2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей»
3. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.
2 неделя: Тема «Мамин праздник’
1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка, тюльпан»
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Обрывание
4. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур
3 неделя: Тема «Строительные профессии’
1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке»
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Работа с трафаретами.
4. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края
4 неделя: Тема «Школа и библиотека»
1. Пальчиковая гимнастика: «Мы писали»
2. Фигурки из палочек ( тетрадь, карандаш)
3. Выложить буквы и цифры горохом.
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Апрель 1 неделя: Тема «Космос»
1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета»
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)
4. Дорисуй узор
2 неделя: Тема «Мебель»
1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол»
2. Фигурки из палочек
3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
3 неделя: Тема «Бытовые приборы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор, часы, пылесос’
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. Наматывание клубочков.
4 неделя: Тема «Откуда хлеб пришёл?»
1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь»
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Самомассаж с гранёным карандашом.
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Май 1 неделя: Тема «Цветы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки, мак, хризантемы»
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.
2 неделя: Тема «День победы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты»
2. Фигурки из палочек (танк, флаток)
3. Дорисуй картинку в зеркальном отражении
3 неделя: Тема «Насекомые»
1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы» «паук», «Бабочка»,
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема «Каникулы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята» «Качели» «Пальчики отдыхают»
2. Фигурки из палочек (карусель)
Велась работа с родителями:
Памятки «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
Папка –передвижка «Что такое графический диктант»
Родители приняли участие (выполнили с детьми рисунки, поделки) во всех выставках, проводимых в ДОУ .
2014 -2015 учебный год (2мл.группа)
Этапы работы.
2015 -2016 учебный год (средняя группа)
Работа с детьми
Октябрь
1.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
2. Игра «Шнуровка».
3.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
6.Игра «Я катаю мой орех».
7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь
1.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
2.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
3.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
4.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».
2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).
Январь
1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».
2. Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
3.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Февраль
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2. Работаем ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
6. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Март
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
6.Игра «Прищепки»
7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.
5.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
Работа с семьёй
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Апрель
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
Работа с детьми старшая группа (2016 – 2017 уч.год)
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | Литература |
Сентябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать детей, привлечь родителей к совместной работе. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» | |
Октябрь | Работа с бумагой. Знакомство детей с бумагой разной фактуры. Познакомить с искусством оригами.(презентация, показ готовых поделок, панно) | Развитие тактильного восприятия детей, развивать интерес | Т.Сержантова «365 моделей оригами» |
Работа с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Продолжать учить детей правильно держать карандаш | В.Т.Голубь «Графические диктанты» | |
Работа с природным материалом. Составление панно. | Развитие творческих способностей, учить располагать композицию из природного материала на листе. | И.Черныш «Поделки из природного материала» | |
Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |
Игры с пуговицами. | Знакомство с техникой безопасности при игре с мелкими предметами. Учить выкладывать рисунок из пуговиц по образцу взрослого. | См.план «Пуговичная сказка» | |
Пальчиковая гимнастика: | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений. физкультминуток, пальчиковой гимнастики» | |
Ноябрь | Игры с мелким строительным материалом. | Развивать координацию движений, воображение, мышление. | |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты». | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | В.Т.Голубь «Графические диктанты» | |
Игры: «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | См.план «Пуговичная сказка» | |
Оригами | См перспективный план | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Кинезиологические упражнения с «Колечки», «Цепочка», «Лодочка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Декабрь | Рисование крупой | Учить выкладывать орнамент на полосе, на круге. | «Играем с крупами» |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» | Развивать ручную умелость, фантазию | Презентация «Развитие мелкой моторики» | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...». | Развивать чувство ритма, координацию движений | Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений. физкультминуток, пальчиковой гимнастики» | |
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур». | Учить доводить обведённый контур до образа, закрашивать фигуру не заходя за контур, ровно в одну сторону. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |
Игры из мелкого конструктора, строителя: «Дом и ворота», «Елочка». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | Куцакова, Лиштван. | |
Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор». | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер | Л.Г.Петерсон «Раз- ступенька, два-ступенька…» |
Трафареты геометрические и предметные | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. | ||
Оригами | Учить детей складывать игрушки из бумаги, делать сгиб точно, ровно. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | ||
Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Март | Оригами | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» См.перспективный план |
Творческая работа с бумагой «Мимоза», « Цыпленок» | Учить скатывать, рвать ровно, комочки делать по размеру одинаковые, плотные. Учить регулировать нажим ладошек, чтобы шарики были плотные и не раскрывались. Развивать творческие способности. | Петрова И.М. «Объёмная аппликация» | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, | Л.Г.Петерсон «Раз- ступенька, два-ступенька…» | |
Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Продолжи узор», «Дорисуй» | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. | В.Т.Голубь «Графические диктанты» |
Работа с крупой « Дорожка», « Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | ||
Пальчиковые игры: «Рыбки», «Побежали вдоль реки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. | |
Рассказывание сказки с использованием игрушек Оригами, рисуем сказку на песке, выкладываем сказку из пуговиц | Развивать работу обеих рук, сообразительность. | Т.Сержантова «365 моделей оригами» | |
Обследование руки | Выявление изменений. | Т.С.Голубина «Чему учит клеточка» | |
Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры.
«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«Орехи»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).
Игра «Переложи игрушки»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Игра «Человечек»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,
Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда,
Есть четыре ноги, А не ходят и три.
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
«Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел»
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
ОЧКИ Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. | ||
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
ЛОДКА Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
СТОЛ У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
ГРАБЛИ Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
Цепочка «Пальчики перебираем
И цепочку получаем»
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Шарик
«Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой»
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Елка
«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка
«В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу»
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В ходе работы педагогическая копилка пополнилась следующими материалами:
- Картотека зарядок для пальчиков (приложение №1)
- Дидактические игры (название, цель, ход игры ) (Приложение №2)
- Требования к проведению пальчиковых игр (приложение №3)
- Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук» (приложение №4)
- Подборка карточек для рисования по клеточкам (приложение №5)
- Пальчиковая гимнастика (по темам недели) (приложение №6)
- Подборка карточек для рисования по точкам (приложение № 7)
- Подборка карточек для работа «Соедини по пунктирам» (приложение № 8)
Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.
И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:
-знание особенностей развития детей, их специфику,
-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,
-способствовать овладению необходимыми навыками.
Перспектива: продолжить работу с детьми по заявленной теме
СЕНТЯБРЬ | |||
Наблюдения за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить | ||
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге) "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме 3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа 4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" | 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. 2. Упражнение с массажными мячиками "Орех" 3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" 5. Игры с мозаикой | ||
ОКТЯБРЬ | |||
Овощи и фрукты | Птицы осенью | ||
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина 2."Сложи картинку" из 4 частей 3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу 4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь 5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке | 1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток 2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов 3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки 4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" 6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин" | 1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц 2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов 3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку" 4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) | 1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) 2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок) 3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох |
НОЯБРЬ | |||
Труд людей в природе | Одежда и обувь | ||
1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. "Нарисуй на песке лопату, молоток" 3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги 4. Пальчиковая игра "Строим стенку" | 1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек | 1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви 2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию 3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками 4. Рисование горошков на платье | 1.Разложи пуговицы по цвету 2. Работа со шнуровками 3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы 4.пальчиковая игра "Ладошки"
|
ДЕКАБРЬ | |||
Город | Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес |
1. Строим дом из кубиков 2.Выкладывание дома из геометрических фигур 3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне 4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки" | 1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков 2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру 3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины 4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя | 1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных 2. Работа с тактильными дощечками 3."Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь | 1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты 2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера 3."Снежная баба" -лепка из пластилина |
ЯНВАРЬ | |||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой | ||
1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш 2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха 4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками | 1."Собери семью" наложи трафарет на контур 2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку 4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы" | 1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги 2. работа с тактильными дощечками 3."Угощение для птиц" - сортировка семян 4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Семья | Профессии | ||
1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу 3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне | 1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке 2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы" 3. "Научим дочку шнуровать ботинки" 4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек 5. Самомассаж ладоней | 1. "Построим бом из кубиков" 2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий 3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги 4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету" | 1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем" 2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина 3."Собери машину" из геометрических фигур 4."Разрезные картинки из 4 частей" |
МАРТ | |||
Праздник мам | Начало весны | Игрушки | |
1. Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя | 1."Следы от капели" рисуем точки на манке 2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге 3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. 4.Пальчиковая гимнастика "Дождик" | 1.Собери пирамидку 2."Мячи для котят" лепка из пластилина 3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных 4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну | 1. Штриховка и обводка по контуру игрушек 2. Пальчиковый театр "Репка" 3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь 4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы |
АПРЕЛЬ | |||
Одежда | Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир |
1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" 2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток 3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний 4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку | 1."Собери картинку из 4 частей" 2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" 3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек 4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" | 1."Червячки для грачей" лепка из пластилина 2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты 3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой 4. Пальчиковая гимнастика "Червячки" | 1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину 4. Пальчиковые игры, разученные раннее |
МАЙ | |||
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели | ||
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена 2."Закрути бутылочки" 3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе 4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур | 1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех" 2."Строим дачный дом" из конструктора 3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре 4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц | 1.Пальчиковый театр "Колобок" 2. Игры и упражнения, изученные ранее 3.Шнуровки, липучки 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками 5. Заключительное наблюдение за детьми |
Перспективное планирование: «Развитие мелкой моторики».
2 младшая группа.
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
октябрь | 1.массаж рук | Развитие силы рук. Предоставление различных тактильных ощущений. | Объяснение, показ, помошь. | Игры с мылом, с ребристым карандашом. |
2. игра: «Не боюсь колючек» | Формировать умение катать бигуди с липучками между ладонями. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета. | Объяснение. | Д/игра « Не боюсь колючек». |
ноябрь | 1. Рисование «Проводи гномика домой» | Формировать умение правильно держать карандаш, делать самомассаж. | Показ. | цветные карандаши. |
2. Д/игра "Чудесный мешочек". | Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | Объяснение. | Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки. | |
3Пальчиковая гимнастика | Формировать умение делать руками подражательные движения.. | Заучивание текста. |
декабрь | 1. Перекладывание из одной емкости в другую. | Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем монетки . Развивать гибкость пальцев. | Показ. | Две емкости, |
2. Д/игра «Сухой бассейн». | Развивать мелкую моторику рук. | Объяснение. | Сухой бассейн, мелкие игрушки. | |
3. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение сжимать пальцы в кулак. | Заучивание текста. |
1.. Д/игра "Мозаика". | Формировать умение выкладывать из крупных геометрических фигур рисунок по образцу. | Совместные действия. | Крупная мозаика. |
февраль | Лепка «Пластилиновая мозаика» . | Формировать умение вдавливать пластилин на картон | Объяснение. | |
2. Пальчиковая гимнастик. «Зайка». | Формировать умение выполнять имитирующие движения. | Заучивание текста. |
март | 1.Рисование | Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого. | Объяснение. | Трафарет - цветы, пшено, клей. |
2.»Построим домик» | Формировать умение работать с клеем, кистью. Наклеивать прямоугольники, и треугольники, выдерживая расстояние и распределяя их по цвету .Развивать глазомер, ориентировку в пространстве. | Объяснение. | 2листа, прямоугольники - | |
3. Пальчиковый театр «теремок» | Формировать умение поочередно действовать пальчиками. | Заучивание. | ||
апрель | 1. Лепка «Угощение для кукол» | Формировать умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление. | Объяснение. | Пластилин, доска, Куклы. |
2. Выкладывание из счетных палочек. | Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение. | Объяснение. Показ. | Счетные палочки. | |
4. Пальчиковая гимнастика «Черепашка» | Формировать умение касаться поочередно пальчиками, начиная с большого. | Повтор движений. Заучивание стихотворения. | ||
май | 1. Д/игра "Чудесный мешочек". | Формировать умение на ощупь выбирать нужную игрушку. Развивать тактильные ощущения. | Совместная игра. | Мешочек, |
2. Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли". | Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.Формировать умение чередовать красную и белую фасоль. | Объяснение. | Фасоль красная и белая. | |
4. Пальчиковая гимнастика | Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. | Заучивание текста. |
Средняя группа.
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ПОСОБИЯ |
октябрь | 1лепка «Пирамидка» | Формировать умение лепить колечки, нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. | Объяснение. | Д/игра "Стержни и кольца". |
2.Выкладывание из семян клена «Ежик». | Формировать умение выкладывать предмет. Развивать сообразительность. Знакомить с величиной предмета. | Объяснение. | Д.игра « Ежи на прогулке». | |
3. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение сгибать и разгибать пальчики. | Объяснение. |
ноябрь | 1. Рисование «Распутай дорожки» | Формировать умение правильно держать карандаш, делать самомассаж. | Экспериментирование с водой. | . |
2. Д/игра "Чудесный мешочек". | Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | Объяснение. | Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки. | |
3Пальчиковая гимнастика | Формировать умение делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого. | Заучивание текста. |
декабрь | 1. Перекладывание из одной емкости в другую. | Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | Показ. | Две емкости, |
2. Украсим елку. | Развивать мелкую моторику рук , закреплять умение вырезать из бумаги различные фигуры. | Объяснение. | Цветная бумага, ножницы.. | |
3. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца. | Заучивание текста. |
январь | 1Игры с фасолью. | Формировать умение выкладывать из фасоли рисунок по образцу. | Совместные действия. | . |
2. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение соединять пальцы в шепотку. | Заучивание и показ движений. |
Февраль- | 1. Аппликация «Панно из ткани» | Формировать умение работать с тканью, развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения. Активизация словарного запаса. | Объяснение. | Картон 7х7 см, ткань. |
«Геометрическая мозаика» | Формировать умение геометрические фигуры в определенной последовательности. | Объяснение. | . | |
3. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца. | Заучивание текста. |
март | 1. Выкладывание | Обогащать сенсорный опыт детей, развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого. | Объяснение. | |
2Дорисуй волнистую линию. | Формировать умение работать с клеем, кистью. Наклеивать прямоугольники, выдерживая расстояние и дорисовывать к ним волнистую линию. | Объяснение. | 2листа, прямоугольники - | |
апрель | 2Выкладывание из палочек геометрических фигур. | Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение. | Объяснение. Показ. | Палочки, сделанные из цветных карандашей. |
3. Пальчиковая гимнастика | Формировать умение касаться поочередно пальчиками, начиная с большого. | Повтор движений. Заучивание стихотворения. | ||
май | 1. «Ходим в гости» | Формировать умение на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения. | Совместная игра. | Мешочек, |
2. Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли» | Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.Формировать умение чередовать красную и белую фасоль. | Объяснение. | Фасоль красная и белая. | |
4.Работа с бумагой. | Формировать умение складывать бумагу пополам. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
- Мне нравится (1)