Экскурсия в мини-музей группы "Золотая хохлома"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Ознакомление дошкольников с художественным промыслом "Хохломская роспись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экскурсия в мини-музей "Золотая хохлома" | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини-музей
«Знакомство с народно-прикладным искусством.
Золотая хохлома»
Цели.
- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;
- формировать у воспитанников навыки различать характерные признаки техники работы с деревом;
- развивать интерес к народным традициям и обычаям;
- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;
- развивать навыки составления рассказа о предмете, закрепление в памяти назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ковша.
Материал: предметы народного прикладного искусства и их изображения; аудиозапись мелодии «Россия, ты моя страна»
Ход занятия.
I. Экскурсовод: Ребята, вы уже много знаете о работах народных мастеров. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны ответить, о каком промысле идёт речь. Слушайте внимательно.
- Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая …
Дети: Хохлома.
II. Экскурсовод: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с работой мастеров деревянного промысла. Я приглашаю вас на экскурсию в наш мини-музей «Золотая Хохлома».
III. Экскурсовод: А почему Хохлому называют золотой мы с вами узнаем немного позже?
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях г.Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В селе делают посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Посуду изготавливали и во многих окрестных сёлах, а затем свозили в Хохлому. И уже оттуда она отправлялась на ярмарки.
Как вы думаете, как может получиться такая красивая ложка (показ готовой хохломской …) ?
Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слушайте, расскажу. В вырезанную вещь вначале втирали слой глины и сушили, затем пропитывали льняным маслом. Потом несколько раз покрывали олифой, причём каждый раз сушили при tо60-70. Далее на липкую поверхность тампоном тонко наносили порошок олова или алюминия, как бы припудривали. Сушили снова. А уж потом мастер кистью наносил рисунок, вновь покрывал олифой и изделие отправлялось в печь для закалки. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное». В дальнейшем появились ягоды, листья, цветы и травка. Чёрно-красная травка по золотистому фону считается классической для хохломской росписи. Другой традиционный узор получил название «кудрины».
Искусство росписи передавалось из поколение в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте и мы с вами рассмотрим изделия хохломских мастеров.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
(дети рассматривают хохломские изделия, звучит музыка)
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий.
Братина (показ) – шаровидный сосуд. Из неё разливали напитки по чашам. Ендова (показ) – сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем. Для разлива напитков.
Ковш (показ) – широкий открытый сосуд для зачерпывания жидкости.
А сейчас, ребята, возьмите любое понравившееся изделие, ещё раз внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.
Какие цвета использует художник? Правильно, есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше золотого. Теперь вы понимаете, почему говорят «Золотая Хохлома»?
Назовите элементы узора (есть ягоды, листья, цветы, травка).
Обратите внимание на композицию: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая. Узор занимает почти всю поверхность. Край изделия украшен прямой каймой.
У вас в руках очень красивые и разные предметы. Кто хочет рассказать о своём изделии. Надо назвать предмет, для чего предназначен, каким узором украшен, какое настроение вызывает.
Рассказы детей (2-3).
Итог: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать. Но даже самый умный и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел. Есть даже такая пословица: «Всему можно научиться – важно только не лениться».
На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...
экскурсия в мини- музей русской старины
Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7) Материал подготовлен воспитателем группы ...
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...
Экскурсия в мини-музей «Хохлома»
- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;- развивать интерес к народным традициям и обычаям;- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изуча...
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...