Экскурсия в мини-музей «Хохлома»
план-конспект занятия на тему
- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;
- развивать интерес к народным традициям и обычаям;
- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekskursii.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини-музей
«Хохлома»
Цели.
- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;
- формировать у воспитанников навыки различать характерные признаки техники работы с деревом;
- развивать интерес к народным традициям и обычаям;
- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;
- развивать навыки составления рассказа о предмете, закрепление в памяти назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ковша.
Материал: предметы народного прикладного искусства и их изображения; аудиозапись мелодии « Золотая хохлома»
Ход экскурсии.
I. Экскурсовод: Сегодня мы познакомимся с работой мастеров деревянного промысла. Я приглашаю вас на экскурсию в наш мини-музей «Золотая Хохлома».
II. Экскурсовод: А почему Хохлому называют золотой мы с вами узнаем немного позже?
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях г.Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В селе делают посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Посуду изготавливали и во многих окрестных сёлах, а затем свозили в Хохлому. И уже оттуда она отправлялась на ярмарки.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное». В дальнейшем появились ягоды, листья, цветы и травка. Чёрно-красная травка по золотистому фону считается классической для хохломской росписи. Другой традиционный узор получил название «кудрины».
Искусство росписи передавалось из поколение в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.
Об узорах вам расскажут наши помощники:
(дети группы в стихаха рассказывают о росписи)
На черный фон, как ночь густая,
Ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет
Похож на утренний рассвет.
Вот кружевной листок калины,
Алеют кисточки рябины,
Вот здесь петух, а там цветы –
Все небывалой красоты.
Здесь ветки нежно изогнулись,
К траве – муравушке пригнулись.
И птица жар над всем сияет,
Все ярким светом озаряет.
I. Экскурсовод:
Давайте и мы с вами рассмотрим изделия хохломских мастеров.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
(дети рассматривают хохломские изделия, звучит музыка)
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий.
А сейчас, ребята, возьмите любое понравившееся изделие, ещё раз внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.
Какие цвета использует художник? Правильно, есть чёрный, красный, встречается зелёный и золотой цвет. Теперь вы понимаете, почему говорят «Золотая Хохлома»?
Назовите элементы узора (есть ягоды, листья, цветы, травка).
Обратите внимание на композицию: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая. Узор занимает почти всю поверхность. Край изделия украшен прямой каймой.
У вас в руках очень красивые и разные предметы. Кто хочет рассказать о своём изделии. Надо назвать предмет, для чего предназначен, каким узором украшен, какое настроение вызывает.
Рассказы детей (2-3).
Итог: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать. Но даже самый умный и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел. Есть даже такая пословица: «Всему можно научиться – важно только не лениться».
На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...
Экскурсия в мини-музей группы "Золотая хохлома"
Ознакомление дошкольников с художественным промыслом "Хохломская роспись"...
мини-музей "Золотая хохлома"
В нашем детском саду ведется большая работа по ознакомлению с декоративно -прикладным искусством.В нашей группе был создан музей "Золотая хохлома"....
Мини-музей "Золотая хохлома"
Создание мини-музея в старшей группе "Золотая хохлома"с активным участием детей и привлечением родителей....
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...