Конспект экскурсии в мини-музей «Золотая Хохлома»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Скороделова Елена Алексеевна

Конспект экскурсии разработан с целью приобщения детей к декоративно-прикладному искусству через музейную педагогику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в мини-музей

 «Золотая Хохлома»

с детьми подготовительной группы.

Цель: создание условий для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству через музейную педагогику.

Задачи:

  1. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.
  2. Формировать умение  детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
  3. Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспонатами  мини-музея
  4. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  5. Воспитывать любовь к родному краю на основе знакомства с региональным компонентом - хохломской росписью.

Средства:

Предварительная работа:

Экскурсия в городской музей, рассматривание иллюстраций о хохломской росписи, рисование хохломских узоров, просмотр презентации «Золотая хохлома», дидактические игры: «Собери картинку», «Укрась посуду хохломским узором», «Четвертый лишний», заучивание стихов о Хохломе, загадывание загадок, сбор экспонатов для мини – музея, разучивание частушек.

Методические приемы:

 игровая мотивация, художественное слово, рассказ воспитателя и детей, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение, совет,  индивидуальная помощь, музыкальное сопровождение.

Демонстрационный материал:

Экспонаты мини – музея, иллюстрации элементы хохломской росписи.

Раздаточный материал:

Картинки - пазлы, иллюстрации  к дидактическим играм: «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», элементы хохломского узора для украшения посуды.

Оборудование:

Компьютер, магнитная доска, экспонаты мини- музея.

Интеграция образовательных областей: 

познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Ход экскурсии.

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

На открытие музея.

В чудесный мир зову вас я.

Вы со мной идти готовы?

Воспитатель: Чтобы узнать, на открытие, какого музея мы с вами пойдем, ребята, вам надо собрать картинку и назвать, что там нарисовано.  

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Что нарисовано на вашей картинке? Какой росписью расписана посуда на ваших картинках? Ребята, какая роспись у вас на картинке? (хохломская)

Воспитатель: Мы с вами будем присутствовать на торжественном  открытии музея Золотой Хохломы.

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

 Чтоб светлели суровые лица,

 Украшай вдохновенно дома,

Славься  в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома! 

 Воспитатель:  А теперь предлагаю перейти к открытию музея и разрезать ленточку я попрошу заведующего нашим детским садом Е.Ю. (торжественная музыка)

Воспитатель: Прежде чем начать наше путешествие по музею скажите, пожалуйста, как называют человека-специалиста, который проводит экскурсии.(экскурсовод)

Воспитатель: Сегодня экскурсоводом буду я. А помогут мне мои помощницы девочки из нашей группы.

Воспитатель: Взрослые наверняка знаю правила поведения, а вы знаете как надо вести себя в музее? (повторяем правила поведения):

Вы пришли в музей и вот,

Встретил вас экскурсовод.

Он здесь главный - помни это

И прислушайся к совету:

Экскурсовода не перебивай,

Вопросы задавай не сразу,

А дождись конца рассказа.

Постарайся побольше узнать,

Чтоб другим про наш мини – музей рассказать.

Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, проходите да посмотрите, какие экспонаты собраны в нашем музее.

Посмотрите! Эти вещи сегодня в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир искусства, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Воспитатель:  Какие предметы  вы видите в музее, ребята? ( кружки, ложки, подносы…)

Воспитатель: Как их  можно назвать одним словом? (посуда). Правильно, ребята.

Посуда эта  не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - Золотая Хохлома.

Воспитатель: Хохломская посуда появилась давно. Крестьяне вытачивали ее из дерева, расписывали и везли для продажи в село Хохлома. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». 

А вы не знаете, ребята,

Отчего и почему
Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Сейчас вам про это расскажут наши девочки, мои помощницы.

Девочка:  Старинная легенда рассказывает:

Жил когда-то на берегу реки Волга, человек. Вырезал он деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что казалось, будто  сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?» Послал он своих солдат, чтобы доставили умельца во дворец. А мастер узнал  о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские солдаты подошли к деревне, то увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли.  С тех пор вся хохломская посуда золотом, словно огнем горит.

Девочка:  По другой легенде:

Говоря, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.  Прилетела как-то к его порогу Жар- птица .  Он и её угостил. Жар - Птица  задела  золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор вся хохломская посуда золотом пылает.

Воспитатель:  

Игра «Что сначала, что потом»

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1.  Вытачивание изделий на станке.

2.  Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3.  Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4.  Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5.  Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6.  Расписывают

7.  Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный золотой цвет

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер  за токарным станком, снимает излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается белая основа - резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки основу грунтуют жидкой глиной , затем  изделие сушат и покрывают несколькими слоями масла.. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. Следующий этап втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Затем посуду покрывают лаком и снова помещают в печь, где от высокой температуры лак желтеет и посуда  становится золотого цвета.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на этих карточках у меня нарисована посуда и  вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет? Сейчас мы проверим, как же вы хорошо запомнили хохломские изделия и узоры. Предлагаю вам  поиграть в игру.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим хохломские  изделия. Сколько тепла излучают они, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 Воспитатель:  Ребята, какие цвета используют художники для хохломской  росписи. (красная, желтая, черная)

 - Какие узоры вы видите на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.)

 -  А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (У природы – ягодки, веточки, листки, травка).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам тоже стать мастерами умельцами и украсить посуду хохломской росписью. Возьмите себе по одному предмету и украсьте его элементами хохломской росписи.

Игра «Укрась посуду хохломским узором»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все замечательно справились с заданием. Замечательная посуда у вас получилась: яркая, красочная, словно из золота. Наша экскурсия  подошла к концу. Как же  называется  наш мини-музей?

 Что больше всего вам запомнилось и понравилось сегодня?

Частушки

Хохлома, хохлома -

Наше диво дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.            Настя А.

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.              Маша

Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.                      Кристина

Бабка деда до обеда 
Заставляет рисовать:
Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!       Полина

Надою я молока

И налью котёнку,

Разрисую хохломой

Милую бурёнку.

Настя Б.

Я вчера такое видел

Не расскажешь никому.

Сидит заяц на берёзе

И рисует Хохлому!

Артем

Золотая Хохлома, 

Ею все любуются!

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Лера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Золотое кольцо России"

Описание создания мини-музея в группе детского сада....

мини-музей "Золотая хохлома"

В нашем детском саду ведется большая работа по ознакомлению с декоративно -прикладным искусством.В нашей группе был создан музей "Золотая хохлома"....

Мини-музей "Золотая хохлома"

Создание мини-музея  в старшей группе "Золотая хохлома"с активным участием  детей и привлечением родителей....

Презентация Творческий проект Мини-музей "Золотой петушок"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15330708","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Мини музей «Золотая хохлома»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....