экскурсия в мини- музей русской старины
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Экскурсия в мини – музей русской старины
(для детей средней группы №7)
Материал подготовлен воспитателем группы №8 ГБОУ №1244 Основиной Л.Н
Дата проведения 06 декабря 2011 года в 16.00
Цели:
- дать представления о том, что такое музей;
- познакомить детей с содержанием уголка русской старины в группе №8;
- расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались ( в том числе и в свободное время);
- воспитывать любовь и уважение к русским традициям.
Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок, ухват, кочерга.
Ход беседы
Воспитатель встречает детей со словами и поклоном:
«Милости просим к нам в гости!».
Дети организовано проходят в группу и садятся на стульчики, расположенные перед музеем полукругом.
- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей).
Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. В нашей группе собран уголок русской старины. Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках.
- Ребята, скажите, а в каких домах мы сейчас живем? Из чего они сделаны? Как они выглядят и похожи ли они на дома, в которых жили люди раньше? Воспитатель берет в руки макет деревенского дома. А вы знаете, как в старину назывался деревенский дом? (Ответы детей). Правильно, раньше называлась деревенская изба. Далее идет подробный просмотр макета.
Воспитатель обращает внимание детей на то, какими необычными были окна в старину: резные, расписные ставни, короткие с вышивкой занавески, сверху – вязаная ажурная ткань.
- Рассматриваем посуду (какая она, из чего сделана, чем отличается от современной посуды?).
- Рассматриваем старинную одежду (как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, кто их шил, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной?). Активизировать словарь детей – рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс-кушак.
Ну, а раз оделся ты
И в рубаху и порты –
Надо обувь одевать
И куда – то поспешать!
- Обратить внимание детей на старинную обувь - лапти, валенки. Дать детям возможность рассмотреть их, взяв в руки.
Послушайте, ребята, загадку:
Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча. (Печка)
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
4.Подробное знакомство с печкой.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, для чего была нужна печка в каждой русской избе? (Ответы детей).
Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться. Так к ним никакая хворь не приставала, погреются на печи и не страшна им зимняя стужа.
А из чего сделана печка? (Ответы детей). Правильно, из кирпича, а складывал печку – печник. Печника в деревне почитали. Печка должна была быть не только красивой с виду, но самое главное – долго сохранять тепло при малом количестве сожженных дров.
Воспитатель показывает чугунок, дает возможность детям рассмотреть его внимательнее.
Дети самостоятельно ставят чугунок в печку и вынимают его ухватом. Показывая детям кочергу, воспитатель спрашивает детей, знаком ли им этот предмет. (Ответы детей).
Правильно, это кочерга, ею помешивали угли в печи.
В конце встречи воспитатель подводит итог и спрашивает детей, что им понравилось больше всего.
Воспитатель. Наша русская печка не отпустит ребят без угощения, посмотрите, что мы испекли для вас!
Достает из печки пироги и угощает детей. Дети благодарят за угощение и увлекательную беседу, прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...
Мини-музей русской старины "Из бабушкиного сундучка"
В наше время редко в каких домах увидишь предметы быта наших прабабушек и прадедушек. Мне кажется, убирая эти предметы из окружения, мы постепенно забываем наши традиции и обычаи. Поэтому мы решили в ...
Презентация проекта "Мини-музей "Русской старины"
Презентация пректаМини-музей "Русской старины"Цель: вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом....
Мини-музей "Русская старина"
Задачи:1. познакомить дошкольников с бытом русского народа в старину;2.включить детей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;3. воспитывать чувство любви к Родине на основе изу...
Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....
Мини-музей "Русская старина"
В нашей группе был создан мини-музей «Русская старина»...
Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»
Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина» ...