«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
статья (старшая группа) на тему
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска
Выступление на педсовете на тему: «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Воспитатель: Семечкова Н.Н.
Январь,2016г.
Каждый из нас когда-нибудь посещал музей, получая при этом огромное удовольствие от увиденного. В специально отведенном месте, на грамотно организованном пространстве, в соответствии с музейными правилами и требованиями, демонстрируется материал, который представляет собой историческую ценность, как прошлого, так и настоящего. Интерес и желание посещать музеи необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Знакомство с ними можно начать с мини – музеев, которые размещаются в пространстве группы. Приставка «мини» дает возможность регулировать масштабы музея.
Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов, музей камня) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.
Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.
Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:
- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;
- экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;
- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;
- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребёнок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;
- в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.
Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два
крупных направления:
1. сотрудничество ДОУ с музеями;
2. создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" от традиционного:
- Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть со-
браны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
- Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может
делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных
интересов и возможностей.
- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.
Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:
- доступность;
- близость детскому опыту, интересам;
- разные стили, манера исполнения;
- разные жанры искусства;
- высокохудожественность произведения;
- гуманистическая направленность.
Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:
- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);
- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);
- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);
- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);
- анималистический жанр и др.
Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.
В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.
Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром.
Визуальными объектами являются:
- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;
- фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;
- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.
Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.
Формы работы в минимузее:
1.Минибеседы с детьми.
2. Экскурсии для детей и родителей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
4. Мастеркласс по изготовлению экспонатов.
5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
6. Творческие игры, образовательные путешествия.
7. Чтение художественной литературы.
8. Исследовательская деятельность, экспериментирование.
9. Музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр минипрезентаций.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
-заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
-выявление творческих способностей детей;
-расширение представлений о содержании музейной культуры;
-развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
-создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Вывод: организация в группах мини-музеев – это одна из ценных и интересных форм работы и не только с детьми дошкольного возраста, но и с родителями. С помощью грамотно организованного мини-музея можно совершенствовать образовательный и воспитательный процесс, способствовать дополнительному образованию дошкольников. А значит, мы решаем главную задачу – подготовка к обучению детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...
Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"
Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...
Опыт работы по экологическому воспитанию "Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста средствами природоведческих экскурсий"
Создать условия для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
Описание к презентации «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и ...
Методическая разработка: по теме: «Мини- музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
значение,этапы создания, тематика,дидактические материалы по теме...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...