К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я для детей подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие. Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Аверина Татьяна Александровна

Знакомство детей с историей создания книги, создателями первых книг, формирование представления о появлении грамотности на Руси; расширение кругозора детей; воспитание интереса к чтению книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект20.34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида №3 «Белочка»

для детей с нарушениями речи

г. Воскресенск, Московская область

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

для детей подготовительной группы

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением.

Воспитатель подготовительной группы:

Аверина Татьяна Александровна.

                                          «Р О Ж Д Е Н И Е      Ч У Д А»

Задачи: познакомить детей с историей создания книги, создателями первых книг, формировать представление о появлении грамотности на Руси; расширять кругозор детей; воспитывать интерес к чтению книг.

Словарная работа: алфавит, рукописная книга, печатная книга, миниатюра, письменность.

Материал к занятию: набор книг разного формата, иллюстрации, букварь,

сказочный персонаж «Букварёнок», набор букв, аудио записи, альбомный лист А3, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание книг разного содержания и формата, рассматривание иллюстраций, заучивание алфавита, чтение стихов,

заучивание чистоговорок.

                                                                 

                                                                       ХОД  ЗАНЯТИЯ.                                                            Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

                          Хоть не шляпа, а с полями,

                          Не цветок, а с корешком,

                          Разговаривает с нами

                          Всем понятным языком    /книга/.

 Рассказ воспитателя. Практический материал.

 Трудно сейчас представить себе жизнь без книг. Посмотрите, сколько у меня разных книг: большие, маленькие, толстые, тонкие, с иллюстрациями и без иллюстраций, какие они красивые, красочные! У каждой книги есть обложка, переплёт, страницы, на каждой странице напечатаны слова. Но не всегда книги были такими. Самые первые книги были написаны рукой человека, и они мало были похожи на современные книги. Назывались они рукописными книгами. Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление книги уходил не один год, а иногда о т 5 до 7 лет. Создателю книги - писцу- нужно было иметь чёткий и красивый почерк. Писал он не ручкой, а гусиным пером. Если бы вы взяли его в руку и попробовали им писать, макая в чернила, то скорее всего посадили бы кляксу. Неудобным и непослушным показалось бы вам это старинное орудие письма.

Первые заглавные буквы абзаца писец рисовал кисточкой, красной краской. Отсюда происходит выражение «писать с красной строки», т.е. с новой строчки. Страницы украшались миниатюрами. Миниатюра – небольшой рисунок. Писались книги не на бумаге, а на бересте или на пергаменте (тонко выделанная кожа). Написанные листы собирали и «одевали» в кожаные переплёты. Украшали такие книги драгоценными камнями. Стоили такие книги очень дорого и передавались из поколения в поколение. Книги были только у богатых людей. К ним относились как к чуду.

Во все времена люди относились к книге с большим уважением. Почему?      

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей. В книге люди описывали разные события, открытия, делились своими умениями, мыслями, секретами, изобретениями. Книга многому может научить хорошему, учит людей добрым делам. Недаром в русской пословице говорится «Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде».

Книга сопровождает человека всю жизнь. Маленькие дети тоже любят рассматривать книги, и не умея читать, не зная букв,  могут сказать название сказки. Как они узнают?

Ответы детей: по иллюстрациям.                                                                                                                                      

Воспитатель: давайте мы с вами тоже по иллюстрациям угадаем сказку.  

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая книга у меня сейчас в руках. Кто из вас прочтёт, как называется эта книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Это букварь. Для чего нужен букварь?

Ответы детей: чтобы учиться читать.

Воспитатель показывает детям букварь и находит в букваре письмо. Смотрите, ребята, здесь лежит письмо. Давайте его прочтём. (Читает письмо):

 

«Жду к себе я в гости ребят-дошколят.

  Будем вместе мы играть, будем буквы изучать,

  И писать, и читать, знания получать.

  Скучать не будем никогда, станем с вами мы друзья!» («Букварёнок»).

Воспитатель. Ребята, нас к себе в гости приглашает Букварёнок. Вы принимаете приглашение? Живёт Букварёнок в далёкой и чудесной стране знаний. Не боитесь?

    Тогда в путь.

    ( Под музыку дети отправляются в дорогу).

    Букварёнок: Здравствуйте, ребята!

                             Я весёлый Букварёнок,

                             Встречи с вами очень рад.

                             Никто скучать у нас не будет,

                             Устроим мы для букв парад.

                             Устроим и соревнования,

                             Покажем свои знания! (Дети здороваются с Букварёнком).

Воспитатель. Спасибо, Букварёнок, за приглашение, мы тоже рады встрече, рады показать тебе свои знания и поучиться у тебя.

(Дети садятся и Букварёнок задаёт им вопросы.)

Букварёнок: Дети, отгадайте загадку:

                        Буквы -значки, как бойцы на парад,

                        В строгом порядке построены в ряд.

                        Каждый в условленном месте стоит

                        И называется он… (алфавит).

Ответы детей.

Воспитатель просит прочитать алфавит (или рассказать алфавит наизусть).

                                                                                                                                                 

Букварёнок: Вопрос мой вас сейчас удивит:                                                            

                        Откуда пришёл к нам такой алфавит?

Воспитатель. На этот вопрос буду отвечать я.( Рассказ воспитателя из истории алфавита).

                     Было время, когда люди не умели ни читать, ни писать, не знали, что такое «письменность». Это был очень долгий период в жизни    человечества.

                     Письменность к нам на Русь «пришла» из Византии. Греки по национальности,  монахи Кирилл и Мефодий (запомните эти имена!) приехали к нам на Русь и стали учить людей грамоте. До сих пор  этих людей почитают в нашей стране. Их причислили к лику святых.  Каждый год в мае месяце по всей стране  отмечается праздник «Славянской письменности». Учили грамоте при монастырях, поэтому самыми грамотными людьми на Руси были монахи. Именно они и писали книги. Алфавит тот был немного другим, не похожим на наш современный алфавит, буквы назывались по-другому. Вот послушайте: аз, буки, веди, глаголь, добро, он, наш, рцы и т.д. А вот буквы современного алфавита: а, бэ, вэ, гэ, дэ и т.д. Одинаково называются буквы в алфавите?  Но есть одна книга, которая называется по первым буквам  того старого алфавита: «АЗ» и «БУКИ». Что это за книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Это «АЗБУКА».

Букварёнок: Кто же на Руси самый первый напечатал книгу?

(Если дети затрудняются ответить, то рассказывает воспитатель).

У нас на Руси первым книжником, первопечатником стал Иван Фёдоров. Именно он напечатал первый русский букварь. По нему долгое время учились дети грамоте.

Букварёнок: Что нужно для того, чтобы научиться читать?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей. Сначала нужно научиться правильно произносить звуки.  Мы сейчас поиграем. Игра называется «Назови звук». (Карточки кладутся по кругу, дети под музыку на подскоках бегают вокруг них. С остановкой музыки дети берут одну карточку и называют по порядку или по указанию воспитателя  звук). Игра повторяется несколько раз.

А теперь нужно придумать слово, которое начинается на определённую букву.

Дид. игра «Придумай слово». (Дети также под музыку на подскоках бегают вокруг карточек с буквами.

  С остановкой музыки ребёнок берёт одну карточку и придумывает слово, которое начинается на букву, написанную на карточке).

Воспитатель. Чтобы правильно произносить звуки, нужно учиться проговаривать  чистоговорки.

Послушай детей, Букварёнок.

ЧИСТОГОВОРКИ.

Это – девочка Марина,                                  Вот подарок. Это дар.

Это – ягода малина.                                        Мне его приятель дал.

Посмотрите на Марину.                                Даром мне его он дал

Рвёт в саду она малину.                                Красно-синий самосвал.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

Не ищите в нём кота,

В дымоходе чернота.

Воспитатель благодарит Букварёнка за гостеприимство. А на прощанье дети напишут для тебя свои имена.

 Д/и «Напиши своё имя». (Дети делятся на 2 команды и пишут свои имена по очереди на альбомном листе, прикреплённом к доске)

Это тебе, Букварёнок, на память. А ещё мы хотим подарить тебе стихотворение.(Ребёнок читает стихотворение).

Ты эти буквы заучи

Их три десятка с лишком,

Но для тебя они – ключи

Ко всем чудесным книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку,

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

Букварёнок благодарит детей. Дети обещают ему научиться хорошо читать, прощаются и под музыку возвращаются в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.

Цель – развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.Формировать представления о природных и рукотворных объектах;Учить детей разделять объекты материального мира по признакам пр...

Конспект НОД Для детей подготовительной группы Образовательная область «Познавательное развитие» «На помощь Фиксикам».

развивать самостоятельность, инициативу и творчество в поиске детьми вариативных способов сравнения , упорядочения, классификации объектов окружения, через формирование элементарных математических пре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «РЭМП» Тема: «Количество и счет. Состав числа 10»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «РЭМП»...

Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м

Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...