ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Рязанова Ирина Олеговна

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышления”. Из методики Марковской взято 15 заданий, всего предлагается 16 заданий (16-е взято из методики Керн-Йерасека).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_vpf.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика состояния высших психических функций

Назначение и структура диагностической системы

Назначение предлагаемой системы – определение нейропсихологических нарушений у детей: интенсивности и экстенсивности нарушений, определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий, восприимчивости к помощи экспериментатора.

Структура диагностической системы включает групповое и индивидуальное тестирование. Групповое предполагает проведение тестов:

1. Графические пробы.

2. Конструктивный праксис.

3. Исследование элементарных компонентов движений.

4. Исследование зрительного гнозиса.

Все остальные задания методики предполагают индивидуальное тестирование.

Процедура проведения группового тестирования

Комплектуется группа до 10 человек. Дети рассаживаются по одному. Подготавливаются протоколы и стимульный материал. Начиная тестирование, создается благоприятная эмоциональная установка. Каждому ребенку дается инструкция для выполнения задания. Не изменяя и не объясняя ее детям. Детям, закончившим работу раньше, дается установка – спокойно сидеть.

Процедура проведения индивидуального тестирования

Устанавливается контакт с ребенком. При проведении тестов не следует давить на пределы возможностей ребенка, эмоционально реагировать на ответы. Необходимо показать доброжелательность по отношению к ребенку, четко следовать инструкциям.

Методика исследования высших психических функций у детей

Для констатирующего эксперимента была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышления”. Из методики Марковской взято 15 заданий, всего предлагается 16 заданий (16-е взято из методики Керн-Йерасека).

Описание тестов, вошедших в методику исследования ВПФ

1. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.

Процедура и инструкции:

Подбери по образцу:  а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед

                                     ребенком выложено 5 карточек);

б) геометрические фигуры (6-8 фигур);

в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных

предметов, узнавание реалистических предметов);

г) узнавание контурных изображений (предлагается 5

изображений, контур выполнен черным цветом);

д) узнавание перечеркнутых изображений (5

изображений);

е) узнавание фигур Попелейтора;

ж) узнавание “зашумленных” изображений

(“зашумление” выполнено в виде точек);

з) узнавание недорисованных контурных изображений (5

образцов).

Оценка:

5 баллов – правильное выполнение всех заданий;

4 балла – правильный выбор и узнавание всех предметов, но при затруднении условий узнавания используют вспомогательные средства помощи;

3 балла – верно выполняются задания “а-б”, для выполнения заданий “е-и” используются вспомогательные средства после подсказки экспериментатора, но и тогда допускаются ошибки;

2 балла – даже при помощи экспериментатора допускаются ошибки в заданиях “е-и”.

1 балл – все задания выполняются ошибочно.

2. Исследование слухового гнозиса

(различие ритмических последовательностей)

Назначение теста: определить сформированность слухового гнозиса.

Процедура и инструкции:

Прослушай и скажи, сколько раз я стукнула. Ритмы задаются по следующей схеме: II, III, II II II, III III, IIII.

Оценка:

5 баллов – задание выполнено правильно;

4 балла – правильные ответы при замедленном предъявлении задания;

3 балла – множество ошибок, при самостоятельном повторении ритма их количество уменьшается;

2 балла – несмотря на помощь экспериментатора, наблюдается много ошибок;

1 балл – все задания выполнены неверно.

3. Исследование движений, действий.

Анализ элементарных компонентов движений

Назначение теста: определить сформированность общей моторики (сила, точность, быстрота, координированность).

Процедура и инструкции:

Выполните мои команды. Пройдитесь по комнате, попрыгайте на двух ногах, на одной левой (правой) ноге, пробежитесь.

Оценка:

5 баллов – все движения выполняются четко, правильно;

4 балла – все движения выполняются правильно, после замедленного предъявления;

3 балла – простые движения выполняются верно, сложные двигательные акты при повторном выполнении производятся верно;

2 балла – простые движения выполняются верно, при усложнении отмечается неточность, некоординированность;

1 балл – движения выполняются неуклюже.

4. Оптико-кинестические пробы. Пробы на праксис позы

Назначение теста: определение сформированности оптико-кинестических проб.

Процедура и инструкции:

Выполнение проб проводится на одной руке.

Инструкция: Вытяни вперед 2-ой и 5-ый пальчик, остальные сожми, получается “козочка”; вытяни вперед 2-ой и 3-ий палец, остальные сожми в кулак (“зайчик”); соедини в “колечко” 1-ый и 2-ой пальцы, посмотри сквозь него на меня.

Оценка:

5 баллов – задания выполняются четко, плавно, координированно;

4 балла – выполнение движений замедленное с поиском правильной позы;

3 балла – правильно выполняются пробы, но отмечено наличие синкенезий;

2 балла – формирование и удержание позы при помощи 2 руки;

1 балл – заданная поза не формируется.

5. Пробы Хеда

Назначение теста: установление сформированности зрительно-пространственной организации движений.

Процедура и инструкции:

Подними правую руку, теперь левую. Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз. Покажи правую (левую) руку (ногу) экспериментатора (исследователь сидит напротив ребенка).

Оценка:

5 баллов – движения выполняются верно;

4 балла – движения выполняются в замедленном темпе;

3 балла – допущенные ошибки замечает, исправляет сам; отмечается эхопраксия при истощении;

2 балла – стойкие эхопраксии, допущенные ошибки замечаются;

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

6. Динамическая организация двигательного акта. Перебор пальцев

Назначение теста: определение динамической организации двигательного акта.

Процедура и инструкции:

Поочередно прикасайтесь большим пальцем к 2, 3, 4, 5 пальцам, выполняйте сразу двумя руками. Сначала медленно (5-7 серий движений в 5 секунд), а потом очень быстро.

Оценка:

5 баллов – выполнено правильно;

4 балла – выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла – явление персевераторности на истощении;

1 балл – выраженная персевераторность движений.

7. Пробы Озерецкого

Назначение теста: определение реципрокной координации движений.

Процедура и инструкции:

Положите обе руки на стол. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи ладони ровно. Повторяй движения вместе со мной (одновременное и поочередное сжимание кистей).

Оценка:

5 баллов – выполнено верно, правильно;

4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные.

3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощение;

2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений;

1 балл – выраженная персевераторность движений.

8. Графические пробы

Назначение теста: определение степени сформированности тонкой моторики руки.

Процедура и инструкции:

Попробуй, не отрывая карандаш от бумаги, продолжить рисунок (рисунок выполнен на нелинованной бумаге). Воспроизводят графические ряды из одного или двух, сменяющихся звеньев: “цепочки”, “заборчики”.

Оценка:

5 баллов – выполнено правильно;

4 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги;

3 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрография;

2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда;

1 балл – топологической схемы нет.

9. Копирование фигур

Назначение теста: определение уровня развитости конструктивного праксиса.

Процедура и инструкции:

Сделай фигуры такие же, как у меня (простое копирование 4 фигур). Мысленно переверни фигуры и сделай такие же как у меня (экспериментатор сидит лицом к ребенку). Ребенок должен мысленно перевернуть фигуру на 180о.

Оценка:

5 баллов – задание выполнено верно;

4 балла – простые фигуры выполняет, при выполнении перешифровки на 180о поиск нужной позы;  

3 балла – простые фигуры складываются, зеркальное изображение перевернутых фигур;

2 балла – зеркальность сбора перевернутых фигур и другие нарушения;

1 балл – ошибки отмечены даже в простом копировании фигур.

10. Экспрессивная речь

Назначение теста: оценка кинестической и кинетической основы речевого акта.

Процедура и инструкции:

Изучение орального праксиса.

Инструкция: “Повтори за мной движения (праксис губ, щек, языка, лицевой мускулатуры, переключение оральных движений: условные оральные движения (посвистывание, пощелкивание, жужжание). Повтори за мной звуки (слова)”.

Речевой материал: повторение отдельных звуков гласных и согласных (10 звуков): повторение пар звуков (б-п, т-д, т-т,, д-д, и т.д.): повторение слов (дом, окно, полковник, кооператив, кораблекрушение.

Оценка:

5 баллов – задания выполнены правильно;

4 балла – медленный темп выполнения заданий;

3 балла – затруднение при произнесении сложных слов (слоговая структура не искажена), при переключении с одной оральной позы на другую легкое напряжение мышц шеи, лица, губ, языка;

2 балла – искажение слов со сложной слоговой структурой, при переключении оральных поз выраженное напряжение мышц, гиперкинезы, синкенезии;

1 балл – неправильное повторение изолированных звуков, трудны отдельные оральные позы.

11. Фонематический слух

Назначение теста: определить уровень развития фонематического анализа и восприятия.

Процедура и инструкции:

Повтори пары звуков – би ба бо, ба па ба. Повтори серии из трех звуков – аоу, уаи, брк, бпб, пбп, дтд.

Оценка:

5 баллов – фонематический анализ в норме;

4 балла – единичные ошибки при повторении акустико-артикуляционно близких фонем;

3 балла – большое количество ошибок в задании на повторение акустико-артикуляционно близких звуков;

2 балла – затруднение при определении пар оппозиционных фонем;

1 балл – затруднение при определении изолированных фонем.

12. Импрессивная речь

Назначение теста: понимание логико-грамматических конструкций.

Процедура и инструкция:

Покажи реальные предметы, которые я назову. Предлагаемые лексико-грамматические конструкции: а) флексивные: “Покажи ключом карандаш”, “Покажи ключ карандашом”; б) сравнительные: “Катя светлее Сони. Кто светлее?”, “Оля выше Кати, но ниже Лены. Как поставить девочек по росту?”; в) предложные: “Нарисуй крест над кругом, круг под крестом”, “Как правильно сказать завтрак перед обедом или обед перед завтраком?”, “Что сделал сначала, что потом: Я позавтракал после того, как прочел газету”; г) страдательный залог: “Колю ударил Петя. Кто драчун?”, “Олю ждал папа. Кто опаздывал?”.

Оценка:

5 баллов – понимание конструкций верное;

4 балла – незначительные затруднения в сложных конструкциях, преодолеваемые при повторном инструктаже или самостоятельном повторении инструкции ребенком;

3 балла – выражение трудности при выполнении сложных заданий, даже при повторении задания;

2 балла – ошибки во всех сложных заданиях, в легких нестойкие затруднения;

1 балл – ошибки во всех заданиях, помощь не эффективна.

13. Спонтанная, развернутая речь

Назначение теста: оценка сформированности развернутой связной речи.

Процедура и инструкции:

Составь рассказ по картинкам (предлагается серия сюжетных картинок).

Оценка:

4 балла – ограничение словарного запаса;

3 балла – бедный словарный запас, аграмматиэмы, нестойкие литературные парафазии, амнезия слов;

2 балла – смотри оценку на 3 балла, но более грубые нарушения;

1 балл – повествовательная речь по наводящим вопросам, эхолалии, персеверации.

14. Слухоречнвая память

Назначение теста: оценка объема долговременной и оперативной памяти.

Процедура и инструкции:

Запомни, как можно больше слов, названных мною. Предлагаются 10 слов, логически не связанные между собой. Повторяются 10 раз. Слова: дом, дерево, плащ, гора, кошка, стол, мяч, слон, верблюд, жук.

Оценка:

5 баллов – непосредственно воспроизведено 10 слов, опосредованно – 8 слов;

4 балла – непосредственно – 8 слов, отсроченно – 6-8 слов;

3 балла – непосредственно – 6-7 слов, отсроченно не более 6 слов, включение близких по смыслу слов;

2 балла – неравномерное запоминание, непосредственно – 6слов, отсроченно менее 5 слов;

1 балл – непосредственно менее 5 слов, отсроченно – единичные слова.

15. Зрительная память

Назначение теста: определение объема зрительной памяти.

Процедура и инструкция:

Перед ребенком одновременно выкладываются 10 картинок и просят их назвать. Затем дается время (15 секунд) для просмотра и запоминания. Затем картинки переворачиваются. Ребенок называет запомнившиеся картинки. Таким образом 3 раза, давая ребенку время на отдых. Картинки: ведро, лягушка, ворона, капуста, парта, ложка, коробка, книга, телефон, мяч.

Оценка:

5 баллов – запомнил 10-8 названий картинок, высокий уровень;

4 балла – 7-6 названий картинок;

3 балла – 5-4 названий картинок вспомнил опосредованно;

2 балла – 3 названия картинок;

1 балл – 1-2 названия картинок.

16. Исследование развития вербального мышления (Керн-Иерасик)

Назначение теста: определение уровня развития вербального мышления.

Ход исследования: скажите детям, что вы будете задавать простые вопросы (загадки), а они должны на них отвечать. Предлагается 15 вопросов.

Оценка ответов: П (правильно), НП (неправильно), Д (другие ответы).

Вопросы:

1. Какое животное больше: лошадь или собака? П=0, НП=-5, Д не оценивается.

2. Утром ты завтракаешь, а днем? П=0, НП=-3, Д=0.

3. Днем светло, а ночью? П=0, НП=-4, Д=0.

4. Небо голубое, а трава? П=0, НП=-4, Д=0.

5. Яблоки, груши, персики, сливы – это что? П=+1, НП=-1, Д=0.

6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула? П=+1, НП=-1, Д=0.

7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это что? П=+3, НП=0, Д=+2.

8. У коровы – теленок, а у собаки? лошади? П=+4, НП=-1, Д=0.

9. Почему у всех автомобилей есть тормоз? П=+1, НП=-1, Д=0.

10. Чем похожи друг на друга молоток и топор? П=+3, НП=0, Д=+2.

11. Чем отличаются гвоздь и винт? П=-3, НП=0, Д=+2.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? П=0, НП=-3, Д=-1.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? П=+3, НП=0, Д=+2.

14. Какие ты знаешь транспортные средства? П=+4, НП=0, Д=+2.

15. Чем отличается молодой человек от старого? П=+4, НП=0, Д=-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

«Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.

Аннотация  В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал  по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возрас...

«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....

План комплексной диагностики психологической готовности к школьному обучению

Данные методики представляют собой набор заданий  для определения дифференциального уровня готовности детей к школе. Данные методики позволяют оценить мотивационную готовность, уровень развития р...

КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

КОМПЛЕКТ  МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...

«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности.Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности...