Проект «Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»
проект на тему
Цель проекта. Изучить теоретически проблему преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между МБДОУ и общеобразовательным учреждением и на основе изученного разработать и реализовать проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_kursov.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Итоговая аттестационная работа (проект)
ТЕМА
«Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»
Авторы проекта
- Глухова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Евсеева Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Мингазова Галия Рустамовна, педагог- психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Русяева Елена Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Сафуанова Амина Абдулаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Хисамова Гузель Рубесовна, учитель- логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
Научный руководитель Шайхелисламов Р.Ф., д.э.н, проф.
Казань, с 20 по 31октября 2014 г.
Введение
Постановка проблемы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Наш проект разработан на основе теоретических положений и практико– ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ, рекомендованных к реализации Федеральным агентством по образованию РФ. В основе проекта лежит также собственный опыт работы ДОУ и практические исследования в области предшкольного образования и воспитания дошкольников.
Проект создан на основе следующих нормативно-правовых документов:
– «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. Регистрационный№ 28564);
–– «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155).
Проект составлен на основе комплексирования программ:
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.
«Непосредственно образовательная деятельность в детском саду» под ред. З.М.Зариповой, А.Х.Габдрахмановой, А.Т.Миникаевой
Актуальностью являются следующие аспекты:
– различные взгляды воспитателей и учителей на содержание образовательного процесса и педагогических технологий в аспекте гуманистического подхода:
– проведение предшкольной подготовки в стенах дошкольного учреждения более благоприятно сказывается на здоровье и психологическом состоянии детей, чем, если бы подготовка проходила в стенах школы. Специалисты пришли к выводу, что детский сад со своими возможностями, специфическими методами работы более благоприятен для обучения детей;
– согласно концепции предшкольной подготовки детей, ключевым условием эффективности предшкольной группы является организация педагогической и предметно-пространственной среды, которая обеспечивает познавательно-речевое развитие, мотивационную готовность, эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам, потребностям, желаниям, склонностям;
– у части детей слабо развита устная речь. Не достаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гипперопека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;
– в настоящее время игровая деятельность требует особого пересмотра, так как в игре дети учатся общаться со сверстниками, осваивают социальные связи, получают коммуникативные навыки и морально-нравственные основы, здесь происходит первичная профессиональная ориентация у ребенка;
– одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении;
– психологом МОУ “СОШ № 4” были освещены результаты психолого-педагогического исследования готовности первоклассников к обучению в школе: у 80% первоклассников нормальный уровень адаптации; средняя степень дезадаптации у 15,5%, низкая степень дезадаптации у 4,5% .
Цель проекта. Изучить теоретически проблему преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между МБДОУ и общеобразовательным учреждением и на основе изученного разработать и реализовать проект.
Задачи проекта.
- Подготовить нормативно-правовую основу, по организации предшкольной подготовки в ДОУ. Обеспечить педагогов и узких специалистов методической, диагностической и учебной литературой для подготовки к работе с детьми предшкольного возраста и их родителями.
- Изучить концепции ФГОС, направленной преемственности.
- Повышать уровень профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей воспитания и развития детей.
- Разработать ряд методических рекомендации для педагогов МБДОУ и школы.
- Провести отбор УМК, соответствующих требованиям ФГОС.
- Наладить тесный контакт с шефствующей школой (СОШ №4).
Целевая группа проекта
- Глухова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Евсеева Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Мингазова Галия Рустамовна, педагог- психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Русяева Елена Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Сафуанова Амина Абдулаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
- Хисамова Гузель Рубесовна, учитель- логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
Срок реализации проекта с 20 октября 2014 года по 15 июня 2015 года.
Место реализации проекта муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Этапы реализации проекта
- Вводная часть (с 20 по 31 октября)
- изучение теоретической, методической и научной литературы;
- подбор рабочих материалов;
- разработка содержания проекта.
2. основная часть (с ноября 2014 г по июнь 2015 г.)
- практическое применение и реализация проекта;
- апробация проекта.
3. заключительная часть (май-июнь 2015г.)
- обобщение результатов реализации проекта;
- анализ итогов;
- проверка результативности.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | ответственный |
1 | Проведение праздника – Дня знаний для детей старшей и подготовительной групп | МБДОУ№5 | сентябрь | Воспитатели групп |
2 | Экскурсия с детьми «Дорога в школу» | СОШ №4 | сентябрь | воспитатели |
3 | Организация работы с шефствующей школой №4 | МБДОУ№5 СОШ №4 | ежемесячно | Замы по УВР Халимова Г.З. Анисимова Е.А. |
4 | Экскурсия с детьми в библиотеку школы | СОШ №4 | октябрь | Воспитатели, библиотекарь школы. |
5 | Тематический педсовет: «Преемственность между детским садом и школой как непрерывный процесс воспитания и обучения детей двум государственным языкам» - Новые подходы в обучении детей татарскому языку в ДОУ и в начальной школе - Роль развивающих диалогов в обучении детей двум государственным языкам - Просмотр и анализ открытых занятий по УМК - Выставка дидактических игр по теме - Состояние индивидуальной работы по обучению дошкольников двум государственным языкам (итоги тематической проверки) - Результаты мониторинга освоения образовательной программы и развития интегративных качеств | МБДОУ №5 | ноябрь | Заведующая Илюхина Ю.Н. Мингазова Г.Р., психолог; Муртазина А.Ф., учитель татарского языка СОШ №4 Гайнутдинова А.Д. Илюхина Ю.Н. Глухова Е.Н. Анисимова Е.А., Хисамова Г.Р. Зам по ВМР, специалисты |
6 | Презентация проекта «Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач математического развития детей» | МБДОУ №5 СОШ №4 | декабрь | Трошкина Р.Р. Сафина Н.З., учитель нач.кл |
7 | О результатах успеваемости первоклассников- выпускников детского сада за 1 полугодие- выступление на педсовете. | МБДОУ№5 | январь | Зам по УВР Халимова Г.З. |
8 | Посещение праздника «Прощание с букварём» | СОШ №4 | январь | Зам по УВР Халимова Г.З. учитель нач.кл, воспитатели, |
9 | Выступление: «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС» | МБДОУ №5 | февраль | Учитель СОШ №4 Салахов Ш.М., Нурсаетова З.Г |
10 | Доклад «Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержания художественно-эстетического образования дошкольников и младших школьников» | МБДОУ №5 | март | Русяева Е.М. |
11 | Мастер-класс: показ уроков и интегрированных занятий (совместно со школой) | МБДОУ №5 СОШ №4 | март | Учителя нач. классов СОШ №4, Евсеева Е.В. Сафуанова А.А, Хисамова Г.Р. |
12 | День открытых дверей | СОШ №4 | апрель | Учителя СОШ №4 |
13 | Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе детский сад- семья –школа» | МБДОУ №5 | апрель | воспитатели, Специалисты, учителя нач. классов |
14 | Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!» | МБДОУ №5 | май | Воспитатели подг. гр, учителя 1 классов |
15 | Совместная экскурсия с детьми ДОУ и школы в краеведческий музей | МБДОУ №5 | июнь | Воспитатели подг. гр, учителя 1 классов |
Ресурсы
условия | необходимость | имеется | источники | сроки |
Нормативно-правовые: 1.«Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ); 2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. Регистрационный№ 28564); 3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155). | + + + | Интернет Интернет Книга «федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - М: УЦ Перспектива, 2014 | Октябрь Октябрь октябрь | |
Материально-технические: 1. ноутбук; 2.интерактивная доска; 3.подключение интернета. | + + + | |||
Кадровые: 1. воспитатели; 2. психолог; 3. методист; 4. воспитатель по обучению татарскому языку; 5. логопед. | + + + + + | |||
Научно-методические: 1.методические журналы; 2. дидактические материалы; 3.методическая литература. | + + + | Библиотека МБДОУ Личная библиотека | В течение года | |
Информационные: Сайты; Выступления; Конкурсы; Конференции; Презентации; Информационные стенды. | + + + + + + | Интернет Библиотека МБДОУ Личная библиотека | В течение года | |
Мотивационные: Повышать мотивацию педагогов; Повышать мотивацию детей; Самообразование; Обучение на конкурсах; Конкурсы, досуги, беседы. | + + + | Интернет Библиотека МБДОУ Личная библиотека | В течение года | |
Организационные: Проведение мероприятий; Родительские собрания; Разработка плана содержания. | + + + | Интернет Библиотека МБДОУ Личная библиотека | В течение года
| |
Финансовые: Приобретение призов, грамот. Подписка на методическую литературу. | + + | Руководство МБДОУ Собственные средства | В течение года |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Организацию эффективной работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:
1.Обновлении системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
2. Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;
3.. Развитии ведущей деятельности каждого периода жизни. Формировании предметных и личностных достижений будущих первоклассников и учеников начальной школы;
4. Создании комплекса УМК;
5. Формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
6. Создании новых творческих мастерских и проектов.
7. Обеспечении выполнения ФГОС второго поколения при переходе к следующему возрастному этапу,
8. Гарантии прав ребенка на равные стартовые возможности успешного обучения в школе.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
- Обеспечение доступности и повышение качества предшкольного образования;
- Стабильный рост личностных достижений дошкольника, готовность к обучению в школе;
- Готовность учителя, воспитателя к организации учебно-воспитательного процесса в контексте ФГОС;
- Повышение квалификации педагогов;
- Удовлетворенность родителей достигнутыми результатами, готовность к активному сотрудничеству с ДОУ и школой;
- Конкурентоспособность, востребованность ДОУ и школы.
Литература:
- Основная
1. «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. Регистрационный № 28564);
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155).
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.
- «Непосредственно образовательная деятельность в детском саду» под ред. З.М.Зариповой, А.Х.Габдрахмановой, А.Т.Миникаевой.
.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
- Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
- Доронова Т.Н, Рунова М.А, Якобсон С.Г, Гризик Т.И, Соловьева Е.В. Проект примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. / – М.: 2007.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
- Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
- Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4
13.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
14. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Вераксы Н.Е.. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 112с.
15. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие занятия. - (Из опыта работы школьного психолога) / Сост. Е.А. Чаус, Г.П. Потапова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.
Стожарова М.Ю. Предшкольное образование: модели и реальность. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -221 с
- Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова, Л.Н Галигузова, Л.Г Голубева и др. М.: Просвещение, 2007.
- Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. / – М.: Глобус, 2007.
- Проблемы и перспективы развития предшкольного образования. – Детский сад от А до Я. / 2. 2008. с, 40.
- План – программа “Предшкольное образование детей”. / Управление ДОУ. / 1. 2008. с, 23.
- Образование детей старшего дошкольного возраста. / Управление ДОУ. / 7. 2008. с, 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при...
Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...
Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...
Презентация «Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий...
Проект «Разработка и внедрение модели формирования имиджа дошкольного учреждения»
Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристикамии призванный оказывать психологическое вли...
ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЕДИНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СО-ОТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
В этом учебном году мы начали реализацию данного проекта. Он очень важен, так как родители наших воспитанников должны стать настоящими заинтересованными участниками образовательных отношений....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий в группах компенсирующей направленности.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят з...