Проектная деятельность в детском саду
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей. Основные понятия, направления работы, направления деятельности, взаимодействия участников проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 389.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 – Парус»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в детском саду
Консультация для воспитателей
Подготовила :
старший воспитатель Новожилова М.А.
г.Троицк 2016 г.
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.
Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Существует несколько определений проектной деятельности. А изначально в переводе с греческого проект - это путь исследования. И лишь затем - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Где же истоки данного направления?
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством Станислава Теофиловича Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.
На слайде представлены типы проектов, использующиеся в дошкольных учреждениях. Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Проявляя самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию ребенок осознает свой личный вклад в решении общей задачи.
Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваются тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
В работе над проектом соблюдаются принципы, индивидуальный подход к ребенку.
В совместную работу над проектом необходимо привлекать родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. А родители в свою очередь имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе.
Таким образом, использование проектного метода считается наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников. Он не только раскрывает индивидуальные возможности ребенка, но и дает возможность педагогу проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, в том числе и повышая его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...