Дополнительная общеобразовательная программа «Смышленые малыши». Направленность: интеллектуально - познавательная. Для детей младшего возраста (с3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Цель программы: развитие интеллектуально - познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_smylennye_malyshi_2014-2015.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное  автономное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Учёт мнения

педагогического совета

протокол № _____

от __________________

Утверждаю:                                                                                                           заведующий ЛГ МАДОУ ДСОВ                                                                                                           №3 «Светлячок»                                                                                                         __________Ю.П.Ламехова                                                                                                       приказ от «____»_____2015г.

                                                                                                           

                                                                                                                 

                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

«Смышленые малыши»

Направленность: интеллектуально - познавательная

Уровень программы: стартовый

Возраст воспитанников: 3-4 года

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Автор - составитель:                                                                  Новикова Светлана Григорьевна,                                                                             воспитатель, I квалификационная категория

                                                             

                     

г. Лангепас, 2014г.


Содержание

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель, задачи, принципы реализации Программы

4

1.3

Характеристика целевой группы

4

1.4

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов деятельности

5

2

Содержательный раздел

4

2.1

Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы

4

2.2

Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

5

3

Организационный раздел

6

3.1

Организация пребывания детей. Календарный учебный график

6-7

3.2

Предметно - развивающая среда

8

3.3

Обеспеченность  методическими  материалами, средствами  обучения  и воспитания.

8

3.4

Список используемой литературы

8

Приложение

9

1.Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Актуальность. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и  учитывая  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста,  несёт  в  себе определённую  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована занимательным сюжетом.  Умственная задача  –  найти  путь  решения  –  реализуется средствами  игры  и  в  игровых  действиях.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие игры. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. На практике эти задачи реализуются  через организацию деятельности кружка «Смышленые малыши». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства,  настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре.

        При разработке содержания  программы  использовалась методика по интеллектуальному развитию детей, представленная в учебно - методическом пособии  « Логика и математика для дошкольников» / Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ СПб: «Акцидент», 1997.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: интеллектуально – познавательная.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется система игр и игровых упражнений, способствующих становлению логико –  математического опыта ребенка 3-4 лет, освоению средств познания и способов познания.  

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной  программы,  является использование системы развивающих игр,  которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом  материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей, это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.

Программа рассчитана на детей с 3 до 4 лет; набор в кружок по развитию интеллектуально - познавательных  представлений и  умений осуществлялся по запросам родителей воспитанников.

Форма обучения: групповая.

Вид занятий: игровые занятия.

Срок реализации  программы: октябрь 2014 – апрель 2015 года.

Цель программы: развитие интеллектуально - познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.  

Задачи  программы:

  • Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Формирование представлений о множестве, об операции над множествами (сравнение, классификация).
  • Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
  • Формировать пространственные представления.
  • Формировать представление о математических понятиях.
  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
  • Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических  задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.

            Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Содержание программы по развитию интеллектуально - познавательных представлений, умений у детей строится на следующих принципах:

 - доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

1.3. Характеристика целевой группы 

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

 В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты:

1. Буду созданы условия для сенсорного, математического развития, развития предпосылок логического мышления, внимания, памяти, воображения.

2. Обеспечено возникновение интереса у детей к познанию качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов.

3.  Дети освоят доступные способы обследования объектов.

4. Овладеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.

5. Сформировано умение действовать в условиях простой проблемной ситуации.

6. У детей будут развиты самостоятельность, инициативность.

Диагностика уровня развития познавательных представлений,  умений (критерии и показатели оценки). Оценка развития познавательных представлений,  умений  дошкольников 3-4 лет осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае).  Диагностические тесты подобраны с учетом:

  • Степени освоения детьми познавательных представлений и  умений;
  • Уровня развития мыслительных операций;
  • Способности детей к использованию уже известного объёма познавательных представлений, умений в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Содержание диагностических тестов представлено в  учебно – методическом пособии  «Математика -  это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

Формы подведения итогов кружковой деятельности.

Математическое развлечение

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы. 

Содержание программы предполагает осуществление процесса познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности, обогащает их опыт, объем и характер представлений. А также, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Объем предложенного содержания ориентирован на возможности детей четвертого года жизни. В процессе игровых занятий используются различные формы: игровые ситуации и практические занятия с использованием логико - математических, развивающих игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций,  сюрпризных моментов, физкультурных минуток.

Структурно каждая игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

2.2.Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

            Календарно-тематическое планирование представлено темами:

1. Количество: много, один, ни одного. Количественный счет.

2. Эталоны величины и их использование.

3. Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина) и отношения (сходства)

4. Ориентировка в пространстве.

5. Операции над множествами (классификация по одному, двум признакам, сравнение, сериация).

В содержании развивающих игры-занятия может быть использовано сочетание задач из этих тем.

3.Организационный раздел.

            3.1.Организация пребывания детей. Календарный учебный план.

В соответствии с разделом ХII п. 12.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» длительность занятий по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей 3-4 лет составляет 15 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю  (1 академический час).

График работы кружка:

1 подгруппа

Понедельник              15.30 – 15.45

Среда                           15.30– 15.45

2 подгруппа.

Понедельник              16.55 – 17.05

Среда                            16.55– 17.05

Календарный учебный график.

Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с перспективным планом по дополнительному образованию. Количество занятий в неделю – 2 занятия, в месяц – 8 занятий.  Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы –54 часа. В соответствии с СанПиН занятия не прекращаются во время каникулярной недели. 

Календарный учебный график представлен в таблице № 1

Таблица № 1

№ п/п

Месяц

Число

Содержание

Кол-во часов

1

октябрь

6,9,13,16

 «Царство разноцветных палочек»

«Разноцветная улица»

«Вверх - вниз»

«Сложи пирамидку»

(палочки Кюизенера)

4

2

октябрь

20,23,27,30

«Построим заборчик»

«Спрячь игрушку» (палочки Кюизенера)

«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша) «Поезд» (блоки Дьенеша),

4

3

ноябрь

6,10,13,17

«Чудесное дерево»(блоки Дьенеша)

«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

«Игра с палочочками», (палочки Кюизенера)

 «Высушим полотенце» (палочки Кюизенера),

4

4

ноябрь

20,22,24,27

«Найди свой домик» (блоки Дьенеша),

«В гости к геометрическим фигурам» (палочки Кюизенера)

«Поймай пару» (блоки Дьенеша),

4

5

декабрь

1,4,8,11

«Волшебные картинки» (блоки Дьенеша)

«Соберем бусы» (блоки Дьенеша)

«Угадай – ка», «Соберем бусы» (блокиДьенеша)

«Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)

«Засели домики» (блоки Дьенеша)

4

6

декабрь

15,18,22,25

«Засели домики» (блоки Дьенеша

«Кто быстрее соберет бусы» (блоки Дьенеша)

«На что похоже»

 «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

4

7

январь

12,15,18

«Найди свой домик» (цветные палочки)

«Найди такую же фигуру, как эта?»

 «Игра с обручем» (блоки Дьенеша)

3

8

январь

22,26,29

«Геометрическое лото» (блоки Дьенеша)

«Лесенка высокая и лесенка низкая» (палочки Кюизенера)

«Цепочка» (блоки Дьенеша),

3

9

февраль

2,5,9,12

«Строительство домов» (блоки Дьенеша)

«Найди цифру»

 «Найди свой домик» (блоки Дьенеша) «Выложи разноцветный коврик» (палочки Кюизенера)

4

10

февраль

16,19,24,26

«Разноцветные флажки» » (палочки Кюизенера)

«Бусы» (блоки Дьенеша)

«Волшебное дерево» (блоки Дьенеша) «Чего не хватает?» » (палочки Кюизенера)

4

11

март

2,5,10,12

 «Назови соседей» (блоки Дьенеша)

«Составь квадрат»

«Счетные палочки, или составь из палочек» «Найди такую же»  (палочки Кюизенера)

4

12

март

16,19,23,26

«Разноцветные палочки» (палочки Кюизенера)

 «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

«Поможем муравьишкам» (блоки Дьенеша) «Продолжи ряд» (палочки Кюизенера)

4

13

апрель

2,6,9,13

«Разложи фигуры в обручи» (блоки Дьенеша)

 «Где больше, меньше?»  (палочки Кюизенера)

«Геометрическая мозаика»

«Весёлый мяч» (блоки Дьенеша)

4

14

апрель

16,20,23,27

«Найди клад» (блоки Дьенеша)

«Домино» (блоки Дьенеша)

«Построим матрешке домик» (палочки Кюизенера)

«Поезда» (палочки Кюизенера)

4

Итого

54

3.3. Предметно-развивающая среда. 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию образовательных программ, в том числе и программы по дополнительному образованию. Организация развивающей среды группы предполагает создание необходимых условий для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико – математических игр, для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов: определение формы предметов количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Для этого имеется необходимый комплект игр, учебно-игровых материалов, привлекающий внимание детей и вызывающий желание действовать.

 3.4.Обеспеченность  методическими  материалами, средствами  обучения  и воспитания.

Методические  материалы, средства  обучения  представлены в таблице №2

Таблица №2

№ п/п

Наименование игровых материалов, учебно-игровых пособий

Количество

1

Магнитный мольберт

1

2

Математическое панно цифр

1

3

Логические блоки Дьенеша

5

4

 Логические  фигуры (плоский вариант блоков Дьенеша) из игрового пособия «Давайте поиграем»

1

5

Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

1

6

Палочки Кюизенера

4

7

Счеты

6

8

Счетные палочки

10

9

Мелкий счетный материал

4

10

Полоски различной длины

30

11

Разноцветные кубы, шары, конусы

10

12

Матрешки

4

13

Пирамидки

8

14

Разрезные картинки

5

15

Домино

5

16

Лото

4

17

Развивающие игры «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши», «Кубики для всех»

3

            3.5. Список используемой литературы:

  1. Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.

2  Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 1997г.

  1. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.

  1. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.
  2. Логика и математика для дошкольников/ Носова Е.А.  , Р.Л. Непомнящая  Р.Л.

6. «Математика -  это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

Приложение 1

Перспективный план дополнительных развивающих игровых занятий

Тема занятия, развивающая игра

Цели, задачи развивающих занятий

Литература

«Царство разноцветных палочек» (палочки Кюизенера), «Подбери по цвету»

  • Познакомить детей с эталонами цвета;
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по длине;
  • Упражнять находить определенного цвета по образцу.
  • Развивать внимание

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. стр. 65, см. приложение

«Разноцветная улица» (палочки Кюизенера),

  • Закреплять названия основных цветов;
  • Развивать умение группировать, сравнивать, классифицировать;
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно;
  • Упражнять в счёте до пяти.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Вверх - вниз» (палочки Кюизенера), «Найди предмет похожего цвета»

  • Закреплять знания детей   основных цветов;
  • Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Сложи пирамидку» (палочки Кюизенера)

  • Упражнять  детей в различении основных цветов.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Построим заборчик» (палочки Кюизенера)

  • Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы.
  • Учить находить общие для всех предметов группы признаки.
  • Развивать умение сравнивать предметы по высоте, познакомить с понятиями «высокий», «низкий».

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 65

«Спрячь игрушку» (палочки Кюизенера)

  • Закрепить представления о высоте предметов, продолжать знакомить детей с понятием «высокий», «низкий», обогащать сенсорный опыт выделения цвета.
  • Развивать мышление, память, внимание.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр.65

«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша)

  • Учить детей делить множества на подмножества. Опираясь на какой-либо определённый признак предмета.
  • Освоение последовательности действий, умения учитывать размер при составлении цепочек.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 27

«Поезд» (блоки Дьенеша), «Проведи дорожки»

  • Учить детей классифицировать геометрические фигуры по цвету, фигуры по форме.
  • Развивать умение составлять из частей целое, память и воображение.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 20, 26

«Чудесное дерево»

(блоки Дьенеша), «Составь квадрат»

  • Учить детей различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  • Закреплять знание основных цветов: красный, синий, жёлтый.
  • Развивать умение составлять целое из частей.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 20, 24

«Выбери фигуру», «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)

  • Учить детей делить множества на подмножества. Опираясь на какой-либо определённый признак предмета.
  •    Учить называть геометрические фигуры, действовать по образцу.
  • Воспитание добрых чувств, дружелюбия.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 38

 «Игра с палочочками», (палочки Кюизенера), «Шары»

  • Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д.
  • Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки. 

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66. см. приложение

«Высушим полотенце»

(палочки Кюизенера), «Веселые шары»

  • Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.
  • Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу
  • формировать навык самоконтроля и самооценки. 

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66, см. приложение

«Найди свой домик»

(блоки Дьенеша), «Веселый человечек»

  • Закреплять умение различать цвет, форму.
  • Формировать представление о символическом изображении  предметов.
  • Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 28, см. приложение

«В гости к геометрическим фигурам»

 «Строительство домов»

(палочки Кюизенера)

  • Развивать математические способности детей.
  • Закреплять умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры.
  • Упражнять в счёте, сравнивать предметы по высоте.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66

«Поймай пару» (блоки Дьенеша), «Что принесла нам кукла?»

  • Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Учить на ощупь определять форму предметов.
  • Закреплять умение различать геометрические фигуры по форме (прямоугольник, треугольник, круг) и цвету (красный, зелёный, синий).
  • Развивать умения сравнивать предметы по выделенным свойствам.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 66, см. приложение

«Найди такую же фигуру»

(блоки Дьенеша), «Угадай-ка»

  • Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3 признакам – форма, величина, цвет.
  • Формировать наглядно – схематическое мышление с помощью карточек – свойств.
  • Закрепить понятия: «большой - маленький», «худой - толстый», «низкий-высокий», «узкий - широкий», «больше – меньше – ещё меньше».

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. см. приложение

«Игра с обручами» (блоки Дьенеша), «Найди предмет»

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, упражнять в классификации геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша.
  • Закрепить понятие «большой - маленький».
  • Упражнять детей в сопоставлении формы предметов с геометрическими образцами

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А.,см. приложение

 «Построим забор», «Найди такую же»

(палочки Кюизенера)

  • Закреплять умение выделять цвета и сравнивать по длине.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А.,стр.66

«Чудесный мешочек», «Собери цепочку» (блоки Дьенеша)

  • Закрепить умение классифицировать множества по 2 свойствам (цвет и форма, размер и форма).
  • Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.
  • Развивать комбинаторные способности.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 41

«Волшебные картинки» (блоки Дьенеша), «Украсим коврик»

  • Развитие  мыслительных операций, речи, умения обосновывать правильность суждений.
  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, умение объединять геометрические фигуры по 2 разным признакам с применением карточек – символов.

«Логика и математика для дошкольников», Непомнящая Р.Л., Носова Е.А.,см. приложение

«Соберем бусы» (блоки Дьенеша), «Узнай и запомни»

  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах, их основных признаках.
  • Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение.
  • Развивать мелкую моторику.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 40, см. приложение

«Угадай – ка», «Соберем бусы» (блоки Дьенеша),

  • Закреплять представление о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник), развивать наглядно – действенное мышление и мыслительные операции.
  • Закрепить понятие «много и один».
  • Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства фигур; внимание и речь.

«Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 16, 45

«Помоги муравьишкам (блоки Дьенеша)», «Аист»

  • Закрепить знания детей о понятиях «цвет», «форма».
  • Упражнять детей понимать словесные указания в определении сторон на себе.
  • Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета.
  • Развивать внимание, воображение, мышление.

«Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 18

«Засели домики»  (блоки Дьенеша), «Чудесный мешочек».

  • Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур.
  • Упражнять в применении кодовых карточек.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать речь, мышление, внимание, воображение.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

«Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 32

«Найди столько же»

«Кто быстрее соберет бусы» (блоки Дьенеша), «Справа, как слева»

  • Развивать умение классифицировать. Находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам.
  • Знакомить детей с понятиями «геометрическая фигура».
  • Упражнять в счёте от 1 до 5.
  • Развивать логическое мышление, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Воспитывать прилежание и внимательное отношение друг к другу.

Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., 136

«Игра путешествие», «На что похоже», «Зашей юбку»

  • Формировать умение ориентироваться в пространстве, умение выделять характерные признаки предметов, выделять, обследовать и называть геометрические фигуры.
  • Знакомить детей с основными цветами.
  • Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание.

Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., стр.40

«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша), «Лесенка» (цветные палочки)

  • Закрепить порядковый счёт – конструирование из палочек Кюизенера.
  • Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур.
  • Развивать логическое мышление, творческое воображение, умение группировать предметы по признакам сходства.

«Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр. 30

«Змейка»

Игра «Найди свой домик» (цветные палочки)

  • Учить детей составлять группу из отдельных предметов.
  • Закреплять понятия «один» и «много».
  • Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 6, стр. 68

«Найди такую же фигуру, как эта?» Игра «Сложи картинку»

  • Закрепить название геометрической фигуры «треугольник».
  • Учить составлять фигуры из палочек, сравнивать фигуры по величине.
  • Развивать воображение, логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, треугольник и круг; квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму предметов.

Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., стр.149,150

«Игра с обручем», «Найди лишнюю фигуру»

  • Учить детей классифицировать предметы по цвету и форме.
  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; умение работать по образцу.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать мелкую моторику рук.

«Математика от трех до семи», З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе, младший возраст, стр. 40, см. приложение

«Геометрическое лото»,

«Внимание»,

«Построим мостик» (палочки Кюизенера)

  • Формировать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форма, величина, нахождение предметов с заданными свойствами.
  • Развивать способности видеть и запоминать увиденное.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 6, стр. 66

«Продолжи ряд»,

Игра – конструирование

«Лесенка высокая и лесенка низкая»

  • Учить детей составлять ряд предметов с учетов определенной закономерности.
  • Закрепить представление о форме. «Комплексные занятия во второй группе детского сада», Т.М. Бондаренко, стр.212,184
  • Развивать представление о цвете, умение называть цвета.
  • Развивать представления о высоте («высокая», «низкая» и т.д.); умение сравнивать предметы по высоте и длине.
  • Развивать зрительный глазомер.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 «Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р.Л., Носова Е.А., стр.25

«Цепочка» (блоки Дьенеша), «Найди цифру»

  • Учить строить длинную цепочку, чтобы рядом не было  фигур  одинаковых по форме.
  • Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 6, стр. 70

«Строительство домов»

Игра «По порядку строится»

  • Учить детей моделировать предметы из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте.
  • Упражнять в счёте, в различении количественного и порядкового счёта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»
  • Развивать умение выстраивать палочки по высоте, обосновывать своё мнение.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 11, стр. 68

«Число 3»

Игра «Найди цифру»

«Найди и покажи».

  • Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой.
  • Учить называть по порядку числительные от 1 до 3.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь, мышление, внимание.
  • Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 12, стр. 69

«Треугольники»

Игра «Найди свой домик»

  • Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины.
  • Упражнять в счёте в пределах 3.
  • Учить различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?».
  • Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.28

«Рамка для картины»

Игра «Выложи разноцветный коврик»

  • Учить строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины.
  • Формировать знания о пространственных отношениях.
  • Развивать творческую фантазию.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Развивать мелкую моторику рук.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14

«Разноцветные флажки»

«Сделай фигуру»

  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Упражнять в счёте, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по  счёту?».
  • Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек.
  • Учить различать порядковый и количественный счёт.
  • Развивать мелкую моторику рук,  логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 15, стр. 33

«Бусы» «Разноцветные шары»

  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Учить детей классифицировать предметы по длине.
  • Упражнять в сравнении группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения (больше-меньше, столько-сколько).
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 16

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 16

«Волшебное дерево» «Что изменилось?»

«Собери картинку»

  • Освоение умения классифицировать предметы по цвету, фигуры – по форме; умения составления из частей целое.
  • Развитие памяти, воображения

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 10, стр. 72

«Чего не хватает?» «Внимание»

«Воробьи»

  • Продолжать упражнять детей в освоении названия и порядок следования первых пяти чисел.
  • Учить называть числительные по порядку.
  • Развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимательности.

«Комплексные занятия во второй группе детского сада», Т.М. Бондаренко, стр.183, 184, 185

«Точечки» «Назови соседей»

  • Закреплять знание чисел и цифр в пределах 5, обучение счету.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт.
  • Развивать логическое мышление, восприятие, внимание.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., стр.,150, 146

«Составь квадрат» «Когда это бывает?»

  • Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро.
  • Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части.
  • Развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., стр.149,155

«Геометрическое лото» «Счетные палочки, или составь из палочек»

  • Освоение умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, нахождение предметов с заданными свойствами.
  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Развивать логическое, пространственное  мышление, память, восприятие, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 18, стр. 75

«Найди такую же» «Чем похожи, чем отличаются?», «Сколько?»

  • Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, речь.
  • Закреплять умение различать количественный счет.
  • Закреплять названия геометрических фигур, умение выделять характерные признаки предметов.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по длине, обозначать результат словами: длиннее, короче, равные по длине.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 23

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 15

«Четвертый лишний» «Разноцветные палочки»

  • Знакомить детей с основными цветами.
  • Развивать умение сравнивать предметы по высоте, продолжать знакомить с понятиями «высокий», «низкий».
  • Закреплять умение находить общее для всех предметов группы признаки.
  • Развивать мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 24

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 12

«Выбери фигуру» «Волшебные дорожки»

  • Учить детей делить множества на подмножества, опираясь на какой-либо определенный признак предмета.
  • Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, действовать по образцу.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 25

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 21

«Поможем муравьишкам»,

«Где, что находится?»

  • Закрепить знания о понятиях «цвет», «форма».
  • Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме.
  • Упражнять детей в умение понимать словесные указания в определении сторон на себе.
  • Развивать пространственное, логическое мышление, восприятие, внимание.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 27

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 23

«Собери бусы» «Продолжи ряд»

  • Продолжать формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам, видеть простейшие закономерности в чередовании.
  • Закреплять знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.
  • Развивать умение размещать блоки с учетом определённой последовательности.
  • Развивать внимание, пространственное мышление.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр.25, стр. 37

«Когда это бывает?»

«Разложи фигуры в обручи»

  • Продолжать учить рассказывать по схемам,
  • Продолжать формировать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия
  • Продолжать учить классифицировать  фигуры по двум свойствам: цвету и размеру, по форме и цвету.
  •  Развивать логическое мышление, внимание, восприятие.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 15, стр. 33

«Найди пару» «Соберись в кружок» (по трое, четверо), «Где больше, меньше?»

  • Закреплять умение количественный счет.
  • Закреплять знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по длине, обозначать результат словами: длиннее, короче, равные по длине.
  • Закреплять умение  понимать словесные указания и действовать согласно инструкциям.
  •  Развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимательность.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 81

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 10, 23

«Геометрическая мозаика»

  • Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; форма и размер).
  • Развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.
  • Развитие комбинаторных способностей, логическое мышление, внимание, речь детей.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 41

«Весёлый мяч»

  • Учить различать куб и шар.
  • Развитие умения анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина; сосчитывать и отсчитывать предметы.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 44

«Поезда» (палочки Кюизенера)

  • Упражнять в количественном счете.
  • Развивать умение раскладывать палочки по длине.
  • Упражнять в ориентировке в пространстве и назывании цвета палочек.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 80


Приложение 2

Список детей, посещающих кружок « Смышленые малыши» , 2014-2015 уч.год

      1 подгруппа                                                                              2 подгруппа

  1. Ашихмина Кристина                                             1. Ляшенко Ксения
  2. Селянинов Ваня                                                     2. Железнов Саша
  3. Воробьев Дима                                                       3. Зимницкий Миша
  4. Рустамова Луиза                                                    4. Бабин Рома
  5. Виноградова Аня                                                    5. Имамов Ильнар
  6. Узун Богдан                                                            6. Железняк Женя
  7. Морозова Аня                                                         7. Филипова Юля
  8. Лойко Ульяна                                                          8. Мехоношина Варя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....

Презентация Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Лего-конструирование» для детей 6-7 лет

Презентация  Дополнительная общеобразовательная  программа социально-педагогической направленности «Лего-конструирование»для детей 6-7 лет...