Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.
рабочая программа (старшая группа)

Лигай Ольга Александровна

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Очумелые ручки»

(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)

срок реализации 1 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochum_ruchki_5-6-microsoft_office_word_2.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Очумелые ручки»

(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)

срок реализации 1 год

Лигай Ольга Александровна

                                                                     (ФИО разработчика)

2018г.

1.Пояснительная записка

Творчество – особый вид деятельности,

Оно в самом себе несёт удовлетворение.

(С.Моэм)

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Умелые ручки».

В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.

Направленность программы

 программа направлена на художественно-эстетическое воспитание детей 5-6 лет, развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Новизна и актуальность

 Новизна и актуальность программы заключается в том, что она дает возможность  не только изучить достаточное количество разных техник и способов для создания художественных образов, но и использование разных материалов для развития творческих способностей детей 5-6лет.

Педагогическая целесообразность

Дети, обучаясь художественному труду, овладевают различными приемами действия с бумагой, природным материалом, тестом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки ребёнок мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

     Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

     Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме.  Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.

Организационно-педагогические условия

    К организационным условиям  относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по май - 1 раз в неделю).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю  не боле 25 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики,  динамические паузы, перерывы.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 5-6 лет, количество детей в одной группе -10.

      На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Очумелые ручки детей 5-6 лет» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья,  для них составляется по необходимости адаптированная программа.

Принципы реализации программы

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Цель и задачи реализации программы

Цель: Формирование у детей интереса к художественным видам деятельности как к средству самовыражения. 

Задачи:

Образовательные: 

1.Обучать созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет (в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега.

2.Знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства; поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству;

3. Формировать действия конструирования художественных композиций, как средства придания художественной выразительности составляющих ее образов.  

5.Закреплять представлений детей о свойствах разной бумаги (одна хорошо намокает, легко рвется, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддается деформированию и т.п.), создание простых поделок с опорой на эти представления.

Развивающие: 

1.Развивать у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.

2.Приобщать детей к богатству естественных цветовых оттенков, определению фактуры материла на ощупь: шишка, мох, береста и пр., узнаванию в них знакомых форм.

3.Развивать творческие способности.

4.Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

3.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.)

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе «Очумелые ручки детей 5-6 лет» воспитанники будут

 знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • научатся разным техникам декоративно-прикладного искусства: пластилинография, аппликация, рисование.
  • различные приемы лепки.

уметь:

  • в рисунке отражать людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы;
  • создавать оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).
  • создавать конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

применять: 

  • разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,

образцы и др.);

  • обобщать способы конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности);
  • выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.);
  • умение пользования ножницами как художественным инструментом, соблюдая правила техники безопасности.

Формы подведения итогов реализации программы

1. Выставки детских работ в детском саду.

2. Концерты, тематические отчёты.

3. Дни открытых дверей для родителей и детей.

4. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня.

5. Презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

6. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

                                  Оценочные материалы

Наблюдение, диагностика, индивидуальные карты достижений.

Педагогическая диагностика  Крулехт М.В

Таблица №1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших     содержанием деятельности

Начало

года

Конец

года

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

4

Использует разнообразный материал

5

Хорошо владеет ножницами

6

Применяет разные способы лепки

7

Знает разные техники в работе с бумагой

8

Умеет применять разнообразный  изобразительный материал, смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка

9

Может экономно расходовать материалы

10

Бережно обращается с инструментами

11

Комбинирует в работе известные приёмы и технологии, а также дополнительные материалы.

12

Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)

13

Проявляет индивидуальные творческие способности

Количество детей в группе

Таблица №2

Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. 5 баллов

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.10 баллов

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. 15 баллов

Количество детей в группе

Формы аттестации

К формам аттестации относятся текущая и итоговая аттестация , которая включает в себя выставки, творческие мастерские,  презентации детских работ, практическое занятие, презентация потрфолио детей и др.

Текущая аттестация проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, форма фиксации – контрольный лист. Итоговая аттестация проводится в виде выставки, презентаций детских работ  форма фиксации – диплом или грамота.

Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Оценка «отлично» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, обучающийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.

Оценка качества освоения программы

 

№ п/п

Наименование разделов

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Изобразительная деятельность

Дети умеют смешивать цвета, комбинируют их. Располагают рисунок на всём листе бумаги, умеют создавать набросок. Дети придумывают сюжет. Аккуратно пользуются палитрой.

Промежуточный контроль в форме выставки

Лепка

Дети знакомы с техникой создания  и  работы с солёным тестом,  обогащены  знания  в области работы с пластилином, испытывают радость творчества, освоены разные приёмы лепки. Самостоятельно придумывают сюжет и воплощают его. В работе используют дополнительный материал, лоскуты, пуговицы, крупу и другое.

Промежуточный контроль в форме творческой мастерской

Аппликация

Создают различные композиции: предметные, абстрактные, декоративные, из готовых и/или самостоятельно созданных форм квадратов, трапеций и т.д.

Итоговый контроль в форме презентаций детского портфолио

                                          2.    Учебный план

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

   Теория

Практика

1

Лепка

12

2

10

Выставка детских работ

2.

Рисование

13

3

11

Творческая мастерская

выставки

3.

Аппликация

11

3

7

Презентация

детских портфолио

Итого часов:

36

8

28

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации

Сентябрь

1

«Посмотри в окошко»

0,5

0,5

Промежуточная аттестация в форме выставки

2

«Картинки для наших шкафчиков»

0,5

0,5

3

«Вот поезд наш едет, колеса стучат…»

0,5

0,5

4

«Вот какой у нас арбуз!»

0,5

0,5

Октябрь

1

«Вот какой у нас арбуз!»

0,5

0,5

2

«Золотые подсолнухи»

0,5

0,5

3

«Петя-петушок, золотой гребешок»

0,5

0,5

4

«Яблоко-спелое, красное, сладкое»

0,5

0,5

Ноябрь

1

«Храбрый петушок»

0,5

0,5

2

«Вот ежик-ни головы, ни ножек…»

0,5

0,5

3

«Перчатки и котятки»

0,5

0,5

4

«Зайка серенький стал беленьким»

0,5

0,5

Декабрь

1

«Полосатый коврик для кота»

0,5

0,5

Промежуточная аттестация в форме открытого занятия

2

«Морозные узоры» (зимнее окошко)

0,5

0,5

3

«Наша елочка»

0,5

0,5

4

«Дед Мороз принес подарки»

0,5

0,5

Январь

1

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

0,5

0,5

2

«Сонюшки- пеленашки»

0,5

0,5

3

«Кто-то в рукавичке живет» (по мотивам сказки рукавичка)

0,5

0,5

4

«Два жадных медвежонка»

0,5

0,5

Февраль

1.

«Вкусный сыр для медвежат»

1

1

2

«Веселые вертолеты» (Папин день)

1

1

3

«Чайный сервиз для игрушек»

1

1

4

«Ракеты и кометы»

0,5

0,5

Март

1.

«Красивые салфетки»

0,5

0,5

2

«Филимоновские игрушки-свистульки»

0,5

0,5

3

«Цветы-сердечки»

0,5

0,5

4

«Кошка с воздушными шариками»

0,5

0,5

Апрель

1.

«Наш аквариум»

0,5

0,5

2

«Рыбки играют, рыбки сверкают» (на основе незавершенной композиции)

0,5

0,5

3

«По реке плывет кораблик»

0,5

0,5

4

«Мышонок-моряк»

0,5

0,5

Май

1.

«Радуга -дуга, не давай дождя»

0,5

0,5

2

«У солнышка в гостях»

0,5

0,5

3

«Путаница-перепутаница»

0,5

0,5

4

«Муха-цокотуха»

0,5

0,5

Итоговя аттестация в форме презентации детских работ

        

Годовой календарный учебный график

на 2018 -2019 учебный год

Регламент образовательного процесса: 1 раз в неделю  

   Режим работы кружка: по средам.

   Продолжительность НОД - не более 25 минут

Начало учебного года

01.09.  2018г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных  недель в месяц

4  недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2019г.

Летний оздоровительный период

01.06.2019г. -31.08.2019г.

                                           

3. Содержание программы

Методика проведения занятий

 1 этап - «Создание интереса» (вступительная беседа воспитателя, сообщение темы,   приёмов, с которыми дети будут работать; создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.

2 этап - «Формирование практических навыков и   умений» (показ образца, сенсорное обследование, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических   навыков и умений с различными исходными материалами, формированию  умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап - «Собственное творчество» (самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа).

 Создаются все  условия для  детского  творчества, формируется умение экспериментировать с разными техниками и материалами.

 4 этап - «Развитие речевой активности» (анализ готовой работы; рассуждения; сопоставления, придумывание мини-рассказов и сказок).

По окончании занятий детям предлагается возможность высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося  рисунка или поделки  с точки зрения технических или творческих навыков и т.п.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально      значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Описание тем

Месяц

Тема занятия

Програмное содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

Сентябрь

 

«Посмотри в окошко»

Рассматривание простых сюжетов по замыслу

Листы бумаги белого цвета, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей и клеевые кисточки.

Выявление уровня развития графических умений

Выставка детских работ

«Картинки для наших шкафчиков»

Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

Бумажные квадраты разного цвета, бум. Полоски разного цвета.

ознакомлены с разными способами вырезания из  полосок бумаги

Занятие -игра

«Вот поезд наш едет, колеса стучат…»

Освоение способа деления бруска пластилина стекой на одинаковые части.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, пуговицы.

Дети умеют составлять коллективную композицию из паровозиков и вагончиков

Занятие путешествие

«Вот какой у нас арбуз!»

Лепка ломтей арбуза-моделирование частей по размеру и форме.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, поворотный диск.

У детей сформиованно понятие о целом и его частях как взаимоважных формах существования одного и того же обьекта

Занятие -игра

Октябрь

«Вот какой у нас арбуз!»

Лепка ломтей арбуза-моделирование частей по размеру и форме.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, поворотный диск.

У детей сформиованно понятие о целом и его частях как взаимоважных формах существования одного и того же обьекта

Занятие -игра

«Золотые подсолнухи»

Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче.

Круги цветной бумаги желтого цвета, Геометрическая мозаика, речевые игры.

Дети понимают чувство ритма и композиции

Занятие-сказка

«Петя-петушок, золотой гребешок»

 Создание выразительного образа петушка из пластилина и природного материала.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, природный материал (шишки, желуди и т.д.)

дети умеют создавать выразительные образы петушка из пластилина

Занятие -игра

«Яблоко-спелое, красное, сладкое»

Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или  фломастерами

Краски гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, яблоко, нож, белая салфетка и тарелка- для рисования половинки яблока с натуры.

умеют изображать половинки яблока

Занятие -игра

Ноябрь

«Храбрый петушок»

Совершенствование техники владения кистью

Краски гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги.

дети свободно и уверенно ведут кисть по ворсу

Занятие -игра

«Вот ежик-ни головы, ни ножек…»

Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей «шубки»

Бруски пластилина разного цвета, стеки, материал для «иголок» (спички, трубочки)

Умеют лепить ежика передавая характерные особенности внешнего вида

Занятие -игра

«Муха-цокотуха»

Лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей строения (туловище, крылья, ножки) и окраски.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, бисер и мелкие пуговицы.

Умеют лепить насекомое в движении

Занятие-сказка

«Перчатки и котятки»

Формирование графических умений.

Краски гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги

Умеют самостоятельно создавать орнамент- по представлению или по замыслу

Занятие-сказка

Декабрь

«Зайка серенький стал беленьким»

Трансформация выразительного образа зайчика.

гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, ножницы .

Умеют видоизменять выразительный образ зайчика

Занятие-игра

«Полосатый коврик для кота»

Освоение нового способа-резание бумаги по линиям сгиба.

Бумажные квадраты, прямоугольники разного цвета, ножницы, кисточки, клеенки.

Умеют составлять гармоничную композицию

Творческая мастерская

«Морозные узоры» (зимнее окошко)

Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета.

Краски гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, ножницы, обложка для коллективной работы.

Умеют рисовать морозные узоры

Занятие-экскурсия

«Дед Мороз принес подарки»

Моделирование мешка из плоской формы (лепешки)путем преобразования в объемную.

Бруски пластилина разного цвета, стеки, бусины, пуговицы.

Продолжают учиться лепить фигуру человека

Занятие-игра

Январь

«Наша елочка»

Рисование новогодней елки

гуашевыми красками с передачей особенностей ее строения и размещения в пространстве

гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, ножницы

Умеют рисовать новогоднюю елку

Занятие-игра

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

Освоение приемов декоративного оформления комплектов зимней одежды.

гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, ножницы

Знают приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды

Занятие-игра

«Сонюшки- пеленашки»

Знакомство с видом народной куклы -пеленашкой.

гуашевые, кисти, палитры, листы бумаги, ножницы

Дети отличают кукол –пеленашек от других

Занятие-игра

«Кто-то в рукавичке живет» (по мотивам сказки рукавичка)

Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами.

Листы бумаги белого цвета, карандаши цветные. Несколько красивых рукавичек для рассматривания узоров.

Учатся передавать настроение героев

Занятие-экскурсия

Февраль

«Два жадных медвежонка»

Учит детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка.

Пластилин, коричневого, оранжевого, черного, зеленого цвета.

Умеют лепить медвежат конструктивным способом

Занятие -игра

«Вкусный сыр для медвежат»

Вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части (По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка)

У детей, бумажные мкруги желтого цвета, ножницы, бумажные круги, для наклеивания сырных дырочек.

Дети умеют делить бумажный круг пополам

Занятие -игра

«Веселые вертолеты» (Папин день)

Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолета.

Пластилин, стеки, спички, пуговицы/ салфетки, клеенки.

Имеют сильное желание поздравить пап

Занятие -игра

«Чайный сервиз для игрушек»

Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

Глина, стеки, колпачки фломастеов, клеенки. Салфетки.

Умеют лепить чайную пару самостоятельно

Занятие -игра

Март

«Цветы-сердечки»

Создание рельефных картин в подарок близким людям-мамам и бабушкам.

Пластилин, картонные заготовки разной формы и разного цвета, картонные сердечки, формы для игр в песке.

знают варианты изображения цветов с элементами сердечками

Занятие -игра

«Красивые салфетки»

Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы.

Бумажные квадраты и круги, краски гуашевые, кисти беличьи, салфетки.

Умеют рисовать узоры на салфетках разной формы

Занятие -игра

«Филимоновские игрушки-свистульки»

Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

4-5 филимоновских игрушек,дидактическая таблица, глина, дощечки, клеенки .

Сформировано представление о ремесле игрушечных дел мастеров

Занятие -игра

«Ракеты и кометы»

Освоение рационального способа деления квадрата на три треугольника (один большой для носа ракеты и два   маленьких для крыльев).

Листы темно-синего, фиолетового цвета, бумажные формы/ цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

Умеют вырезать ракеты рациональным способом

Занятие -игра

Апрель

«Кошка с воздушными шариками»

Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа (кошки, поранившей лапки)

Демонстрационный: фланеллеграф, листы бумаги белого цвета,по два круга или овала.

Умеют рисовать сюжеты по мотивам произведений

Занятие-конкурс

«Наш аквариум»

Активизация применения разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок.

Пластилин разных цветов, трубочки для коктейля, зубочистки, бусины, бисер, колпачки фломастеров.

Активизированно применение разных приемов лепки для создания водных растений

Занятие-конкурс

«Рыбки играют, рыбки сверкают» (на основе незавершенной композиции)

Развитие комбинаторных и композиционных умений.

Цветная бумага гладкокрашеная,кусочки яркой ткани, ножницы, клей, саклфетки, коробочки для обрезков, водоросли, камушки.

Умеют составлять гармоничные образы рыбок

Занятие-игра

«По реке плывет кораблик»

Сравнение способов лепки и конструирования.

Пластилин разныз цветов, трубочки для коктейля, подставки картонные.

Умеют отрезать стекой лишнее

Занятие-экскурсия

Май

«Мышонок-моряк»

Самостоятельное комбинирование освоенных приемов аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса.

Цветная бумага обрезки фантики салфетки белого или светло-голубого цвета ножницы клей цветные карандаши

Самостоятельно комбинируют освоенные приемы аппликации

Итоговый контроль открытое мероприятие

«Радуга -дуга, не давай дождя»

Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетание на цветовой модели.)

Листы белой и голубой бумаги большого формата кисточки разного размера краски баночки с водой подставки дя кисточек

Самостоятельно и творчески отражают свои представления о красивых природных явлениях

«У солнышка в гостях»

Закрепление техники вырезание округлых форм из квадратов разной величины.

Листы белой и голубой бумаги большого формата кисточки разного размера краски баночки с водой подставки дя кисточек 2-3 варианта композиции «У солнышка в гостях»

Умеют лучше вырезать округлые формы из квадратов

«Путаница-перепутаница»

Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография).

Пластилин разных цветов, трубочки для коктейля, зубочистки, бусины, бисер, колпачки фломастеров

Имеют развитое чувство воображения

На всех этапах обучения у детей будут развиваться  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, улучшатся  коммуникативные способности и приобретутся навыки работы в коллективе. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Одним из основных условий реализации программы является создание предметно – развивающей среды, накопление опыта художественно – творческой деятельности в различных её видах. Следующее условие – это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только надо научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда  каждый ребёнок сможет стать настоящим Волшебником. Ещё одним важным условием является широкое использование разных видов техник  и материалов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главное, чтобы ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого- либо сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству, раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к развитию сознания.

   Образовательный процесс на кружке строится таким образом, чтобы дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы и инструменты. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Знания о многообразии материалов помогают удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает  оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться друг с другом и педагогом по поводу работы.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества.

4. Методическое  обеспечение программы

                       Описание форм и методов проведения занятий

1. Словесные методы обучения:

беседа;

рассказ;

объяснение;

разъяснение;

вопросы проблемного и исследовательского характера;

                    словесные игры.

2. Наглядные методы обучения:

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

работа по образцу;

целевые прогулки, экскурсии.

3.  Практические методы обучения:

тренинг;

                    подвижные, пальчиковые развивающие  игры

                    изготовление детских работ

                     викторины

                     загадки

и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

 4.  Объяснительно-иллюстративные методы обучения:

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

5. Репродуктивные методы обучения (работа по образцам):

В этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

6. Частично-поисковые методы обучения:

Участие детей в коллективном поиске, выполнение вариативных задач

7.  Исследовательские методы обучения:

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

8. Проблемный метод обучения (беседа, проблемная ситуация, обобщение).

                                      Формы организации деятельности

Группами,

Парами,

Индивидуально.

Формы проведения занятий

     Занятия проводятся в разных формах: занятие-игра, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, праздник, путешествие, вернисаж, выставка, галерея, ярмарка, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.    

Материально-техническое обеспечение

  • помещение изостудии;
  • 4 стола на 6 посадочных мест;
  • 12стульев, соответствующие возрастным особенностям детей;
  • 4 мольберта;
  • компьютерный стол;
  • проектор, экран;
  • 12 досок для мела;
  • детский мягкий мини-диван;
  • ширма;
  • компьютер;
  • игрушки: мягкие, пластмассовые, бумажные, вязанные;
  • стол взрослый;
  • кубы разного размера; 
  • инвентарь для уборки рабочего места;
  • пластилин;
  • цветная бумага;
  • цветной и белый картон;
  • восковые мелки;
  • клей карандаш;
  • клей ПВА;
  • одноразовые тряпочки;
  • кисти разного размера;
  • гуашь;
  • стеки;
  • ножницы;
  • альбомы;
  • гофрированная бумага;
  • доски для лепки;
  • ватманы, обои, листы формата  А 3, А4;
  • фломастеры;
  • трафареты;
  • цветная бумага; гофрированная бумага;
  • рамочки для работ разного размера;
  • палитра.

Наглядный, демонстрационный  материал:

  •    альбом «Художники и их иллюстрации»;
  •    альбом «Рисуйте с нами»;
  •    альбом «Народный месяцеслов»;
  •    игры для восприятия цвета и развития руки;
  •    слайды и репродукции картин;
  • художественная литература;
  • репродукции картин;
  • предметы и папки ДПИ;
  • папки о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий.

5. Список литературы

1. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» парциальная программа художественно-эстетического развития детей 5-6 лет в изобразительной деятельности. Издательский дом «Цветной мир2», Москва 2014 г.-144 с.

2. Рубцова Е.С.  Лучшие поделки из солёного теста. РИПОЛ классик 2010 - 240 с.

3. Давыдова Г.Н.  Пластилинография. Цветочные мотивы – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 20011 -72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа курса художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки» для детей дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год

   Пояснительная запискаДошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлен...

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)

Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использование...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....