Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Юный читатель» для детей 5-7 лет.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка

 

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный читатель» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18), а так же в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2030 года включительно (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
  • Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
  • Уставом МАДОУ Детский сад 18 утвержденного приказом МО УО ГО Красноуфимск от 20.11. 2018г. №189.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_yunyy_chitatel.docx59.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

городского округа Красноуфимск Свердловской области

         СОГЛАСОВАНА:                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА:

       Педагогическим советом                                                                                                           Приказом заведующего МАДОУ Детский  сад 18                                                                                                  

       Протокол №______                                                                                                                    от__________2024    №________-ОД

       от_______2024г                                                                                                                            _______________Молвинских С.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ –  2 ГОДА

СОСТАВИТЕЛЬ:

Педагог дополнительного образования:

Гилева О.П.

Красноуфимск, 2024г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный читатель» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18), а так же в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2030 года включительно (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
  • Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
  • Уставом МАДОУ Детский сад 18 утвержденного приказом МО УО ГО Красноуфимск от 20.11. 2018г. №189.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования определяет владение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи ребенка – эта одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образовательное учреждение и родители. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание является необходимым условием полноценного развития личности.  Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе.

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию, когда одновременно решаются разные взаимосвязанные задачи – фонематические, лексические, грамматические, и на их основе – развитие связной речи.

    Для успешного овладения воспитанниками основ грамоты и письма необходимо использование современных технологий (здоровьесберегающей , игровой, ИКТ) ,которые помогут  осознать языковую действительность звук, слово, научиться элементарным навыкам чтения, сохранить и укрепить здоровье.

    Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

Данная рабочая программа разработана на основе парциальной программы Нищевой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который поможет сформировать первоначальные навыки чтения.

Содержание Программы выстроено таким образом, чтобы помочь воспитанникам овладеть звукобуквенным анализом, развить элементарные навыки чтения. Полученные на занятиях знания и опыт помогут детям легко адаптироваться и быть успешными в начальном звене школы.

Цель: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению чтению через приобретение навыка чтения слогов, слов, предложений и коротких текстов с помощью развивающих занятий.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у воспитанников элементарное представление об основных понятиях: звук, слог, слово, предложение;
  • познакомить с акустическими и артикуляционными свойствами звуков;
  • дать понятие об элементарных навыках звукового анализа и синтеза;
  • учить делить слова на слоги;
  • учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью;
  • учить определять количество и последовательность слов в предложении;
  • научить детей соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения и короткие тексты с помощью букваря Жуковой;

Развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику с помощью специальных игр и упражнений;
  • развивать произносительную и интонационную сторону речи;
  • упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие;
  • воспитывать культуру речевого общения;

Адресат программы.  Возраст воспитанников по программе 5 - 7 лет.

Срок освоения Программы: программа рассчитана на 2 года обучения.

Режим занятия: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, с группой 10 человек. Продолжительность занятия – 25 минут.

Форма обучения: очная.

Объем Программы: 36 занятий в год (с сентября по май).

Виды занятий. Основной формой занятия является групповое занятие.

Теоретические знания воспитанники получат через использование наглядных, словесных методов обучения.

Практическое обучение дети получат в практической и игровой деятельности, в процессе решения проблемных задач.

  Уровень Программы: традиционная.

   

 Возрастные и индивидуальные характеристики речевого развития детей 5–6 лет.

Характеристика речевого развития детей 5-6 лет.

На данном этапе речевого развития дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения. Не всегда четко произносятся шипящие звуки. Звук Р заменяется звуком Л или Й. Звук Л заменяется звуком ЛЬ. В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.

 Дети употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов, наречия, характеризующие отношения людей к труду. Называют по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.

 Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает. Оформляя фразу, ребенок использует основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы. Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными и прилагательными.

 Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения. Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Возрастные и индивидуальные характеристики речевого развития детей 6–7 лет.

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.

Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Воспитанник способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. Он начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах.  Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но уже начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

На этапе от 6 до 7 лет происходит интенсивное формирование фонематического слуха, умения делать звуковой анализ, выделять из слов отдельные звуки; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки являются основополагающими для начала обучения чтению. И именно в этом возрасте формируются речевые центры чтения, развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). Воспитанники начинают больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хотят узнать то, что написано ими, интересуются буквами, пытаются понять, что написано в книгах, на витринах магазинов. Все это, обеспечивает, потребность в чтении,  и готовность к нему.

1.2. Учебный план Программы.

Учебный тематический план на первый год обучения.

№п/п

Разделы

Количество часов

Форма

Аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «В мире речевых и неречевых звуков»

1

1

2

Игра

2.

Знакомство с гласными звуками и буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э». Знакомство со слогами.

2

5

7

Контрольное задание

3.

Знакомство с твердыми согласными звуками и буквами, их графическим изображением. Слияние звуков в слоги. Знакомство с предложением и его схемой. Обучение   навыкам звукового анализа. Знакомство с ударением, делением слов на слоги.

3

6

9

Контрольное задание

4.

Буква «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их графическое изображение.

2

5

7

Контрольное задание

5.

Мягкие согласные звуки, и буквы.

Их графическое изображение. Знакомство с буквой Й. Чтение слогов.

3

3

6

Контрольное задание

6.

Диагностика результативности

1

1

2

Контрольное задание. Чтение слогов и слов.

7.

Мини-проект «Моя любимая буква»

1

1

2

Проект «Моя любимая буква»

Итого:

13

23

36

1.3. Содержание учебного (тематического) плана.

Тема 1. Вводное занятие. 2 (часа)

Теория. Дать элементарное понятие о речевых и неречевых звуках.

Практика. Знакомство с гласными и согласными «звуками».

Тема 2. Знакомство с гласными звуками и буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э».  (7 часов)

Теория. Познакомить детей со звуками и буквами «А» «О» «У» «Ы» «Э», их графическим изображением.  

Практика. Игры-упражнения на интерактивной доске: «Найди загаданную букву», «Напиши правильно»; «Кто в каком домике живет». Знакомство со слогами АУ, УА. Написание букв на доске.

Тема 3. Знакомство с согласными звуками и буквами и их графическим изображением. Слияние звуков в слоги, слогов в короткие слова. Знакомство с предложением. (9 часов)

Теория. Познакомить детей с согласными звуками и буквами, их графическом изображении. Дать понятие о звуковом анализе.

Практика. Игры-упражнения на интерактивной доске «Схема-слово», «Раздели правильно», «Загадки и отгадки», «Слоговые домики», «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слог, слово, предложение», «Живые звуки», «Закрась букву, не выйди за контур». Знакомство с ударением.

Тема 4. Буквы «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их чтение и графическое изображение. (7 часов)

Теория. Познакомить детей с буквами «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их графическим изображением.

Практика. «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика», «Подскажи словечко», «Соедини правильно», «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». Чтение букв, их графическое изображение на интерактивной доске.

Тема5.  Мягкие согласные звуки и буквы. Их графическое изображение, слияние звуков в слоги, слогов в слова.

 (6 часов)

Теория. Знакомство с мягкими согласными звуками и буквами «ГЬ», «КЬ», «ВЬ»,«ФЬ»,«ЗЬ»,«СЬ»,«ХЬ»,«Ч», «Щ». Знакомство с буквой Й.

Практика. Игры-упражнения «Подскажи словечко», «Слово, схема», «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай», «Закончи предложение», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались», «Предмет, слово, схема». Графическое изображение букв, слияние звуков в слоги.

Тема 6. Диагностика результативности. (2 часа)

Теория. Закрепление пройденного материала.

Практика. Выполнение заданий по пройденному материалу.

Тема 7. Мини-проект «Моя любимая буква». (2 часа)

Теория. Совместное творчество родителей и детей в проекте «Моя любимая буква».

Практика. Изготовление любимой буквы детьми совместно с родителями взрослые вместе с воспитанниками из различных материалов (пластилина, солёного теста, бумаги и т.п.). Защита проекта.

1.4. Учебный план Программы.

Учебный тематический плана второй год обучения.

№п/п

Разделы

Количество часов

Форма

Аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Читаем слитно

Закрепление изученных гласных звуков. Слияние звуков в слоги

1

1

2

Контрольное задание

2.

Закрепление изученных твердых согласных звуков. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.

2

7

9

Контрольное задание

3.

Закрепление изученных мягких звуков Слияние звуков в слоги, слогов в слова.

2

7

9

Контрольное задание

4.

Чтение слов, слияние слов в предложения, предложений в тексты

2

10

12

Контрольное задание

5.

Диагностика результативности

1

1

2

Контрольное задание. Чтение слов, предложений и текстов

6.

Мини-проект «Моя первая книжка»

1

1

2

Проект «Моя первая книжка»

Итого:

9

27

36

Тема 1. Читаем слитно. Закрепление чтения слогов с гласными» А, У.

Теория. Закрепление чтения слогов.

Практика. Игры на фонематическое восприятие и фонематический слух.

Тема 2. Твердые согласные звуки. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.

Теория. Закрепление твердых согласных.  

Практика. Игра: «Какой буквы не стало». Обозначение букв фишками: красная, синяя.  Физ. минутка «Дикие животные». Водить пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги.  Определение слогов в немой артикуляции воспитателя. Выполнение задания - проанализировать прочитанные слоги, слова, узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла (произнес).

Тема 3. Мягкие согласные звуки. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.

Теория. Закрепление изученных мягких звуков. Обозначение букв фишками: красная, синяя, зеленая. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.

Практика. Слияние звуков в слоги, слогов в слова. Игра «Буква из манки», игра «Будь внимательным», игра «Придумай слово», упражнение «Сложи слог, слово». Упражнение «Дружба звуков» - составление из букв разрезной азбуки слов и прочитывание их. Физминутка. Чтение по букварю.

Тема 4. Чтение слов, слияние слов в предложения, предложений в тексты.

Теория.

Практика. Игра «Буква из палочек», игра «Будь внимателен» на выделение заданных звуков в ряду других  слогов, слов,  игра «Буква из конструктора»,  игра «Доскажи словечко», игра «Буква потерялась», упражнение «Сложи слог», игра «Начало, середина, конец». Чтение слов, предложений и текстов по букварю.

Тема 5. Диагностика результативности. (2 часа)

Теория. Закрепление пройденного материала.

Практика. Выполнение заданий по пройденному материалу.

Тема 6. Мини-проект «Моя первая книжка». (2 часа)

Теория. Совместное творчество родителей и детей в проекте «Моя первая книжка».

Практика. Изготовление книжки-малышки детьми совместно с родителями из различных материалов (пластилина, солёного теста, бумаги и т.п.). Защита проекта.

1.5. Планируемые результаты.

Предметные:

  • знает и правильно называет буквы русского алфавита;
  • соотносит звук и букву, понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
  • дает характеристику звукам по его акустическим и артикуляционным признакам;
  • определяет место звука в слове;
  • проводит звуковой анализ слов;
  • знает гласные звуки и различает согласные, твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки;
  • умеет графически изображать буквы русского алфавита;
  • умеет сливать звуки в слоги;
  • определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
  • правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

Метапредметные:

  • проявляет интерес к звучащему слову, чтению;
  • графически изображает печатные буквы русского алфавита в клетке;
  • произносиправильно звуки в словах, предложениях, стихах;

Личностные:

  • имеет устойчивый интерес к учебным занятиям;
  • может проявить настойчивость в достижении результатов, трудолюбие, ответственность, внимательность;
  • умеет самостоятельно выполнять задания.

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы.

2.1. Материально-техническое обеспечение программы.

2.2. Условия реализации Программы.

2.1. Материально-техническое обеспечение.

  • кабинет дополнительного образования в соответствии с СанПин;
  • столы и стулья в соответствии с возрастом и ростом воспитанников;
  • магнитно – маркерная доска;
  • интерактивная доска;
  • предметные картинки;
  • разрезные азбуки индивидуальные для каждого ребенка в конверте;
  • слоговые линейки;
  • таблицы слогов и слов;
  • магнитная «Азбука» Н.С. Жуковой;
  • букварь Н.С Жуковой.
  • Информационное обеспечение: нет.
  • Методические материалы.

Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021; Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: Легион Год, 2013.

2.2. Условия реализации Программы.

Программа предусматривает использования некоторых элементов образовательных технологий – технология группового обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, коммуникативная технология обучения, игровая технология, личностно-ориентированная, здровьесберегающая технологии.

Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, адаптивности, непрерывности и преемственности, практической направленности, научности, интегративности, наглядности и доступности.

На занятиях используются различные методы обучения:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

- наглядно-иллюстративные: демонстрации иллюстраций, графического образа буквы.

- практические: упражнения, игра, действия по показу; конструирование, рисование.

- работа с книгой, разрезной азбукой, магнитной азбукой, слоговыми таблицами.

Обучение чтению предполагает использование специфических методов именно для данного вида деятельности:

Фонетический метод. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе — обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.

Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Алгоритм занятий:

1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций, содержащих изображение, в названии которого есть изучаемый звук.

2.Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

3. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

4. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее вводится графический образ звука — буква. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а воспитанник, называет эту букву, затем отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия читаются слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов. Организуется чтение по букварю и с доски.

2.3. Кадровое обеспечение.   Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим соответствующее образование.

2.4. Формы аттестации и оценочные материалы.

Диагностика разработана на основе схемы определения языковой готовности, предложенной М. Р. Львовым.  Автором был разработан «Комплекс диагностических заданий, направленных на выявление уровня готовности к обучению грамоте». В данный комплекс вошло большое число общих компонентов, определяющих готовность ребёнка к обучению чтению и письму, позволяющих осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики.

Данный комплекс состоит из двух блоков:

– языкового;

– психомоторного.

Языковой блок представлен диагностическими заданиями, направленными на выявление уровня умения читать, делать звуковой анализ слова, дифференцировать звуки, составлять рассказы, пересказывать, понимать и самостоятельно составлять разнообразные грамматические конструкции, развития словарного запаса.

Психомоторный блок содержит задания, необходимые для обследования состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Для программы целесообразно применить только языковой блок, поэтому можно сказать, что была использована только часть диагностического комплекса.

Каждое задание комплекса оценивается по 3-х бальной системе:

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности воспитанника;

2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности воспитанника к обучению;

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе;

0 баллов свидетельствует о неспособности воспитанника справиться с заданием.

3. Список литературы.

1.Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021;

2.Педагогика и методика начала обучения: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Рамзаева Т.Г., Львов М.Р.  - Москва: Просвещение, 1979.

3.Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: ЛегионГод, 2013.

4. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. /Кириллова Л. - Москва: АСТ, АСТ- МОСКВА, Прайм - Еврознак; 2008.

5. Обучение детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"

Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,так как труд всегда был основой жизни.А.С. МакаренкоАктуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди восп...

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»

Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной  направленности "Учимся, играя"...