Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Юный читатель» для детей 5-7 лет.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
- Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный читатель» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18), а так же в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2030 года включительно (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
- Уставом МАДОУ Детский сад 18 утвержденного приказом МО УО ГО Красноуфимск от 20.11. 2018г. №189.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_yunyy_chitatel.docx | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»
городского округа Красноуфимск Свердловской области
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом Приказом заведующего МАДОУ Детский сад 18
Протокол №______ от__________2024 №________-ОД
от_______2024г _______________Молвинских С.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 2 ГОДА
СОСТАВИТЕЛЬ:
Педагог дополнительного образования:
Гилева О.П.
Красноуфимск, 2024г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
- Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный читатель» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18), а так же в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2030 года включительно (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
- Уставом МАДОУ Детский сад 18 утвержденного приказом МО УО ГО Красноуфимск от 20.11. 2018г. №189.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования определяет владение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи ребенка – эта одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образовательное учреждение и родители. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание является необходимым условием полноценного развития личности. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе.
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию, когда одновременно решаются разные взаимосвязанные задачи – фонематические, лексические, грамматические, и на их основе – развитие связной речи.
Для успешного овладения воспитанниками основ грамоты и письма необходимо использование современных технологий (здоровьесберегающей , игровой, ИКТ) ,которые помогут осознать языковую действительность звук, слово, научиться элементарным навыкам чтения, сохранить и укрепить здоровье.
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Данная рабочая программа разработана на основе парциальной программы Нищевой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который поможет сформировать первоначальные навыки чтения.
Содержание Программы выстроено таким образом, чтобы помочь воспитанникам овладеть звукобуквенным анализом, развить элементарные навыки чтения. Полученные на занятиях знания и опыт помогут детям легко адаптироваться и быть успешными в начальном звене школы.
Цель: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению чтению через приобретение навыка чтения слогов, слов, предложений и коротких текстов с помощью развивающих занятий.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у воспитанников элементарное представление об основных понятиях: звук, слог, слово, предложение;
- познакомить с акустическими и артикуляционными свойствами звуков;
- дать понятие об элементарных навыках звукового анализа и синтеза;
- учить делить слова на слоги;
- учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью;
- учить определять количество и последовательность слов в предложении;
- научить детей соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения и короткие тексты с помощью букваря Жуковой;
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику с помощью специальных игр и упражнений;
- развивать произносительную и интонационную сторону речи;
- упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие;
- воспитывать культуру речевого общения;
Адресат программы. Возраст воспитанников по программе 5 - 7 лет.
Срок освоения Программы: программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятия: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, с группой 10 человек. Продолжительность занятия – 25 минут.
Форма обучения: очная.
Объем Программы: 36 занятий в год (с сентября по май).
Виды занятий. Основной формой занятия является групповое занятие.
Теоретические знания воспитанники получат через использование наглядных, словесных методов обучения.
Практическое обучение дети получат в практической и игровой деятельности, в процессе решения проблемных задач.
Уровень Программы: традиционная.
Возрастные и индивидуальные характеристики речевого развития детей 5–6 лет.
Характеристика речевого развития детей 5-6 лет.
На данном этапе речевого развития дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения. Не всегда четко произносятся шипящие звуки. Звук Р заменяется звуком Л или Й. Звук Л заменяется звуком ЛЬ. В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.
Дети употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов, наречия, характеризующие отношения людей к труду. Называют по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.
Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает. Оформляя фразу, ребенок использует основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы. Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными и прилагательными.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения. Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Возрастные и индивидуальные характеристики речевого развития детей 6–7 лет.
Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Воспитанник способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. Он начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но уже начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
На этапе от 6 до 7 лет происходит интенсивное формирование фонематического слуха, умения делать звуковой анализ, выделять из слов отдельные звуки; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки являются основополагающими для начала обучения чтению. И именно в этом возрасте формируются речевые центры чтения, развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). Воспитанники начинают больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хотят узнать то, что написано ими, интересуются буквами, пытаются понять, что написано в книгах, на витринах магазинов. Все это, обеспечивает, потребность в чтении, и готовность к нему.
1.2. Учебный план Программы.
Учебный тематический план на первый год обучения.
№п/п | Разделы | Количество часов | Форма Аттестации/контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие «В мире речевых и неречевых звуков» | 1 | 1 | 2 | Игра |
2. | Знакомство с гласными звуками и буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э». Знакомство со слогами. | 2 | 5 | 7 | Контрольное задание |
3. | Знакомство с твердыми согласными звуками и буквами, их графическим изображением. Слияние звуков в слоги. Знакомство с предложением и его схемой. Обучение навыкам звукового анализа. Знакомство с ударением, делением слов на слоги. | 3 | 6 | 9 | Контрольное задание |
4. | Буква «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их графическое изображение. | 2 | 5 | 7 | Контрольное задание |
5. | Мягкие согласные звуки, и буквы. Их графическое изображение. Знакомство с буквой Й. Чтение слогов. | 3 | 3 | 6 | Контрольное задание |
6. | Диагностика результативности | 1 | 1 | 2 | Контрольное задание. Чтение слогов и слов. |
7. | Мини-проект «Моя любимая буква» | 1 | 1 | 2 | Проект «Моя любимая буква» |
Итого: | 13 | 23 | 36 |
1.3. Содержание учебного (тематического) плана.
Тема 1. Вводное занятие. 2 (часа)
Теория. Дать элементарное понятие о речевых и неречевых звуках.
Практика. Знакомство с гласными и согласными «звуками».
Тема 2. Знакомство с гласными звуками и буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э». (7 часов)
Теория. Познакомить детей со звуками и буквами «А» «О» «У» «Ы» «Э», их графическим изображением.
Практика. Игры-упражнения на интерактивной доске: «Найди загаданную букву», «Напиши правильно»; «Кто в каком домике живет». Знакомство со слогами АУ, УА. Написание букв на доске.
Тема 3. Знакомство с согласными звуками и буквами и их графическим изображением. Слияние звуков в слоги, слогов в короткие слова. Знакомство с предложением. (9 часов)
Теория. Познакомить детей с согласными звуками и буквами, их графическом изображении. Дать понятие о звуковом анализе.
Практика. Игры-упражнения на интерактивной доске «Схема-слово», «Раздели правильно», «Загадки и отгадки», «Слоговые домики», «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слог, слово, предложение», «Живые звуки», «Закрась букву, не выйди за контур». Знакомство с ударением.
Тема 4. Буквы «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их чтение и графическое изображение. (7 часов)
Теория. Познакомить детей с буквами «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И», их графическим изображением.
Практика. «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика», «Подскажи словечко», «Соедини правильно», «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». Чтение букв, их графическое изображение на интерактивной доске.
Тема5. Мягкие согласные звуки и буквы. Их графическое изображение, слияние звуков в слоги, слогов в слова.
(6 часов)
Теория. Знакомство с мягкими согласными звуками и буквами «ГЬ», «КЬ», «ВЬ»,«ФЬ»,«ЗЬ»,«СЬ»,«ХЬ»,«Ч», «Щ». Знакомство с буквой Й.
Практика. Игры-упражнения «Подскажи словечко», «Слово, схема», «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай», «Закончи предложение», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались», «Предмет, слово, схема». Графическое изображение букв, слияние звуков в слоги.
Тема 6. Диагностика результативности. (2 часа)
Теория. Закрепление пройденного материала.
Практика. Выполнение заданий по пройденному материалу.
Тема 7. Мини-проект «Моя любимая буква». (2 часа)
Теория. Совместное творчество родителей и детей в проекте «Моя любимая буква».
Практика. Изготовление любимой буквы детьми совместно с родителями взрослые вместе с воспитанниками из различных материалов (пластилина, солёного теста, бумаги и т.п.). Защита проекта.
1.4. Учебный план Программы.
Учебный тематический плана второй год обучения.
№п/п | Разделы | Количество часов | Форма Аттестации/контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Читаем слитно Закрепление изученных гласных звуков. Слияние звуков в слоги | 1 | 1 | 2 | Контрольное задание |
2. | Закрепление изученных твердых согласных звуков. Слияние звуков в слоги, слогов в слова. | 2 | 7 | 9 | Контрольное задание |
3. | Закрепление изученных мягких звуков Слияние звуков в слоги, слогов в слова. | 2 | 7 | 9 | Контрольное задание |
4. | Чтение слов, слияние слов в предложения, предложений в тексты | 2 | 10 | 12 | Контрольное задание |
5. | Диагностика результативности | 1 | 1 | 2 | Контрольное задание. Чтение слов, предложений и текстов |
6. | Мини-проект «Моя первая книжка» | 1 | 1 | 2 | Проект «Моя первая книжка» |
Итого: | 9 | 27 | 36 |
Тема 1. Читаем слитно. Закрепление чтения слогов с гласными» А, У.
Теория. Закрепление чтения слогов.
Практика. Игры на фонематическое восприятие и фонематический слух.
Тема 2. Твердые согласные звуки. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.
Теория. Закрепление твердых согласных.
Практика. Игра: «Какой буквы не стало». Обозначение букв фишками: красная, синяя. Физ. минутка «Дикие животные». Водить пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги. Определение слогов в немой артикуляции воспитателя. Выполнение задания - проанализировать прочитанные слоги, слова, узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла (произнес).
Тема 3. Мягкие согласные звуки. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.
Теория. Закрепление изученных мягких звуков. Обозначение букв фишками: красная, синяя, зеленая. Слияние звуков в слоги, слогов в слова.
Практика. Слияние звуков в слоги, слогов в слова. Игра «Буква из манки», игра «Будь внимательным», игра «Придумай слово», упражнение «Сложи слог, слово». Упражнение «Дружба звуков» - составление из букв разрезной азбуки слов и прочитывание их. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 4. Чтение слов, слияние слов в предложения, предложений в тексты.
Теория.
Практика. Игра «Буква из палочек», игра «Будь внимателен» на выделение заданных звуков в ряду других слогов, слов, игра «Буква из конструктора», игра «Доскажи словечко», игра «Буква потерялась», упражнение «Сложи слог», игра «Начало, середина, конец». Чтение слов, предложений и текстов по букварю.
Тема 5. Диагностика результативности. (2 часа)
Теория. Закрепление пройденного материала.
Практика. Выполнение заданий по пройденному материалу.
Тема 6. Мини-проект «Моя первая книжка». (2 часа)
Теория. Совместное творчество родителей и детей в проекте «Моя первая книжка».
Практика. Изготовление книжки-малышки детьми совместно с родителями из различных материалов (пластилина, солёного теста, бумаги и т.п.). Защита проекта.
1.5. Планируемые результаты.
Предметные:
- знает и правильно называет буквы русского алфавита;
- соотносит звук и букву, понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- дает характеристику звукам по его акустическим и артикуляционным признакам;
- определяет место звука в слове;
- проводит звуковой анализ слов;
- знает гласные звуки и различает согласные, твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки;
- умеет графически изображать буквы русского алфавита;
- умеет сливать звуки в слоги;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
Метапредметные:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению;
- графически изображает печатные буквы русского алфавита в клетке;
- произносиправильно звуки в словах, предложениях, стихах;
Личностные:
- имеет устойчивый интерес к учебным занятиям;
- может проявить настойчивость в достижении результатов, трудолюбие, ответственность, внимательность;
- умеет самостоятельно выполнять задания.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы.
2.1. Материально-техническое обеспечение программы.
2.2. Условия реализации Программы.
2.1. Материально-техническое обеспечение.
- кабинет дополнительного образования в соответствии с СанПин;
- столы и стулья в соответствии с возрастом и ростом воспитанников;
- магнитно – маркерная доска;
- интерактивная доска;
- предметные картинки;
- разрезные азбуки индивидуальные для каждого ребенка в конверте;
- слоговые линейки;
- таблицы слогов и слов;
- магнитная «Азбука» Н.С. Жуковой;
- букварь Н.С Жуковой.
- Информационное обеспечение: нет.
- Методические материалы.
Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021; Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: Легион Год, 2013.
2.2. Условия реализации Программы.
Программа предусматривает использования некоторых элементов образовательных технологий – технология группового обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, коммуникативная технология обучения, игровая технология, личностно-ориентированная, здровьесберегающая технологии.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, адаптивности, непрерывности и преемственности, практической направленности, научности, интегративности, наглядности и доступности.
На занятиях используются различные методы обучения:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение.
- наглядно-иллюстративные: демонстрации иллюстраций, графического образа буквы.
- практические: упражнения, игра, действия по показу; конструирование, рисование.
- работа с книгой, разрезной азбукой, магнитной азбукой, слоговыми таблицами.
Обучение чтению предполагает использование специфических методов именно для данного вида деятельности:
Фонетический метод. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе — обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Алгоритм занятий:
1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций, содержащих изображение, в названии которого есть изучаемый звук.
2.Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
3. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
4. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее вводится графический образ звука — буква. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а воспитанник, называет эту букву, затем отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия читаются слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов. Организуется чтение по букварю и с доски.
2.3. Кадровое обеспечение. Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим соответствующее образование.
2.4. Формы аттестации и оценочные материалы.
Диагностика разработана на основе схемы определения языковой готовности, предложенной М. Р. Львовым. Автором был разработан «Комплекс диагностических заданий, направленных на выявление уровня готовности к обучению грамоте». В данный комплекс вошло большое число общих компонентов, определяющих готовность ребёнка к обучению чтению и письму, позволяющих осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики.
Данный комплекс состоит из двух блоков:
– языкового;
– психомоторного.
Языковой блок представлен диагностическими заданиями, направленными на выявление уровня умения читать, делать звуковой анализ слова, дифференцировать звуки, составлять рассказы, пересказывать, понимать и самостоятельно составлять разнообразные грамматические конструкции, развития словарного запаса.
Психомоторный блок содержит задания, необходимые для обследования состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Для программы целесообразно применить только языковой блок, поэтому можно сказать, что была использована только часть диагностического комплекса.
Каждое задание комплекса оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности воспитанника;
2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности воспитанника к обучению;
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе;
0 баллов свидетельствует о неспособности воспитанника справиться с заданием.
3. Список литературы.
1.Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021;
2.Педагогика и методика начала обучения: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. - Москва: Просвещение, 1979.
3.Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: ЛегионГод, 2013.
4. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. /Кириллова Л. - Москва: АСТ, АСТ- МОСКВА, Прайм - Еврознак; 2008.
5. Обучение детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Свет жизни»
Основы православной культуры...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"
Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,так как труд всегда был основой жизни.А.С. МакаренкоАктуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди восп...
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»
Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"...