ФОП ДО и ФАОП ДО: Изменения в работе педагога-психолога в группах комбинированной и компенсирующей направленности в инклюзивной практике
консультация по коррекционной педагогике

Муратова Людмила Григорьевна

Выступление на городском МО педагогов-психологов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenie_na_mo_26.10.23.ppt_muratovoy.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ДО – от теории к практике консультация для педагогов МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №232» Автор-составитель: О.А. Бакулевич, заместитель заведующего по ВМР ФОП ДО и ФАОП ДО: Изменения в работе педагога-психолога в группах комбинированной и компенсирующей направленности в инклюзивной практике Педагог-психолог Л.Г. Муратова МБДОУ детского сада №50 Выступление на городском МО педагогов-психологов 26.10.23

Слайд 2

«Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства» Амелия Эрхарт

Слайд 3

Государственная политика в области дошкольного образования На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (15 декабря 2022 года) глава государства уделил особое внимание регулярному обновлению образовательных пространств ДО, тиражированию положительного опыта ДОУ как источника лучших практик, методик и кадров. Следующим шагом государственной политики в области ДО стала разработка Федеральных образовательных программ дошкольного образования . С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по ФОП ДО или ФАОП ДО (для детей той или иной нозологической группы) или по обеим программам , если в ДОУ есть группы комбинированной направленности .

Слайд 4

Нозологические группы обучающихся(ФАОП ДО) 1. Дети нарушениями слуха . 2. Обучающиеся с нарушениями зрения . 3. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); 5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС); 7. Воспитанники с умственной отсталостью и/или интеллектуальными нарушениями (УО); 8. Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Слайд 5

Целевые группы ( ФОП ДО) 1.Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития 2. Обучающиеся с ООП ( с особыми образовательными потребностями) Дети с ОВЗ и инвалидностью; Дети под диспансерным наблюдением, часто болеющие; Дети с трудностями развития, социальной адаптации; Одаренные обучающиеся; 3. Дети в трудной жизненной ситуации ; 4. Дети, находящиеся в социально-опасном положении ; 5. Дети «группы риска» ( годовой отчет педагога-психолога?) В журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» № 9, 2023 год есть материал «Пять целевых групп для адресной психологической помощи», даны рекомендации по оптимизации работы педагога-психолога, поиску общих направлений работы с разными целевыми группами.

Слайд 6

Единство задач воспитания и образования Педагог-психолог наряду реализацией своего перспективного плана проводит мероприятия вместе другими педагогическими работниками в соответствии с календарным планом воспитательной работы ( размещен на официальном сайте ДОУ) - включите в план акции и проекты в соответствии с семью направлениями воспитания), поскольку совместная культурно-досуговая деятельность имеет большой воспитательный потенциал

Слайд 7

Психологические акции «Лестница любви» ( следы с надписями «Обнимите друг друга», «Назовите друг друга ласково» и пр.); «Ларец пожеланий »( родитель с ребенком вынимает из ларца позитивное или шуточное пожелание, комплимент на день); «Копилка талантов»( участие родителей с ребенком в любом мастер-классе , например, по развитию эмоционального интеллекта, признаков одаренности ; «Смайлики любви»; «Забор(стена) психологической разгрузки » (родители оставляют пожелания о работе детского сада, группы, педагога-психолога, отрывают прикрепленные на скотч релаксационные упражнения или пожелания) ; «Радуга настроения» ( в основе лежит методика цветовых выборов Люшера);

Слайд 8

Изменения терминологии, используемой в документации педагога-психолога дети, воспитанники целесообразно заменить на обучающиеся; работа с родителями(законными представителями) заменена на работу с семьей обучающихся; Педагогические работники (вместо воспитатели, специалисты); НОД заменена на занятие. Работу педагога-психолога вы называете занятием , если время на него предусмотрено старшим воспитателем, методистом в расписании занятий, в учебном плане ДОУ в соответствии с санитарными нормами). В противном случае вы употребляете термины: «диагностическая ситуация», «развивающая ситуация», «культурная практика» (2 половина дня) и пр.

Слайд 9

Изменения обязательной документации согласия на проведение психолого-педагогической работы; ИОМ ребенка-инвалида (ФОП ДО). Необходимо внести изменения в маршрут в зависимости от нозологической группы ребенка, формулировки вы можете взять в ФАОП ДО; карта развития, ИОМ всех обучающихся (для групп, реализующих ФАОП ДО); СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ №__ на проведение педагогом-психологом в 2023-2024 учебном году индивидуальной и подгрупповой диагностической, коррекционно-развивающей, психопрофилактической и других видов работы в соответствии с должностными обязанностями и Профессиональным стандартом педагога-психолога (Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015г.) с сохранением конфиденциальности данных о ребенке № п/п Ф.И. ребёнка ФИО родителя (законного представителя) Даю согласие на работу психолога с моим ребёнком (роспись) Не даю согласие на работу психолога с моим ребёнком (роспись) Дата

Слайд 10

Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи , единство подходов в ДОУ и семье в вопросах образования, воспитания и развития, укрепления здоровья обучающихся различных нозологических и целевых групп. принцип, на который мы должны опираться в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО- это приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка, развитие ответственного и осознанного родительства. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка, а педагог-психолог и другие педагогические работники будут в этом помогать и информировать родителей( законных представителей)о мерах господдержки семей с детьми дошкольного возраста.

Слайд 11

Направления взаимодействия с семьями Диагностико-аналитическое (сбор данных о семьях, их запросов, планирование работы по результатам диагностики. Просветительское ( просвещение по вопросам развития детей, выбора методов их обучения и воспитания) Консультационное (консультирование по вопросам взаимодействия с обучающимися различных нозологических или целевых групп, особенностям их поведения и пр.)

Слайд 12

Занятия как форма работы педагога-психолога Занятие, когда дети сидят за столами, эксперты считают неправильным. ФОП ДО дает такое определение занятию. Это интересное и полезное дело, которое развивает инициативу и самостоятельность обучающихся различных нозологических и целевых групп, учитывает их интересы, потребности и желания. Когда мы планируем образовательные ситуации, культурные практики, тематические события, психологические и волонтёрские акции, мы должны учитывать особенности современных детей, многие из которых трудности в социально-коммуникативной сфере, причин чему множество. В журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» № 9, 2023 год есть материал «Как составить программу фронтальных занятий по ФОП ДО». Не забываем, что в соответствии с ФАОП ДО предусмотрены только индивидуальные и подгрупповые занятия

Слайд 13

Приемы, которые сделают занятия педагога-психолога интересным и помогут решить задачи ФОП ДО и ФАОП ДО. Опирайтесь на опыт детей . Прежде чем рассказывать самим, выясните, что знают об этом дети. Принимайте любые ответы детей. Удивляйте и сами искренне удивляйтесь , как многое они знают и умеют, создавайте у обучающихся любой целевой или нозологической группы ситуацию успеха, опираясь на зоны актуального и ближайшего развития. Будьте гибкими и мобильными Завершите занятие вопросами и рефлексией). (Зачем вам это знать? Как вам это пригодится в школе, в жизни? Кому мы об этом расскажем? Что было трудно, легко, интересно?).

Слайд 14

Программы для работы педагога-психолога Выбираются на усмотрение образовательной организации (ФИРО, а также все программы, где написано соответствует ФГОС ДО, или те, которые изданы после октября 2013 года . Если ранее я брала за основу программ коррекционной работы программы О.А. Шороховой «Играем в сказку», О.А. Монаковой «Путешествие с гномом», Л.М. Щипицыной «Азбука общения», то теперь мне понадобилось подбирать другие программы, поскольку ранее названные программы не переиздавались после 2003-2006 гг. Проверьте программы, которые вы используете в работе. Необходимо по этому же принципу обновить материалы для стартовой и итоговой диагностики обучающихся.

Слайд 15

Рефлексия Обязательный компонент занятия педагога-психолога или другого педагога-психолога(в рамках экспертной работы педагога-психолога). рефлексия - умение фиксировать и анализировать собственные эмоции и чувства, поведение, самочувствие, личностные черты; рефлексия может проводиться в форме индивидуального или общего разговора, рисунки, фотографии, видео). Рефлексия может быть отсроченная , когда занятие уже закончилось, то есть может быть занятие с открытым концом.

Слайд 16

Технологии Деятельность педагога-психолога может осуществляться как в традиционной форме , так и в дистанционном формате , с использованием ИКТ (ADALIN MOSPSI) , технологии развития эмоционального интеллекта («Жизненные навыки» С.В. Кривцовой), использование: открытых вопросов; развивающих дидактических игр; логических упражнений; занимательных задач; ТРИЗ

Слайд 17

Диагностическая работа . Задачи Выявить обучающихся, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Провести раннюю диагностику отклонений в развитии причин трудностей социальной адаптации. Изучить индивидуальные образовательные и социально-коммуникативные потребности обучающихся различных нозологических и целевых групп. Изучить социальную ситуацию развития и условий семейного воспитания, уровень адаптации и адаптивных возможностей обучающихся. Изучить направленность детской одаренности, интересов и склонностей обучающихся. Организовать системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающихся и условиями, которые соответствуют индивидуальным потребностям.

Слайд 18

Новые задачи диагностической работы по ФОП ДО Пункт 16.10. ФОП ДО- в ыявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, определить причину трудностей в освоении ОП ДО. Пункт 28.1 ФОП ДО закрепляет в числе задач диагностику общего развития и возможностей коммуникации с учетом особенности нозологической группы. 1.Выявить детей-мигрантов с трудностями в обучении и социально-психологической адаптации, оценить этнокультурную природу трудностей. 2. Провести диагностику детей «группы риска». Изучить неблагоприятные факторы социокультурной и образовательной среды. 3. Провести диагностику обучающихся под диспансерным наблюдение и часто болеющих детей.

Слайд 19

Новые задачи диагностики по ФАОП ДО Определить зону актуального развития обучающихся с ОВЗ, посещающих ваше ОУ, отнесенных к различным нозологическим группам. Выявить трудности в обучении и социализации детей с ОВЗ. Определить зону ближайшего развития и резервные возможности обучающихся. («Справочник педагога-психолога. Детский сад», №2, 2023год, стр. 55 «Как определить зону ближайшего развития») Обратите внимание, что в Стандарт психолога внесены изменения в по отношению к детям с РАС

Слайд 20

В журнале «Справочник педагога-психолога», № 4, 2023 год ( стр. 6-18) Предложены задания для диагностики ребенка (4-5 лет и 6- 7 лет) с нормой развития и с ОВЗ педагогом-психологом и воспитателем. Изучаются общая осведомлённость, моторная сфера, графические навыки, внимание, память, восприятие, конструктивный праксис, речевая сфера, игровая деятельность, социально-коммуникативное развитие. Бланк для итоговой диагностики обучающегося совместно с педагогом включает в себя данные наблюдения (как основного метода мониторинга применительно к детям дошкольного возраста) включает анализ контакта обучающегося, эмоционально-волевой сферы, жестов и мимики, общей и тонкой моторики, кругозора, познавательных психических процессов и игровой деятельности. Полученные данные должны отражаться в Карте развития обучающегося (в том случае, если ДОУ реализует ФАОП ДО для детей той или иной нозологической группы). Электронная версия статьи по ссылке e . psihologsad . ru .

Слайд 21

Консультативная работа 1.Разработать рекомендации по основным направлениям работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации для всех участников образовательных отношений (приемы и методы работы в зоне ближайшего развития ребенка – «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №2, 2023 год, с. 12.). - скаффолдинг-приемы временной адаптивной помощи педагога ребенку в решении трудной задачи; - алгоритм приемов «Я делаю, мы делаем, вы делаете», «Дозированная помощь» 2. Запланировать и организовать консультации с семьями обучающихся, чтобы выбрать стратегии воспитания, образования и развития в ДОУ и семье. 3. Провести консультации в формате мини-консилиума с педагогическими работниками по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей (знакомство их с техниками «Я-слушания», «Эмоционального реагирования» и пр.). («Как облегчить адаптацию детей с ОВЗ» , №9, 2023 г., стр.70).

Слайд 22

Консультативная работа Новые задачи по ФОП ДО 1.Провести консультации с семьями обучающихся и педагогическими работниками по вопросам общения, коррекции, развития и адаптации одаренных детей и детей мигрантов, обучающихся «группы риска» и билингвов. «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №2, 2023 г., стр.43 «Как общаться с проблемными детьми»). В журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №5, 2023 год есть образец аналитического отчета по ФАОП ДО. Конструктор формулировок для всех нозологических групп(стр.6).

Слайд 23

Консультативная работа Новые задачи по ФАОП ДО 1. Провести консультации с семьями и педагогическими работниками по вопросам общения, коррекции, развития и адаптации, обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп и детей-инвалидов . 2. Провести консультации с семьями и педагогическими работниками по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы по развитию и коррекции личности обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №5, 2023 г., стр.60 «Диагностическая карта и игры на развитие коммуникативных навыков детей с РАС» - этот материал можно использовать при составлении ИОМ, ведении карты развития, проведении ППк,; «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №12, 2022 г., стр.7 «Карта видов агрессии», чтобы определить причины поведения ребенка, «Как организовать работу с ребенком-аутистом», стр. 14).

Слайд 24

Информационно-просветительская работа Провести лекции, беседы с участниками образовательных отношений , подготовить информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей. Принять участие в мероприятиях по плану образовательной организации или городского МО педагогов-психологов, в профессиональных конкурсах различного уровня. Организовать общение и сетевое взаимодействие с социокультурным пространством ДОУ, микрорайона, города, Ставропольского края (ПМПК, КДН, детской поликлиникой, психологическими и реабилитационными центрами). Новые задачи по ФОП ДО Провести тематические мероприятия, онлайн-консультации для педагогических работников, родителей (законных представителей) и членов семей, обучающихся тех целевых групп , которые есть в вашем ДОУ (одаренных и пр.) Новые задачи по ФАОП ДО Провести тематические мероприятия, онлайн-консультации для педагогических работников, родителей (законных представителей) и членов семей, обучающихся нозологических групп , которые есть в вашем ДОУ.

Слайд 25

Рабочая программа педагога-психолога В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10 за октябрь 2023 года (стр. 4-9) размещена статья «Рабочая программа-документ, которой не предусматривает закон, но требуют проверяющие» Региональные органы контроля и надзора требуют от педагогов ДОУ рабочие программы, хотя в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО такого требования нет. Редакция журнала это выяснила по итогам всероссийского опроса, сформулировала предложения и направили их в Рособрнадзор, Комитет Госдумы по просвещению и в министерство Просвещения с предложением до 1 сентября 2023 года направить разъяснения в субъекты о необходимости или ненужности рабочих программ педагогов ДО, чтобы снизить документальную нагрузку на педагогических работников. Если требование писать рабочие программы содержат региональные нормативные акты , то оспорить их мы сможем только после официального разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которого пока не поступило.

Слайд 26

Структура рабочей программы педагога-психолога . Прежде чем писать рабочую программу, изучите АОП ДО и ОП ДО, реализуемые в вашем ДОУ. Многие разделы из них вы можете перенести в свои рабочие программы, сделав активные ссылки на эти документы , расположенные на официальном сайте ДОУ, или указав разделы и страницы. Титульный лист принята Педагогическим советом, протокол, дата; утверждена заведующим, дата, приказ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные направления деятельности педагога-психолога и рабочей программы «Психологическое сопровождение ребенка и семьи» (далее-Программа) определяются с учетом вида ДОУ и особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР, ЗПР и пр. Программа разработана на основе следующих документов

Слайд 27

Нормативная база рабочей программы педагога-психолога - Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ от 30.09.2022 г. № 874; -Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (далее - ФАОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022; -СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28; -Сан ПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2; -Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021);

Слайд 28

Нормативная база рабочей программы педагога-психолога - Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2023 г. № 73027; - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264); Устав, АОП ДО для обучающихся с ТНР, АОП ДО для обучающихся с ЗПР, ОП ДО, программа развития, локальные акт ДОУ. Далее прописать с какими возрастными группами вы работаете, какие в них реализуются программы (АОП для обучающихся с ТНР, НОДА, ЗПР и пр. ОП ДО (может реализоваться в группе целиком, в разновозрастной группе, в комбинированной (например, с ТНР и с обучающимися без речевых нарушений), далее укажите какие в них есть целевые группы.

Слайд 29

1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1.Цели и задачи реализации Программы (прописать задачи по направлениям работы педагога-психолога- диагностическая работа, консультативная, информационно-просветительская, экспертная и пр.) 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3 . Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенности развития обучающихся 6-8 лет с ТНР, ЗПР и пр . (всех нозологических и целевых групп, с которыми вы работаете), особенности социокультурной среды( + стороны и риски). 1.1.4. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы обучающимися дошкольного возраста по нозологическим или целевым группам, для которых предназначена Программа. 1.1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (периодичность проведения мониторинга, цели, диагностические методики, используемые педагогом-психологом для обучающихся различных целевых или нозологических групп). Большинство разделов копируете из АОП ДО или ОП ДО ДОУ или делаете активную ссылку на эти документы.

Слайд 30

2.Содержательный раздел 2.1.Содержание образовательной деятельности педагога-психолога по пяти образовательным областям в соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога. 2.1.1.Психологическая диагностика. 2.1.2. Психологическая экспертиза образовательных программ, комфортности и безопасности образовательной среды. 2.1.3. Консультативно-просветительское 2.1.4.Консультативно-просветительское 2.1.5. Организационно-методическая работа. 2.1.6. Психологическая профилактика. 2.1.7. Коррекционно-развивающая работа. 2.1.7.1. Календарно- тематическое планирование по возрастным, нозологическим и целевым группам (в зависимости от специализации детского сада). 2.1.7.2. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках ППк и вариативных форм образования (служба ранней помощи, «Мамина школа» и пр.).

Слайд 31

3.Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение (среда кабинета должна отвечать образовательным потребностям обучающихся различных целевых(ФОП ДО) и нозологических групп(ФАОП ДО). В журнале «Справочник педагога-психолога» №7,2023г., стр. 6 есть описание оснащения кабинета психолога в соответствии с данными требованиями по зонам(первичного приема, консультативной, диагностической работы)и рабочей зоны психолога(рабочий стол, нормативно-правовая документация, шкаф с замком для хранения конфиденциальной информации-карт развития, номенклатурных дел обучающихся-инвалидов и пр.). 3.2. Развивающая предметно-пространственная среда (перечислить, описать для чего используется в работе с обучающимися разных целевых и нозологических групп). 3.3 . Методическое оснащение программы по направлениям работы психолога (все программы должны быть в наличии или хотя бы в компьютерном варианте).

Слайд 32

Выводы: 1. В ходе методического объединения педагогов-психологов проанализированы особенности работы педагога-психолога с различными целевыми и нозологическими группами в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО, а также в инклюзивной практике. 2. Даны рекомендации по внесению изменений в диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую работу, экспертизу образовательных программ и документацию педагога-психолога в соответствии с новыми требованиями с 01.09.2023. 3.Внести коррективы в содержание деятельности педагога-психолога в рамках ППк и вариативных форм образования (служба ранней помощи, «Мамина школа» и пр.).

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процессав работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222»....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет на тему: «Я и моё имя»

     Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему  имени, как одной из составляющих позитивного образа «Я». Задачи:Формировать у воспитанников ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...

Перспективный план ОО "Речевое развитие " в подготовительной группе комбинированной и компенсирующей направленности

План работы с детьми в ОО "Речевое развитие"подготовительная группа комбинированной и компенсирующей направленности с использованием ИКТ....